Дефицит сострадания

Айза Барзанукаева
Мысли вслух

Для нас привычно и понятно выражение «красный день календаря». Эти «красные» даты сопровождали нас всю жизнь, внося в нее разнообразные оттенки,- 1 мая, 7 Ноября, 8 Марта и т.д. и т.п. Одни даты «приказали долго жить», иные приобрели другой смысл, а третьи продолжают скрашивать нашу жизнь, внося в нее какое-то своеобразие.
Нынче же в нашу жизнь вошло понятие «черные даты». Одни из них известны во всем мире. Например, 11 сентября 2001 года. Другие тоже известны, но, к сожалению, не во всем мире – 11 декабря 1994 года. Хотя за этими и подобными этим датами стоят огромные цифры человеческих жертв и разрушений. Знакомы названия  населенных  пунктов и известна постигшая их участь: Каспийск, Пятигорск, Владикавказ, Кисловодск, ул. Гурьянова, Каширское шоссе, Дубровка и станция метро « Рижская » в Москве.
О них говорят все везде и много. Им сочувствуют. Все. В том числе и мы, чеченцы, тоже им сочувствуем. И в то же время почему-то не становятся  всеобщим достоянием названия населенных пунктов нашей республики, разделивших горькую участь с ними или познавших еще большую степень жестокости и насилия, повторивших судьбу Хатыни и Лидице, – Харсеной, Гойское, Комсомольское, Самашки, Бамут, Сержень-юрт, Жани-Ведено…
Горько, очень горько осознавать, что людей стали делить по признаку первосортности или второсортности. Ведь все живущие на Земле люди должны руководствоваться  общими для всех религий заповедями добра, человечности, сострадания. Ведь Зло, независимо от кого бы ни исходило, оно всегда зло, сильное в своем  разрушительстве, жестокости, бесчеловечности. У всех на устах ставшее расхожим выражение «преступники не имеют национальности».  Тогда почему же зло, творимое представителями какой бы то ни было национальности,  должно окрашиваться в несуществующий национальный признак, почему оно непременно должно иметь чеченские корни?! Ведь последнее преступление, совершенное в Беслане,  было интернационально в международных   масштабах.
Бесполезно говорить об известных и для всех ясных вещах. Да и неблагодарно. Но тем не менее, думаю, не покривлю  душой, если скажу, что более всех сочувствующих и сострадающих жителям Беслана были мы, чеченцы. Именно мы более всех понимаем, чтО кроется за всем этим и как это делается. Мир (а вместе с ним и мы, чеченцы) с ужасом наблюдали за происходившим в той школе. Сразу же после первых  сообщений о захвате детей начали проводить митинги во всех школах – в первую очередь. Ну и, конечно, во всех организациях, учреждениях, на предприятиях, улицах, площадях, на прилегающих к мечетям территориях.
Все дни Чечня резделяла траур с Осетией.  И только один раз вскользь в теленовостях по ЦТ промелькнуло сообщение, что  в Грозном тоже проведен митинг. А ведь о теракте говорили и на многочисленных базарах и базарчиках, стоянках такси и в забегаловках общепита, соседи между собой на улицах, республиканские и районные газеты сплошь и рядом печатали материалы об этой трагедии. Предсказывали, что все спишут на чеченцев.
Так и случилось.   Из действующих лиц  этого теракта  подробные  сведения (вплоть до названия не всем чеченцам известного горного села) даются только о  чеченцах. Почему-то о лицах другой национальности умалчивается. Видимо, так удобно кому-то и выгодно. Но не может  никто сочувствовать осетинскому народу так, как сочувствуют им чеченцы! Потому что мы, как говорится, на собственной шкуре испытываем всё это зло на  протяжении 10 лет. Не будем вдаваться далеко за пределы России - кто знает хотя бы за пределами Чечни о терактах, совершенных в отношении чеченского народа (я не говорю уж о методичном, ежедневном и всечасном истреблении нас понемногу или жертвах широкомасштабной военной операции)?
Кто знает о авианалете на   35-тысячный город Шали 2 января 1995 года, когда два боевых самолета СУ на очень низкой высоте «прочесывали» территорию рынка, центра (где административные здания), нескольких школ и центральной  районный больницы, -  подряд целые улицы, когда в первые же минуты были убиты  более 100 человек мирных людей – женщин, детей и стариков, а в больнице – рожениц и новорожденных?!
Кто знает о горном селе Элистанжи в Веденском районе, где в октябре 1999 года были снесены две улицы (вместе с  домами и жителями!) прямым попаданием страшной ракеты «Земля-Земля»? А жили на тех  улицах люди самых мирных профессий…   Учитель местной школы, отдавший делу  воспитания  и обучения подрастающего поколения три десятка лет, родственники известного актера театра и кино Мусы Дудаева. А в одном из этих домов убило всех четверых детей, а бедная их мать осталась одна: в тот момент она ушла за водой на речку...
Кто знает о жертвах октября 1999 года, когда на центральный рынок в Грозном упала такая же ракета «Земля-Земля»?!
Кто знает о минометном  обстреле Чеченского государственного университета и средней школы № 8 в г. Грозном 20 декабря 2000 года, когда пришедшие на занятия студенты  и школьники стали жертвами этого злодеяния?!
Кто знает о бомбовом ударе по селу Ригахой и похороненных вместе со своей матерью пятерых детях?!
Кто знает  о погибшей в один миг серженьюртовской семье Кагермановых,  когда САУ   накрыла двух сестер и их родителей в июне 2004 года?!
Кто знает о трагедии,  разыгравшейся на трассе Грозный – Беркат-юрт  в октябре 2002 года, когда ехавших в двух легковых автомобилях членах  двух семей превратил переехавший через них БТР в кровавое месиво?! Ставшая невольной свидетельницей этого случая жительница Аргуна более двух недель из-за нервного стресса не могла встать на ноги и пошевельнуть рукой.
Кто знает о многочисленных фактах въездов вооруженных людей на БТР-ах на территории школ и чинимых ими «шмонах»?! После чего у детишек из начальных  классов появляется заикание,  косоглазие и недержание мочи.  Можно продолжить примеры и дальше.
Кто знает, что любой житель Чечни, идущий на работу, базар или по другим делам, не может быть уверенным, что он благополучно вернется домой? 
Кто знает, что никто из живущих в Чечне не застрахован от визита непрошеных неизвестных ночных гостей и что с этим чувством люди ложатся спать,  не уверенные в том, что их сон не будет потревожен  и они живыми-невредимыми доживут до утра?
Кто знает степень  страха и риска, сопровождающих нас ежеминутно здесь,  в Чечне?  В скольких городах, в  каких регионах в России продемонстрировали сочувствие, сопереживание чеченскому народу? Ведь мы тоже хотим жить, как и все. Строить дома, сажать деревья, растить детей, радоваться солнцу – просто жить.
 Когда транслировали события в Беслане,  автор этих строк не могла сдержать слез при виде детишек, переживших страшные дни. Несомненно,  картины увиденного  и ощущение пережитого до конца жизни останутся в их памяти. Их все будут считать жертвами (оно так и есть, я не спорю).
А нас и наших детей считают только врагами. Так,  по крайней мере, преподносят центральные СМИ. И только мы, чеченцы, осознаем, что мы являемся жертвами (и поневоле врагами для иных), потому что мы оказались между молотом и наковальней.
Так что, кому, как не нам, чеченцам, понять  боль и трагедию Осетии: ведь больше десяти лет мы сами являемся заложниками неизвестно кого.
Поэтому, как ни парадоксально звучит, я завидовала жителям Беслана, когда весь мир откликнулся на их трагедию. Как хочется, чтобы хотя бы один раз в далекой Англии или суперсовременной Франции начали урок с минуты молчания или чтения молитвы в память о чеченских детях, безвинно гибнущих вот уже более 10 лет, как это было по отношению к осетинским детям! Ведь ни о какой компенсации (моральной и материальной), ни о какой психологической  реабилитации не слыхали и не мечтают жители Чечни, заведомо зная  по горькому опыту о несбыточности таких благ.
Да что там какие-то блага? Было бы элементарное  понимание, сострадание, сочувствие, чтобы мы не были одиноки в своем горе.
А пока мир (и особенно российские регионы) не проникнутся болью и состраданием к чеченскому народу,  которому навязали ненужную ему кровавую бойню и продолжают навешивать на чеченцев  всякие ярлыки типа «чеченский след», «чеченский терроризм»,  «чеченский фанатизм и экстремизм» и т.д., война в Чечне будет продолжаться.  К великому  сожалению.

Айза БАРЗАНУКАЕВА,
Газета «Аргун» 2004 год.