Забытое великое имя-3

Габдель Махмут
Продолжение. Начало в "Забытое...1,2"


Судьба-злодейка

К началу Великой Отечественной войны он был руководителем Писательской организации Татарии, имел бронь от мобилизации. Но на второй же день подал заявление на фронт. И 12 июля 1941 года Муса Джалиль был призван в ряды действующей армии. 

Сначала воевал рядовым артиллеристом, затем некоторое время учился на краткосрочных курсах политработников. В конце февраля 1942 года его направляют на Волховский фронт, где в это время шла жесточайшая битва по обороне Ленинграда.

Джалиль, как пишущий человек, был определен военкором дивизионной, затем армейской газеты «Отвага». Много ездил по войскам, встречался с будущими героями своих статей, писал, публиковался. Но после кровопролитных боев, в результате предательства генерала Власова, Вторая ударная армия Волховского фронта оказалась в окружении.

Принимается решение о прорыве. Муса ехал на редакционной машине. Немцы обнаружили колонну, открыли огонь, в перестрелке пуля ударила недалеко от сердца, другая царапнула рикошетам по ребрам, под колесами разорвалась мина. Джалиль был ранен осколком в левое плечо и отброшен взрывной волной. Когда пришел в себя, кругом были немцы.

Тяжело контуженный, поэт очнулся в болотной жиже. Увидев приближающихся к себе автоматчиков, решил застрелиться, но забитый грязью пистолет лишь щелкнул у виска. «Судьба посмеялась надо мной: Смерть обошла - прошла стороной. Последний миг, и выстрела нет! Мне изменил мой друг-пистолет…»,  напишет он позже.

Так, он попадает в Холмский лагерь для плененных. Оттуда переводят его в польский Демблин, откуда опять был перемещен - в лагерь под Вустрау. В этих лагерях ту суровую зиму пережил всего лишь каждый пятидесятый человек…

В очередном для Мусы Радомском лагере, изможденного Джалиля друзья-писатели уговаривают вступить в создаваемый фашистами мусульманский легион «Идель-Урал», который должен был, по их планам, подготовиться для войны против СССР.

После долгих раздумий, Муса принимает-таки предложение, входит в число подпольщиков, становится их лидером, в помощь себе лично подбирает ядро из коллег-писателей (эти имена стали известны по его записям, эти записи и списки попадают в СССР из разных источников), вместе с ними создает хорошо конспирированную антифашистскую организацию.

Согласиться "сотрудничать" с немцами Джалилю и его товарищам было нелегким решением. Об этом можно судить хотя бы по строкам поэта, как бы в письме обращенным к жене:
Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: "Изменник он! Родину предал!" -
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать
В бой за тебя, и за Родину-мать!..
Тебе изменить? И Отчизне своей?..
Да что же останется в жизни моей!?"

Ну как же не воспользоваться такой возможностью германским пропагандистам: с самолетов по советским линиям обороны полетела газетно-листовочная прокламация, где говорилось, что один из видных писателей СССР Муса Залилов сотрудничает на стороне Великой Германии, он призывает советских солдат последовать его примеру, дни СССР сочтены…

Продолжение следует