И вновь я посетил. Eршов, 2011, ч. 18

Федоров Александр Георгиевич
 Начало: http://www.proza.ru/2012/03/16/470.

         Исчезло деревянное одноэтажное здание интерната, расположенное когда-то в моё время с торца основного здания школы.

         Некоторое время заведующим интернатом был мой отец, Фёдоров Георгий Николаевич, отставной военный, пока он не перешёл работать в Отделение дороги.

         Исчезли и сделанные из литого шлакобетона, который являлся модным строительным материалом в конце пятидесятых — шестидесятых годов, наши школьные одноэтажные мастерские, расположенные по улице Интернациональной.

         Ученики активно, по своим возрастным возможностям, принимали участие в строительстве этого здания.

         Собственно, другого подручного строительного материала в Ершове не водилось, саман был архаикой, силикатный и красный кирпич были строго фондируемыми материалами, вот и строили стены из шлака, благо целые горы шлака поднимались тогда у угольных котельных.
         Вот не знаю, бесплатно ли его брали.

         В мастерских располагался столярный класс с верстаками, где мы постигали основы работы с деревом.
       
         За ним «шёл» слесарный класс, с несколькими рядами длинных столов с настоящими тисками.
         Под ногами располагались решётки, так как многие из нас ещё не доходили росточком для нормальной работы со слесарным инструментом.

         Следом — класс для занятий по устройству автомобиля, где находился полуразобранный автомобиль ГАЗ-51 в качестве учебного пособия.

         И последнее, торцевое небольшое здание — это станочная с двумя токарными станками.
         Один из них, настольный, маленький, выпускался специально для школ.
         В углу стоял заточной станок.

         Надо сказать, что все эти классы мы строили по средам, когда у нас четыре года был только «ТРУД».
      
         Поэтому все выпускники нашей школы тех лет знают, как держать молоток и вбить гвоздь, как минимум.


         Давно исчез большой высокий покосившийся серый некрашеный дощатый дровяной сарай, где хранились и дрова, и уголь для обогрева школы.
         Использовался он и как гараж под какой-то древний грузовик.

         Сарай располагался как раз между зданием интерната и мастерскими, позже почти на его месте выросло новое многоэтажное здание школы.
         Рядом с его стенкой мы до шестого класса складировали классный металлолом, собранный нами в очередную компанию по сбору бесхозного старого металла вдоль железной дороги.

         Тогда его много валялось, не то, что сейчас.

      
         Когда-то наша школа набрала металлолома на целый тепловоз Т-3 (хотя это было, скорей всего, чисто пропагандистское достижение), и мы всей дружиной, с барабанной дробью и под фанфары пришли в локомотивное депо вручать символический ключ от нашего тепловоза «лучшему машинисту», как помнится, по фамилии Крыса.

         Почему-то эту миссию решили доверить мне, поэтому, наверное, это событие и запомнилось.


         На фото, сделанном на школьном стадионе в году 1962, счастливо уместились все вышеперечисленные здания. На первом плане мальчишки-одноклассники: слева направо стоят В. Карпов, А. Цыплаков, Н. Малявин, Н. Андрианов, И. Горгуленко, Владимиры Новиков и Рожков, Виктор Девяткин, внизу — В. Ульянов (но не Ленин). Автора на фото нет, он здесь был за фотографа.

         Прямо за этой живописной группой — забор-штакетник, окружающий школьный опытный огород-участок (см. далее), за ним — длинное приземистое здание интерната, за ним, левее, проглядывает высокий дровяной сарай-гараж, еще левее — белое одноэтажное здание школьных мастерских, и, наконец, еще левее — двухэтажное здание школы.

       Фото невысокого качества, но понять, что на нем есть, можно.

Далее: http://www.proza.ru/2013/02/12/1130.