От соблюдения запретов долгожителями не становятся.
Душе, как и желудку, вечно нужна пища. Но что может быть для души слаще сладкой женщины? И ведь это Бог так сделал!
Люди тебя внимательно слушают, а думают о своем.
Любая мелочь – не мелочь, если не забывать, как коротка жизнь.
Есть Закон, который предполагает абсолютное равенство всех в благородстве, человечности, справедливости, искренности. Этот Закон – Нохчалла.
Наши потомки никогда не перестанут быть чеченцами, если они будут знать что такое Нохчалла. И никогда не будут опускаться до уровня цивилизованных животных, если будут понимать что такое подлинный Ислам.
Я вдохновлен, счастлив и лечу над этим грешным земным миром на двух крыльях. Одно крыло – Ислам, другое – Нохчалла!
Чеченец не может быть обычным человеком. Он либо превращается в очень важную пустышку, либо в скромного пророка.
Люди разные, потому что в них в разных пропорциях размешаны ум и тупость, порядочность и подлость, благородство и низость, щедрость и алчность, мужество и трусость, все другие пороки и достоинства. Поэтому нельзя требовать от людей, чтобы они были похожи на кого-то. Нужно воспитывать или влиять, чтобы лучших качеств в людях становилось больше, чем плохих. А это возможно. Ведь не создавал и не создает Бог людей абсолютно плохих или абсолютно хороших.
Если задуматься, сколько в мире зла, безобразия, несправедливости, то начинаешь удивляться: откуда же берутся добро, милость, сострадание, благородство? И разве это чудо – не самое верное доказательство того, что Бог есть и Он никогда не отворачивался и не отворачивается от людей?
Поедающих мертвых называют падальщиками. Поедающих людей называют людоедами. А как называть тех, кто поедает людей живьем?
Тяжело переносить, когда на тебя клевещут. Но именно по выдержке на клевету больше всего судят о человеке и именно такая выдержка вернее всего формирует и закаляет его характер. Но ни не лесть и легкие удачи.
Не думай, что до тебя никому нет дела. Тебя никогда не забыли и не забудут все твои старые и новые враги. И даже те, о которых ты и представления не имеешь.
Счастлив тот, кто умирает счастливым.
Дружбу крепит единомыслие и разрушают деньги.
Трудиться и получать от своего труда удовольствие – вот подлинная и единственная формула человеческого счастья.
С принятым в обществе надо считаться. Но если всегда будешь делать только то, что принято делать – то от садового инвентаря пользы больше, чем от тебя.
Не мудрено расцветать весной, в начале нового цикла жизни. Но как прекрасно расцветать осенью, когда ты уже плодами своими вроде бы накормил людей, а ты еще и прекрасным души радуешь…
Оказалось, что завистников и недоброжелателей у человека гораздо больше в зрелости, чем в юности. Потому что среди зрелых гораздо больше неудачников и несостоявшихся, а попросту пустышек, хотя часто обвешивают себя различными ярлыками профессоров, академиков, и прочее. Очевидно, у них хватает ума чтобы понимать истинную цену себе и им ненавистны те, кто есть, по сравнению с ними, которые хотят казаться.
Легкая радость – короткая радость. Лишь то надолго и крепко радует нашу душу и сердце, что добывается долгим и честным трудом и не только для себя. А все, что добывается на зависть людям – уходит бесславно, на радость завистников. Сколько раз доказано, проверено, а все повторяется по спирали.
Счастливые не ищут справедливости. Им кажется, что они нашли ее. К несчастным справедливость редко и тяжело приходит. Им долго искать ее. Но, в конце концов, все узнают, что справедливость – это то, что вечно ищут, но приходит только на очень короткое время.
Абсолютная справедливость – несбыточная мечта, хотя бы потому, что у каждого человека свое индивидуальное представление о ней.
Кто желает много праздности и веселья, обязательно найдет беду. Кто желает много трудиться и постигать истину, обязательно найдет радость.
Признак ума – спокойствие и хладнокровие во всем. Восторгаясь кем-то, мы принижаем себя. Проклиная кого-то, мы демонстрируем свое бессилие. Надо быть уверенным в себе. А уверенность дают знания и только знания. А возможность их применения формируют незаурядность личности.
Мудрых мыслей должно быть много, ибо сама жизнь безгранична. Среди множества мудрых мыслей хоть одна, да заляжет в душу, хоть одна, да пробудит разум, хоть одна, да удержит от безрассудства.
Честный человек – свободный человек, ибо ему нечего остерегаться и прятаться. Нечестный человек – раб своих злодеяний, ему вечно остерегаться и прятаться. Так стоит ли вступать на незавидный путь несвободы?
Уйдя в оппозицию, в маргиналы зачахнешь и не принесешь той пользы, которую можешь принести, живя полнокровной жизнью. Вражда с властью всегда ущербна хотя бы потому, что в глазах людей ты – неудачник, глупец, опасный человек.
Спорить с властью не трудно, даже если рискуешь жизнью, но когда к власти добавляются и все окружающие тебя люди, включая близких родственников и семью – невозможно обрести душевную гармонию и хорошо творить. Ведь человек – существо общественное.
Есл ты сомневаешься, мстить или не мстить обидчику – лучше не мстить. Потому что человек может раскаяться в совершенном зле. Но если он зло повторит – тогда ты уже не будешь сомневаться.
Не принимай решений во гневе. Не раздавай пустых обещаний, пытаясь выглядеть могущественным и щедрым. Не откладывай надолго то добро, которое ты можешь сделать сейчас без особого ущерба для себя. А сделал добро – не рекламируй его. Ведь Бог все видит и без рекламы.
Творец в диалоге с каждым человеком и поэтому Он подсказывает каждому на языке совести свое. Высшая мудрость человека – понять, что же ему лично подсказывает Бог, а что – Иблис.
« Уста - ворота ума. Если держать их открытыми, ум ускользнет наружу» - говорили древние китайцы. Это верно по отношению к болтунам, ибо толпа, случайные люди не в состоянии понять твой ум правильно и перевоспитаться. Но «ворота ума» необходимо широко раскрывать в молодежных аудиториях. Далеко не все, но кое-кто поймет и «ускользнувшее» рано или поздно упадет в плодородную почву.
Наши дети – ровно то, что мы в них закладываем. Мы считаем себя безгрешными, но наши потомки как в зеркале показывают нам наши пороки и недостатки, они часто мстят нам и правильно делают.
Наши тюрьмы переполнены нашими преступлениями, и только во вторую - очередь преступлениями наших детей.
Самая большая беда человечества – это то, что мы до сих пор не научилось хорошо обучать и воспитывать своих детей.
Люди вынуждены кого-то обслуживать, либо младших, либо старших, либо самих себя. Но нет обслуживания более мерзкого и постыдного, чем обслуживание бандитской власти.
*
Молодость и старость, расцвет и увядание – это законы биологической жизни. Никому, кроме человека, не дано их менять. Только человек, оставляя после себя добрые следы, следы радости, продлевает свою молодость, или делает ее вечной.
*
В грязи трудно оставаться незапачканным. Так, в гуще людских страстей невозможно не запачкаться тщеславием, алчностью, другими пороками. Поэтому, чтобы оставаться поближе к Богу и подальше от грехов, пачкающих душу и сердце, надо часто оставаться наедине с собой, а еще лучше – наедине с природой. Природа мудра не только своей очаровательной красотой, ласкающей душу, щедростью и целебностью, но справедливостью своих неотвратимых законов. Природа возвращает человека в себе, в свое изначальное, предначертанное ему измерение.
*
Правда и ложь, как и все другие проявления свойств человека – относительны. Критерием каждой служит только уровень и характер человеческой совести.
Совесть формирует индивидуальная генетическая модель и среда, в которой человек получает воспитание.
Если в генетической составляющей преобладают задатки от Бога, человек становится способным бросить вызов обществу, если его представления о совести не соответствуют представлениям общества.
Главными противниками человека, идущего по зову совести, становятся не те, кто открыто противоречат совести, а те, кто утверждают, что они носители совести и приверженцы Бога, а на самом деле используют свою продажную совесть и показную набожность в меркантильных целях.
Лицемеры говорят правильные вещи, цитируя священные Писания, но их полуправда хуже неправды, ибо затеняют правду насущную.
Относительный порядок в человеческом мировоззрении и человеческом характере наступят только с пониманием совести в качестве прямого и непосредственного языка Бога с человеком.
Признание совести в качестве прямого и непосредственного языка Бога с человеком приблизит человечество к Единому Богу, человечество станет осознавать подлинную Веру как веру в Бога, а не веру в религии.
Человечество приблизится к духовной революции, революции в религиозных представлениях.
Религиозные представления изменятся радикальным образом, ибо потребность обновленной духовности будет определяться революционными сдвигами в области науки, а развитие духовности в настоящее время отстает катастрофическим образом.
Потребность в духовности станет неизбежной в самых продвинутых слоях общества, ибо самые продвинутые раньше всех поймут угрозу большого отрыва научного прогресса от наличия и характера духовного потенциала.
*
«Тот, кто много накопил, многого лишится. Поэтому умудренность богача не сравнится с неведением бедняка. Тому, кто взобрался высоко, будет больно падать. Поэтому опытность знатного человека не сравнится с невозмутимостью простолюдина» - утверждали древние китайцы. В самом деле, не об этом ли общеизвестная поговорка о золотой середине?
*
«Цветок, поставленный в вазу, уже не будет жить. Птица, посаженная в клетку, уже не насладится волей. А вот в горах цветы, как попало растущие на лугу, пленяют своей красотой, а птицы, привольно кружа в небесах, находят в этом неизбывную радость» - так писали китайцы о свободе. Помнили бы об этом те, кто замыкает себя престижа ради в каменных мешках больших городов.
*
Оставаться все время одним и тем же – не достоинство, а патология. Человек не может не меняться в лучшую или худшую сторону в зависимости от обретения опыта и знаний. Желание оставаться все время одной и той же, желательно двадцатилетней, простительно только женщинам.
*
Успех означает поражение, ибо не бывает бесконечных успехов. Поражение означает успех, ибо не бывает бесконечных поражений. По настоящему поражение познает лишь тот, кто ничего не делает, предпочитая безделье и праздность.
Безделье – противоестественно человеческой природе, человеческому разуму и совести. Поэтому бездельник не может быть мусульманином по определению, даже если свое безделье он объясняет беспрерывным служением Богу.
Любая мысль реальна, даже та, которая не реализована. Ведь сверяясь с нереализованной, в конкуренции с ней реальная мысль была реализована. Поэтому размышлять не вредно. Вредно не размышлять.
*
*
Счастье существует, но оно быстротечно и не каждому дает познать свой вкус. Постоянное счастье – мечта идиотов. У идиотов оно, возможно, дольше и задерживается.
*
Человек нередко ругает то, к чему осознанно или подсознательно стремится. Это – психологическая реакция на тот случай, если цель окажется недостижимой.
*
Не каждый чистый, опрятный человек воспитан и благороден. Но каждый воспитанный и благородный человек обязан быть чистым и опрятным. Ибо внешний вид и внутренний мир человека всегда, влияя друг на друга, вместе формируют личность. Кроме того, чистота и опрятность – одно из основных требований Ислама к мусульманину.
*
Не надо думать, что сумбурностью и оригинальностью своего внешнего вида ты формируешь свою оригинальность, величие. Наоборот, ты показываешь свою зависимость от мнения окружающих, работая на публику. Подлинная незаурядность проявляется в желании не выделяться в толпе, не привлекать к себе внимания, оставаться таким, как все, и таким незаметным реализовывать заложенное Богом.
*
Чиновник хвастается, что их – шестеро братьев. Но он умалчивает, что самый «выдающийся» из них – он, известный жулик. Все остальные – проходимцы и бандиты, то побывавшие в тюрьмах, то почему-то остающиеся без внимания так называемого чеченского правосудия.
*
*
Самая лучшая «мания» - это книгомания. Человек получает удовольствие и обогащает свою душу, взбираясь по ступенькам (мыслям мудрых, ученых людей) все выше к зрелости; обретая невидимую власть над неучами и обывателями, тратящими время впустую. Узнавая законы жизни общества и поведения людей, обладающий информацией меньше злится на них, научается вести себя уверенно и с достоинством.
Если неуч рассуждает, оглядываясь вокруг с маленького бугорка, то человек начитанный и образованный рассуждает, находясь на высокой горе и видя очень многое вокруг. Ученый человек не может быть злодеем хотя бы потому, что понимает: злодейство непродуктивно. Поэтому Ислам приравнивает образованных и ученых людей к святым. Поэтому объявляет время, проведенное в поисках знаний, намного ценнее времени, проведенного в религиозных обрядах и процедурах. Поэтому предлагает искать знания, если даже за ними нужно отправляться в Китай.
С-Х. Нунуев
г. Грозный
Чеченская республика