Конфуций и современность

Саид-Хамзат Нунуев
                Конфуций и современность.

       Конфуций жил и работал в середине 1 тысячелетия до новой эры (551 – 479гг.)  К великим никогда не поздно возвращаться, они никогда не стареют, ибо думали, размышляли, заботились о вечных вопросах, хорошо понимая природу человека как такового.

Есть в этой природе многое, что никогда не меняется и вряд ли изменится до самого Судного Дня.

       Человек в эпохи больших перемен часто оказывается под властью случайных людей, которых вывели на поверхность те или иные неблагоприятные обстоятельства.

Человек часто вынужден жить в обществе, в котором преобладают ограниченные в интеллектуальном плане, нравственно больные люди и эта непрофессиональная власть, эти нравственные уроды создают гнетущую атмосферу.

Перед человеком встает и обостряется вопрос: терпеть или восставать? Терпеть невыносимо, а восставать бессмысленно. На этот современнейший вопрос две с половиной тысячи лет назад дал ответ Конфуций. Он писал: «Совершенный муж не восстает против общества и не следует ему, он действует в соответствии с И» Словом «И» Конфуций определял «Долг – справедливость».

        Конфуций дал ответ еще на одну актуальнейшую современную проблему: «Совершенный муж восприимчив к И, ничтожные же люди восприимчивы только к выгоде».

       Сегодня, в эпоху ничем и никем не ограниченного, превращаемого в фетиш рынка, чеченский народ обретает принципиально иное качество, сколько бы в народе не говорили об обычаях, о традициях, о менталитете, о Боге.

Народ, все больше превращаемый в рыночных существ, легко перешагивает через такие барьеры, о чем лет двадцать назад нам и не снилось в самых страшных снах.

Наше раболепие, пресмыкание  перед деньгами, властью, тупой силой достигают  уровня, после которой кощунственно звучат наши утверждения, что мы – мусульмане, чеченцы, народ, достойный своих славных предков, своей великой истории!
 
       Очевидно, нечто подобное происходило две с половиной тысячи лет назад в Китае, раз слова великого Конфуция столь точно ложатся на нашу сегодняшнюю реальность.

      Абсолютно современно звучат также следующие слова великого Конфуция: « Если править при помощи принуждения и ограничивать народ законами и наказаниями, то люди начнут избегать этого, но не приобретут чувства стыда и совести.

 Если же править при помощи добродетели  и направлять их при помощи ЛИ, то у них возникнут чувства стыда и совести, и они начнут сами по себе поступать добродетельно.» ( ЛИ в определении Конфуция – «Вежливость, добродетель».)

       Безнравственность, коррумпированность власти – основной фактор, способствующий разложению общества, государства, народа.

 Древний Китай времен Конфуция наверняка не знал таких размеров лжи и лицемерия, какие царят ныне на вершинах Российской и региональной власти.

Поэтому понятно, почему о таких вещах, как стыд и совесть, либо вообще ничего не говорят, либо говорят с грустной, уставшей улыбкой, как о чем-то совершенно отдаленном, отжившем, мифическом, нереальном.

Поэтому в нашем обществе над человеком, кто вспоминает о стыде и совести, откровенно смеются, как над безнадежно оторвавшимся от реальности.

 О стыде и совести не хотят говорить даже священнослужители, потому что у паствы могут возникнуть неудобные для них вопросы.

К примеру, зачем они столь корыстно ведут себя в этом коротком земном мире, раз уверены, что существует мир иной, вечный, и там их ждет Высший Суд?
      
       Обращаясь к правителям, Конфуций говорил: « Если вы будете добродетельны, то и ваши подданные будут стремиться подражать вам. Правитель подобен ветру, а народ – траве. Когда ветер дует, трава склоняется».
 
       Утверждения Конфуция абсолютно соответствуют моральным требованиям Ислама к правителям. Священный Коран и Хадисы Пророка особо выделяют ответственность власти за подконтрольный ей народ.

       В качестве основы крепости общества и государства Конфуций выделял крепость семьи. А крепость семьи формируется добродетелью и экономическим достатком.

       Известно, что основной причиной восстания чеченцев осенью 1991 года явилась массовая безработица. После того, как правительство СССР свернуло Всесоюзную программу сельского строительства, к десяткам тысячам стабильно безработных в самой республике прибавились сотни тысячи тех, кто кормили свои семьи методом отхожего промысла  как раз по той программе сельского строительства.

Хотя в самой республике их презрительно называли унизительным словом «шабашники». В настоящее время, спустя почти двадцать лет и пережив страшные, опустошительные войны, чеченский народ от проблемы безработицы не излечился. Проблема, наоборот, обострилась и грозит новыми потрясениями. Как в таких условиях можно создавать и укреплять семьи?

       «Когда семейные отношения урегулированы, в государстве воцаряется порядок…» - утверждал Конфуций. Мудрец говорит не о количестве храмов в государстве, не о наличии больших стадионов и ипподромов.

Все это – нужная инфраструктура, если решена самая главная, основная проблема – проблема семьи, ее материального благополучия. Иметь роскошные мечети – хорошо. Но имеет громадный смысл, кто приходит в эти мечети – люди с достатком, которые в состоянии кормить свои семьи, или голодные и злые  безработные, которые не имеют возможность жениться, а те, кто женились, пребывают в нищите.

По этому поводу даже лидер СССР Л.И.Брежнев в своей книге «Целина» цитировал суфийского мудреца, который утверждал, что можно даже наступить на Коран, если нужно дотянуться до хлеба.

       Печально, когда «Сытый голодного не разумеет», когда чиновники, непосредственно отвечающие за занятость и трудоустройство населения, становятся одними из самых богатых людей.

     1994г.
 
Источники: Древнекитайская философия. Т.1. М., 1973.
                Малявин В.В. Конфуций. М., 1992.
                Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учение и судьба. М., 1993.
 
                ***