Полые люди

Павел Купин
     Всё началось с того, что некто заявил, что человека нет. Что тут началось! Одни приняли это за чистую монету; другие увидели в этом способ обострить антропологическую проблематику, стали заново собирать человека.
Оказалось, что Я – не ядро личности, оно состоит из того, что субъект получил от других субъектов. Я однородно, если человек сумел сорганизовать полученное под каким-то единым принципом; и разнородно, если объединяющего принципа нет. В том и другом случае он без-основен, у него нет фундамента, ему не на что опереться внутри себя. Такое Я тянется к другим Я, образуя Мы. Так образуются сообщества, общее дело, совместный труд, в которых происходит «сборка» и «разборка» разных я.
     Но проблема не в том, что такое Я: ядро или слоёный пирог, а в дезинтеграции этого Я. Оно исчезло полностью и безвозвратно; а тот, кто думает, что у него есть эго, пребывает в приятной иллюзии. Человек уже не в центре мироздания, а на его периферии; даже, если погружён в себя. Он стал эпифеноменом, производным от других величин.
     Мы живём в постсовременную эпоху, это означает: чтобы мы ни делали, что бы ни писали, что бы ни говорили, всё уже поздно. Мераб Константинович Мамардашвили называл это «зомби-ситуацией». Она – наша единственная реальность, остальные «реальности» – её отражения, круги на воде. Где «жить»: в реальности или в её производных, решаем тоже не мы.
Не поможет ни уровень образования, ни опыт, ни знания, ни талант, ни устойчивый интерес, если не окажешься в нужное время в нужном месте. Успел воспользоваться подвернувшийся возможностью, то ты на коне, не успел, то в г….
Говорят, что люди бегут от себя, от реальности. Даже придумали такой термин: эскапизм. Но на самом деле люди бегут к себе и к реальности, но промахиваются, потому что нет на их «карте» ни того, ни другого. Ландшафт современного человека состоит из ситуаций. Они сменяют друг друга – это и есть наша жизнь.
Мыслители делятся на два типа. Одни открывают. Другие изобретают. Их споры зачастую происходят из-за этой разницы. Для первых ситуация – объективная реальность, данная от Бога. Её следует изучать. Для других в действительности её нет, она существует в нашей голове; ситуация – не факт, а проект; её не изучают, а создают.
     В общем случае ситуация – рефлексия над обстановкой, её смысл (аналитический или прожективный – не важно). Главное – правильно расставить акценты; чтобы вы управляли, а не с вами управлялись. Это означает: выйти в позицию. Если вы этого не сделаете, то будете размазаны по ситуации, ничего не поймёте и ничего не приобретёте, только потеряете (время и нервы, например).
Ситуация –  это шанс что-то изменить в своей жизни. Она воспитывает. Позитивно или негативно. Только в ней проявляется человек. Между ситуациями мы имеем дело с телами, общаемся с телами. Современное общество – это арена тел. Позиция – это человек «без тела», чистая духовность. Взаимодействие позиций – это обмен мышлениями, то есть тем, что делает нас людьми в отличие от животных и механизмов.
     Выделяют три типа мышления. Аналитическое, оно начинается с дистинкции, умения различать, сравнивать, создавать понятия, оперировать величинами, символами знаками. Для синтетического мышления характерны аналогии, соединения, сочетания, союзы и слияния. Оно продуцирует метафоры. Синкретическое мышление основано на эквивокации, двусмысленности: и то, и другое; и нашим и вашим; с одной стороны, но с другой стороны… Его можно назвать «схемо-образным» потому, что оно имеет на выходе  по преимуществу. Как правило, люди не понимают человека с другим типом мышления или, вообще, отказывают в таковом. Способность видеть оценивать типы мышления спасает нас от ошибок в межпозиционном взаимодействии, гарантия гармонии человеческих отношений.
     Иногда выстраивают ситуацию по масштабу, по принципу «верх-низ» и т.п. Это бессмысленно. Во-первых, все ситуации равны, хоть и не одинаковы; во-вторых, они нематериальны, хоть и не полностью идеальны, и пространственным законам не подчиняются. Скорее, можно было бы говорить о плотности ситуации. Чем больше в ней напряжения между позициями, чем больше в неё втянуто различных объектов/субъектов, тем она мощнее, тем сильнее её эффект, тем существеннее она наполняет участвующих в ней индивидов.
     Интеллектуалы бывают разными. Одних отличает оригинальность идей, других –  оригинальность терминологии. Порой под многообещающим названием скрывается убогое содержание. Стоит иметь это в виду, когда оцениваешь тот или иной текст. Чтение, а особенно письмо – это тоже ситуация. И какую позицию вы в ней занимаете, такую жизнь вы и получите на выходе.
Заимствование идей без ссылки на источник – грех небольшой, если вы не разделяете научный этос. Это не страшнее заимствования слов. Они принадлежат всем и никому. Перетекают из головы в голову, из текста в текст. Просто открытие/изобретение идей гораздо интереснее и полезнее, чем придумывание для них новых терминов. Многие этого не понимают, искренне веря, что придумав новое слово, они внесли вклад в копилку человеческого разума. Производят впечатления на неопытные умы.
     Слова важны. Поучения нужны. Но больше ценно своевременное молчание и личный пример. Привычка людей всё выводить в дискурс, проговаривать проблемы, надеясь таким образом найти их решения, свидетельствует об их ориентации на других, с одной стороны, и о собственной внутренней пустоте с другой. Мы надеемся найти у других ответы на наши вопросы, но получаем информацию, мы зачастую не находим ей применения, вопросы и ответы не сходятся, не «прилипают» друг к другу. И этот разлом растёт, грозя превратиться в пропасть. Она не только между людьми, но внутри каждого из нас. Банально. Но трагично. Более того, человек и есть эта пропасть, а не мост, как думают некоторые. Мы пытаемся её заполнить, но она бездонная. Все в ней пропадает: и чувства, и мысли, и благие намерения, и героизм. На поверхности ничего не остаётся потому мы и кажемся друг другу никчёмными; одноразовыми. Выход из этого тупика персонифицирован. Общих рецептов нет. Кто-то ткёт паутину смыслов, другой всё больше погружается в абсурдность происходящего вокруг него, третий помогает ближним или дальним, четвёртый отбирает то, что даёт третий, пятый просто живёт.