Воспоминания, далёкие и не очень. Весь начищен...

Колесо
  Весь начищен и наглажен...

  Весь начищен и наглажен,
  К ...опе пистолет прилажен -
  Ни какой-нибудь там хер,
  А дежурный офицер!

  Это, НЕ очень приличное, четверостишие, я, военный, как минимум в третьем поколении, услышал в далёком детстве и, как это ни странно, от матери, меня, естественно, не видевшей за спиной и гладившей обмундирование отца, пока тот играл в футбол левым защитником (и я, за сборную школы, много лет спустя, "упирался" на этом месте) за авиаторов базы где-то под Бобруйском, вместо того, чтобы отдыхать и приводить в ДОЛЖНОЕ состояние своё обмундирование, как делал он это во все времена до и после описываемых событий.

  Ни могу не сказать, что, по "ну, очень убедительной просьбе" отца, мы со старшим братом  с раннего детства стирали сами свои носки и трусы, а также гладили брюки, пиджаки ( я со временем китель) и рубашки. Один раз, уже лейтенантом, опаздывая со службы "в гости", я натянул в спешке на себя единственные тогда "цивильные" брюки ТЩАТЕЛЬНО ПРОГЛАЖЕННЫЕ женой - ей богу это был первый и последний раз, ну, когда стрелки так мило обвивала колени.

  Но речь сейчас о другом: о том, КАК меня в лейтенантские годы отучили "Службу править".

  После четырёхлетнего изо дня в день повторяющегося курсантского "шедевра":
 - И чем ближе к портупее, тем тупее и тупее...:-),
прибыл я ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ в 275 оаб, где, ну, буквально Усе, начальники заверили меня при представлении им, что в наряд я заступлю не ранее, чем через месяц, а сейчас должен принять дела и должность командира взвода и приглядываться к УСТАВНОЙ жизни батальона. Однако...

  По истечении второго дня (из трёх, отведённых Уставом) принятия мною автомобильного хлама, ставшего в последствии моим, вечером в комнату офицерской общаги буквально ворвался НШ автобата и заорал благим матом, уставившись на пустую бутылку на столе, к которой я отношения не имел НУ НИКАКОГО:
 - И ты уже нажрался?!
 Молодой был и глупый, а потому и возмутился, дурак:
 - Я что, похож на пьяного?!,- посему и получил в ответ:
 - Заступаешь дежурным по батальону, две минуты на сборы!

  Ещё "вчера" в училище мне хватало на подъём и экипировку 45 секунд ( пока горит спичка в руках у ротного).

  В дежурке на топчане лежал пьяный старлей из третьей роты, Толик Татаринов. Мне сразу, и не безосновательно, показалось, что он больше изображает, чем "накушавшись" (алкоголизм тогда был единственной "законной" причиной увольнения из ВС СССР). Проверил наличие пистолетов офицерского состава и, к удовольствию майора Деревяго, доложил ему, что дежурство по части принял (за время учёбы не единожды помощником дежурного по училищу "службу тянул").

  Нш не замедлил исчезнуть вместе с Татариновым.

 Огляделся. На столе коммутатор для телефонной связи с дежурными по ротам, а перед ним на стуле посыльный... Хмыкнул, вспомнив, как сам далеко не однократно включал "Циркуляр" по выходу дежурного по училищу на проверку несения службы внутренним караулом и дежурными по ротам, приказал посыльному перенести топчан в комнату с сейфом для оружия и лечь на него. Закрыл его там на ключ и отправился по ротам. Уже на первом же этаже, в расположении авторемонтной мастерской, "накрыл" готовящуюся пьянку, отобрав 24 бутылки водки. На втором этаже, уже в своей роте, "срань стариковскую" разогнал, что молодёжь, в том числе и моего взвода, "учила" "старших" уважать. На третьем и четвёртом этажах меня тоже, ну, очень не ждали...

  Утром комбату "сдал" бутылки и доложил о безобразиях в ротах, кроме своей, разумеется, о своих ротному доложил, что до меня этой ротой 15-ть лет командовал и мной, кстати или нет, не знаю, почти три годика. В ответ на свой доклад услышал от комбата только отчётливое кряканье.

  А через недельку, заступив дежурным по парку, обратил внимание, что некоторые "старики" не кидают путёвки в общую кучу по возвращении с рейса, а долго и ГЛАВНОЕ кротко, ждут, пока я на их путевых листах время прибытия не проставлю. "Прошёлся" за двумя такими и оба раза на пьянку вышел: в своей и третьей ротах. За пьянство за рулём тогда легко было прав водительских лишиться, а отметка о времени прибытия, как алиби.

  Август 1972-го в Казахстане жарким был. Дизентерия в частях повальная была. И решило какое-то МУРЛО, что если дежурными по столовым будут ходить офицеры, то инфекция "спугается" и исчезнет. Первым в автобате из офицеров заступил, ну, не поверите, я.

  Не успел, что называется, оглядеться - наряд (бойцы моего взвода) уже продукты со склада тащит. Завернул и услышал от прапорюги (начальника прод. склада), что он тут де пашет и день, и ночь, пока господа офицеры выёживаются. После не долгой перепалки,  получив в рыло магнитом, снятым мною с противовеса рычажных весов (ОЙ, какое спасибо начальнику тыла ЧВВАКУ, полковнику Солодову), перевесил всё и выдал  быстро и по-честному.

  Полученные продукты запер я на замок, что из дома принёс с собой, и выдавал непосредственно на закладку, при которой присутствовал (опыт училищный имелся), ведь если выдать тушёнку, к примеру, "на перёд", а потом по банкам пустым считать сколько в котёл попало - как минимум глупо. Масло хлеборез при мне делил, только на пятнадцать "таблеток" ( для проверяющих и ответственных) личный состав "урезан" был, НО....! После завтрака "Замок" мой ко мне подходил, Мардегалямов, спросил "от имени и по поручению" всей первой роты:
 - Товарищ лейтенант, вы масло за свои деньги купили что ли?
  А поварской запас водки из плафона шарообразного в хлеборезке, я изъял и комбату "задарил".

  Уже через день на совещании по службе войск поднял меня комбат и ...:-(
 - Вас, товарищ лейтенант, хоть в наряды не ставь, либо пьянку допустите, либо, что ещё хуже, при солдатах заслуженного человека оскорбить можете (видно про тычёк в морду лица магнитом прапорюга, делясь наворованным с комбатом,  благоразумно промолчал). Вы знаете, что вас солдаты Чёртом прозвали?!
 - Так точно,- говорю, товарищ подполковник, а вас Ушаном...
 - Нет, я не ушан, я два института кончил...!
 - Не расслышал, простите, здесь очень шумно, товарищ подполковник, на ком Вы кончили?
 ...

 Самое обидное, что согласно Уставу, он был абсолютно прав, ведь любой дежурный СА отвечал за несение службы подчинённым нарядом. А значило это, что придя в подразделение даже НЕ совсем соседней роты и обнаружив любое нарушение, ты сам и виноват был...

  Короче, УМНЕЕ я стал к службе относиться: в "похер" стал с этой "дамой" играть, и жизнь налаживаться стала.

 Вот так меня и отучили "Службу править"! Впрочем одну пользу я из своих стараний извлёк: дежурным по столовой за 8-м лет службы в автобате, а тем паче до конца службы, больше НИ РАЗУ не заступил.