Про социологию, статистику и веру

Сергей Хатин
Есть статистика, которая собирает и систематизирует разные факты и цифры обо всём, о чём только можно. И есть социология, которая изучает общество. Однако она не пользуется данными статистики, а собирает свои данные; спросит несколько сотен, в лучшем случае несколько тысяч человек о чём-либо - и делает из этого глобальные выводы.
Вот, например, вопрос о количестве православных верующих в России. Данные разных социологических источников колеблются от "около 50%" до "свыше 75%" населения. Но позвольте! 75% - это цифра, весьма близкая к доле русского народа в населении России. Весьма похоже на то, что людей спрашивали "крещены ли вы" или "собираетесь ли вы отмечать Пасху в этом году" и всех, кто давал положительный ответ, считали верующими. Даже мусульман (те тоже любят русскую Пасху).
Цифра "50%", конечно, не так однозначна.
Теперь о статистике. В переписных листах всеобщей переписи нет вопроса о вере и воцерковленности. Соответственно, нет таких данных и в итогах. Есть, однако, вот такой пример (хотя это и частный случай, но выводы он позволяет сделать достаточно определённые и далеко идущие). Три года назад Екатеринбург участвовал в пилотном проекте по внедрению в учебную программу курсов религиозно-культурного обучения. Но при этом свыше 90% родителей, имеющих детей соответствующего возраста, записали своих детей на курс светской этики (остальные "менее 10%" - это не только православный, но и все другие "религиозные" курсы). Этот факт говорит о том, что именно такой процент родителей не считает себя и своих детей верующими. С некоторой поправкой этот процент можно распространить на всех родителей Екатеринбурга, имеющих детей-школьников - социальные различия гораздо меньше, чем может показаться на первый взгляд. Различий между городами, конечно, больше, но где-то они в одну сторону, а где-то и в другую. Родителями, имеющими детей-школьников, является подавляющее большинство населения страны в возрасте от 28-30 до 48-50 лет, это - основная часть экономически активного населения. То есть данные опросов по проценту православных верующих "у целом" по стране, мягко говоря, не совпадают с положением вещей среди тех, на ком, собственно, держится страна.
Теперь о том, почему соц.опросы так далеки от истинного положения дел. В Екатеринбурге подавляющее большинство их (если не все) проводится в районе, прилегающем к ж/д вокзалу, в будние дни, в рабочее время. Поэтому отмеченное выше экономически активное население имеет мало шансов в них участвовать. Кто же участвует? Незанятые пенсионеры, приезжие, в какой-то степени - люди со свободным графиком работы. Следует особо отметить, что опрашиваются лишь пешеходы, а те, кто проезжает мимо на транспорте - нет. Таким образом работает дополнительный фактор отсечения более зажиточной части населения - тех, кто едет в такси, а также личных и персональных авто. Поэтому немалое преимущество по участию в опросах имеет менее занятая и менее зажиточная часть населения вплоть до бомжей, концентрация которых в районе вокзала намного выше, чем в среднем по городу. (Замечу в скобках, что треть населения города - пенсионеры, но при этом половина из них работает, так что даже среди пенсионеров отсекается более активная часть.)
Известно из той же социологии, что пожилое и менее активное население гораздо более склонно к религии, чем менее пожилое и более активное. И в результате всего вышеотмеченного обсуждаемый процент искусственно повышается и повышается достаточно сильно. Более того, количество опрошенных людей и, соответственно, заполненных анкет обычно выше положенного по стандарту, поэтому всегда можно аннулировать их излишек, если ответы не соответствуют поставленной задаче.
Да и вопросы можно задавать по разному. Вот варианты:
1) Крещены ли вы?
2) Считаете ли вы себя православным?
3) Являетесь ли вы православным?
4) Являетесь ли вы воцерковленным православным и соблюдаете ли требования православия?
5) Готовы ли вы платить из своих доходов "десятину на нужды РПЦ"?
Процент положительных ответов будет заметно уменьшаться от первого варианта к последующим.
Ко всему сказанному следует добавить, что ещё несколько лет назад были известны другие результаты соц.опросов, с процентом православных верующих от 15-20 до 45-50. Сейчас их в Сети уже не найти (я не утверждаю, что их там нет, но попасть на эти страницы можно чисто случайно, программы поиска ссылок на них не дают, а если и дают - то в последнем миллионе. И не говорите, что такое невозможно - к примеру, мой ЖЖ вы не сможете найти через поиск Яндекса, через Гугл и Мыло он пока ещё есть.). Ну, и сохранившиеся газеты и справочники тех лет... И память людей, интересующихся этой темой...
Цифра эта ещё и потому хранится в памяти, что, например, когда патриарх пару лет назад приезжал в Екатеринбург, он публично говорил, что менее 20% русских является православными верующими и сильно ругался по поводу вышеуказанных результатов пилотного проекта "церковного образования".