Утро техника по лифтам Степана Кузина

Чиполино
1.
     *Чёрт, снова запнулся. И опять я ляпнул про черта, прости меня господи. Ну почему, когда что-то идёт не так, мы поминаем про мать и чёрта? При чём тут твоя мать и рогатый? А ведь произносим мы эти слова просто автоматически, даже не задумываясь. Словно в генетической программе записано.*

    Именно с такими мыслями Степан Петрович Кузин не торопясь, топал к себе на работу. Почему не торопясь? А потому, что жил практически рядом с дежурным помещением. До «Дежурки» от его подъезда было где-то метров триста. Всегда была возможность при случае забежать домой, ну там поесть или ещё чего. Да и погода сегодня была на удивление хороша. Ночью прошёл хороший дождик и прибил всю пыль. Вот и сейчас время ещё навалом и можно спокойно пройтись и подышать утренним озоном.

     Воздух по утру ещё не пропитавшийся выхлопными газами был девственно чист, и даже можно было сказать вкусен. А-аа, вот оно что.  В киоск по продаже колбасных изделий разгружали свежую продукцию. Она в принципе расходилась быстро, но была доступна далеко немногим. Сам Степан мог там приобрести только ливерную. На большее его зарплаты …., а что там говорить, он вспомнил, как покупал эту колбасу в первый раз. Это было даже немного забавно.

     В тот день, когда киоск открылся в первый раз Степан подошел к витрине и начал рассматривать выложенную продукцию. Он долго присматривался, и наконец выбрав, обратился к продавщице с просьбой свесить ему самую маленькую палку ливерной. Та посмотрела на него словно он попросил милостыню, но решив, что не может человек покупать нечто такое лично для себя, спросила:

- Вам для собачки? Берите больше, у меня многие покупают и ею животных кормят. Дешевая.

- Да нет. Мне для начала и одной штуки хватит. Пёсик уже не молодой, помногу не ест.

     *Смешно? Кто-то собачек кормит. А он для себя берёт. Да уж, жизнь становится всё лучше.*

     Дойдя до здания диспетчерской, он окинул её взглядом и опять задал себе вопрос, сколько ещё продержится задняя стенка коридора. Диспетчерская была в полуподвальном строении, наполовину утопленном в землю, и если крыша ещё держалась и не текла, то вот один угол уже имел крупную трещину в стенке и грозил просто взять и отпасть. Внутрь протекало летом, зимой промерзал потолок, но всем было пофигу. Особенно любому начальству.

   Ладно. Пора заступать на смену. Степан открыл металлическую дверь со сгнившим порогом и шагнул внутрь. Щёлкнул выключатель и «Бздынь» взорвалась очередная лампочка, патрон которой находился как раз в том, сыром углу. Ладно, потом вкрутим другую. Степан достал привычный фонарик и подсвечивая им ступеньки спустился вниз. Дойдя до конца первого коридора, он открыл вторую дверь и вошел в другой. Здесь было более менее сухо, и свет зажегся нормально.

     На звук его шагов выскочила многолетняя жительница этого подвала кошка Нюха и начала свою обычную песню. Мне, мне, мне, мне…..

- Сейчас, сейчас, дай Нюха только куртку снять. И будет тебе, тебе, тебе.

     Степан достал из сумки упаковку сухого корма и насыпал его в оба отделения плошки. Смешно, но кошку подкармливали только он и его сменщик, тоже пенсионер Кузьма Путин. Электро-механники ютящиеся вместе с техниками и зарабатывающие в три раза больше конечно кидали ей остатки от обеда, но купить ей за свой счет тот же сухой корм? Ну уж нет. Свои харчи Нюха отрабатывала на все сто, под полом если и слышалось шебуршание, то откровенного поедания оставленного хлеба не было, разве что иногда самой Нюхой.

    Степан достал из шкафа государственный мобильник, включил и проверив зарядку, положил в карман. Теперь он будет с ним до конца смены. С восьми до двадцати вечера. Всю смену.

     Было время, когда он работал по суткам. Сутки через трое. Но вот, кто-то посчитал, что платить за дежурства ночью глупо, и сократив двоих, остальных перевели на двенадцати часовые смены. Кто и что от этого выиграл не понятно. Но вот застрявший ночью в лифте человек, тот проиграл точно. Раньше техник приходил на остановившийся лифт сразу. Сейчас, пока сигнал из кабины дойдёт до центрального диспетчера, пока он дозвонится до разъезжающей по всему городу аварийной машины, пока та если нет таких же попутных заявок доберется до диспетчерской, дежурный механик возьмёт ключ от подъезда, пока доедет до нужного адреса….. Но это уже прижилось! Народ привык. Время повлияло на всё. По правде говоря, если посмотреть на это дело с другой стороны, то расхаживать в одиночку по ночам стало очень даже страшновато. Это вам не при советской власти. Убьют просто так, для развлечения, и спокойно уйдут спать. Может, потому и перевели?

       Ну, вот и первый звонок. Рановато вроде! Время ещё без двух минут восемь. Ага, центральная.

- Алло! Привет Петрович, давай принимай заявки. Сначала для механиков. Кузнечная 37 дробь 3, пятый подъезд стоит с ночи после застревания, там сломаны двери кабины. Пока ждали Аварийку, хотя она приехала почти сразу,  разворотили всё и вышли сами. Так, в Кузнечная 40, подъезд первый стоит на седьмом с открытыми дверями, посмотри. Дале Сибирская 3 подъезд три, там в кабине нет или мало света и надо проверить работу кнопки вызова на пятом этаже. А в ещё 43-м, подъезд 4, типа вырвали из гнезда доску приказов в кабине. Тоже надо проверять. Есть жалоба с Бойкова 7, это новый буржуйский дом, о грузовике. Скажи механикам, их ЖКО требует сделать ход кабины более плавным, и без скрипов и шума при закрытии дверей. Спокойный сон таких людей надо беречь! Теперь рабоче-крестьянские заявки. Липина 5, подъезд 2 звонила жиличка, там как бы пробили дыру в задней стенке, проверить и если есть, остановить. Пусть Жко дыру заделывает. Стоит опять Липина 10, там явно что–то возили, и держали двери, ну и автомат конечно выбило. Сходи, запусти. Ну, на утро пока всё, жди хороших новостей.

     *Тьфу, немаленько. И главное всё в разных местах участка. Журнал заполнен, механики прочитают, а мне пора. Ну что, сумку на плечо  и вперёд господин техник. Понеслись.*
 
2.
     *Таак, сначала пойдем на дыру. Мало ли какой там размер. Наши люди на всё способны, могут сунуть всё вплоть до руки. Мозгов-то нету.*

     *Так, ну вот и он, пятый второй. Мать твою! Опять домофон сменили, а нам как всегда фиг на постном масле, а не ключ. И как теперь в подъезд попадать? Да ещё и ночью ежели застряли? Бедная Россия. Ну, начнем искать того, кто захочет открыть?*

- *42-я* ? Никого. *44-я* ? Никого. *45-я* ?

- Кто?

- Техник по лифтам. Провероч….

- Пошел в баню, урод. Лифт постоянно ломается. ?

- *47-я* Мама это ты?

- Нет. Это техник по лифтам. Проверочный обход.

- А мама не велела открывать незнакомым! ???

- *49-я* ? Кто приперся в дверь моя. Видишь дома нет никто? Тузя, это опять ты? Денег не дам!

- Нет, простите, это техник по лифтам с проверкой.

- А-а! Ладно техник, так и быть, заходи.

     *Ну вот как говорится не прошло и двух часов и я тута. Вызываем лифт. Ни хрена себе дырочка! Господи, да в неё видно как противовес мимо проскакивает! Так, едем на девятый и бегом на верх, пока лифт никто не вызвал. Фу-у. успел. Ставим на машинку, и гоним его вниз. Открываем двери и вырубаем. Слава богу. Порядок. Теперь у Жко есть доступ в кабину для починки, и никто не пострадает.

     Алеё. Это диспечер Жко? А я техник по лифтам, пятый участок. Я отключил лифт на Лапина 5 второй подъезд. Да, там в задней стенке дыра, да, сквозная, ну где-то 20 на 30 сантиметров будет. Я кабину поставил на первый этаж. Двери открыты. Да, доступ есть. Как сделают, звоните. Механик придет посмотрит и запустит. А–а! Ещё заявка. В нём домофон сменили, нет доступа в подъезд.  За две недели это уже третий. Ну не я же на свою огромную зарплату ключи покупать буду! Ну, как говорится вам не нать, а мне в двойне. Я сообщил, решайте, дом-то ваш.

     *Ага, сейчас. Разбежались! Тут замков на люках у выходов на крыши нет и тех не допроситься, а я домофон захотел. Ладно. Когда скандал будет, враз всё и решат. Наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Ну, айда в 10-ку.*

- Эй, мужик? А ну стой! Ты чо? Зачем лифт отключил? Мне из-за тебя на восьмой пешком топать?

- Там в кабине дыру кто-то пробил. Опасно, не дай бог кто из людей руку сунет? Я про детей вообще молчу.

- Да плевал я на придурков и их отпрысков, пусть не суют клешни куда не надо. Я то почему пешком ходить должен?

     * Так, клиент из начхателей, надо выкручиваться и линять.*

- Сейчас вот-вот из Жко должны подойти, я им уже позвонил. Пришлют мастеров, заделают. А вы им ещё и сами позвоните, поторопите. А я запускать лифт с таким повреждением просто не имею права. Посадят.

- Ладно. За пару часов сделают?

- Ну, по идее должны.

     *И пока он думает, уходим от греха подальше. Жко сегодня вряд ли раскачаются, а получить не за что, от пьяного бугая не фиг делать. Сегодня все крутые, дальше некуда!*

3.
     *Десяточка. Ё-маё, блин. Опять реклама. И опять вся на полу. Ну и как тут не чертыхаться? У буржуев там её хоть по ящикам не суют. Стоит специальная подставка, кладут кипу – и бери не хочу. А тут народ  из тех, кому жить не на что, и он эту макулатуру на фиг выкидывает. Кто по интеллигентнее тот на подоконник кладёт. А некоторые прямо на пол выбрасывают, мол кому не нравится, подберёт. Они же дескать платят за уборщицу. А та раз в неделю если и придет, и соберёт эти бумажки, думаете с этими килограммами на мусорку попрётся? Не-а! В лифт и кидает. Сам видал. Уродство. А того не понимает. Что такая умная, она не одна. Едет такой вот придурок в лифте и курит, а куда окурок девать? Он же типа культурный, надо сунуть, а куда? А в порог лифта! Вот он какой умница. И хорошо, если затушит. И летит тот вниз. А другого жилец и не дотумкает, что ткнётся такой вот подарочек в набросанную рекламу и полыхнёт бумага жарким костерком. А если не дай господи загорит подвесной кабель, то и кабина накроется медным тазом. И хорошо если без пассажира. Диверсанты. Мать их!*

     *Точно стоит. И двери открыты. Какой-то умник не умея правильно что-то погрузить просто стоял и держал двери. Естественно, нагрузка, мотор пытается отработать реверс и автомат вышибло. А всего-то и делов – занести вещь и пусть двери закроются. Ты-то внутри и никуда не едешь. Нажал снова свой этаж, и дверь открылась, грузи дальше. Главное, вещи одни без человека не оставлять. Вес погруженного переводит управление кабиной внутрь, и если в ней никого, а двери закрылись, то всё! Её снаружи не открыть! Но ведь из правил пользования лифтом люди знают только как поехать. Грустно.*

     Степан поднялся на верх. Да-а. Опять этот люк. Его всегда поражало, ну как проектировщик и строители сотворили такое. Ведь есть куча места, и можно сделать всю конструкцию удобнее и безопаснее. Но нет! Между крышей и девятым этажом примастырен, по другому и не сжешь,  узенький мостик на него ведёт почти вертикальная металлическая лесенка. Трудно, но подняться можно. От середины мостика идет трап к дверке чердака с одним перилом. Это рисковый путь для сантехника и других работников.

     Степану надо выше. С другого краю мостика ещё одна почти вертикальная лестница. А над нею люк закрытый на висячий замок. Хорошо если на площадке есть свет или фонарик в кармане. И вот совершается акробатический этюд. Техник на лестнице и замок. Обняв лестницу левой рукой с фонариком, правой нащупываем замок и пытаемся вставить ключ. Ура получилось! Теперь замок на перила и упираясь головой и одной рукой надо поднять метровой длинны железный лист обрамлённый уголком. По идее он должен быть снабжен системой подвески с грузом. Но чего нет, того нет. Подняли эти десять кило, и удерживая, вылазим в предбанник МП. Люк надо опустить на место. Почему? Назад, что не собираемся? Собираемся, но…. Опять но. Эта сволочь сделана метровой длины и во всю ширину предбанника и сделана на петлях со стороны окна. Если его откинуть, то потом просто фиг достать. Силёнки не хватит.

     Ладненько. МП, машинное помещение открыто, и вот он, щит управления. Да выбит автомат. Нажим кнопки и снизу слышно как закрываются двери кабины. Сзади заработала лебёдка. Кто-то уже вызвал кабину. Совершаем все действия в обратном порядке и спускаемся на девятый. Запырхался. В принципе техник не должен сам ездить. Особенно вечером, а вдруг застрянет? Доставать некому. Но сейчас день, механики уже на работе и можно рискнуть, если застряну, то они достанут.

4.
     *Ну что, айда дальше? Куда сейчас, на Сибирскую или Кузнечную? Нет, Кузнечная она поближе будет, идем туда.*

     Подойдя к дому Степан привычно достал связку этого подъезда и уже отрывая двери обратил внимание на висящее объявление.

     Та, Та, та такого-то числа будет произведена замена домофона та, та, та каждой квартире по два бесплатных ключа. Япона мама! Степан достал красный фломастер и в нижней части листка приписал - жильцам просьба передать один новый ключ в диспетчерскую по лифтам. Поможет или нет, но он сделал всё что мог.

     *Тут тоже двери открыты, но что-то не так. Ага, но это же сколько дурной силы надо? У правой створки кабины выбит башмак низа дверей из паза.  Хорошо, если не погнут, тогда вправить и возможно лифт заработает. Подсовываем отвёртку, приподнимаем, чуть отодвигаем и башмак входит обратно в паз. Заработал мотор, и двери пошли на закрытие. Отлично, лифт живой. Нажимаем кнопку вызова этажом ниже. Пашшшёл! Ну и ладненько. Топаем дальше? А куда? Лучше начать с 43-го, и потом уже возвращаться через 3. Да, так и попрыгаю.*

     *Так, лифт пришёл. Двери. Точно, какой-то урод вывернул правые винты и выворотил её согнув доску по диагонали. На проводах и держится. Теперь только отключать. Вандалы1 Впрочем. Ты зря так волнуешься и переживаешь, Стёпа. Народ просто делает обыкновенные гадости на радость себе. Обыкновенная месть соседям. Слава богу, в моём доме нет лифта. Там другие развлечения. Итак. Отключаем.*

- Товарищ техник, лифт не работает, сделаете?

- К сожалению, сломана панель управления в кабине. Её выдрали. Провода оголены. Может вдарить током.

- Да-а? А сегодня сделают, у меня через два часа тёща приедет, а я на седьмом живу.

     *Вот ведь попал, ну и что делать? Наврать? Или правду сказать? Мол панелей новых нет. Сначала надо составлять акт о вандализме. Потом ждать оплаты новой и только потом установка. А это порой от недели до ого-го. Господи прости.*

- Честно скажу, я не знаю! Давайте я вам навру. Вы успокоитесь. Что я могу обещать? Только одно, об остановке вашего лифта мной сразу будет доложено на верх, а там, кто знает? Как пойдёт.

- А нельзя снять у соседей и поставить нам? Ну уж очень нам без лифта плохо будет. У нас пенсионеров много живёт. Есть инвалид, и мамаши с колясками, а?
 
- Да я бы с дорогой душой, но видите ли. Я только техник, я сами лифты не ремонтирую, чинят и за их техническим состоянием следят электромеханики. Я могу вас вытащить если вы застряли. Могу выковырять забитую кнопку, и если она после этого исправна, могу попробовать запустить лифт. Любое более сложное действо мне просто запрещено! Даже лампочки освещения меняют они. Все заявки я записываю в сменный журнал, и его читают механики. И с вашей панелью разбираться будут тоже они. Так что всё вопросы к ним. А сейчас извините мне ещё в третьем доме на пятом этаже надо проверить кнопку вызова.

     *И быстрее вперёд, вперёд в третий. А то я так утону в разговорах. В принципе я их понимаю. Лифты старые, а при таком отношении ломаются часто. А до кого народ может дотянуться? Кто всегда виноват? А я! Техник Кузин. Вот и лают меня, и мешают с грязью. Кричат и топают ногами. Они видите ли платят деньги. Мне? Да я их в глаза не видел!*

     *Ну, вроде добрался. Да. Свету нет. И кнопки не горят. Ладно, фонарик со мной. Вот жильцам хуже. Пятый. Выходим. Двери закрылись. Считаем до пятнадцати, схема собралась, жмём. Тю-тю. Не открывается. Ладно, идём на верх, вызываем, идёт. Спускаюсь. Жмём снова пятый. Не идёт. Ладно. Запишем заявку. Пойти или поехать, ноги гудят. Эх, прокачусь!*

     *Теперича в диспетчерскую, записать пока не забыл, что выходил и сходить поесть. Чувствую, день сегодня опять будет суматошный.*