История Дон Кихота и Санчо Панса

Автор Зинна
Летом прочла Историю Хитроумного идальго Дон Кихота и его Храброго оруженосца Санчо Панса. Прошло несколько месяцев и вдруг нашло вдохновение написать небольшую, но дорогую мне заметку об этом всемирно известном литературном произведении. Начну сразу, без прелюдий.

Во-первых, это книга, написанная очень добрым языком. Читаешь её, и сердце твоё смягчается и улыбается тихой улыбкой, а иногда прямо-таки смеётся детским смехом. Эта книга одним своим языком делает человека добрее.

Во-вторых, эта книга наполнена большим количеством весьма простых и при этом весьма поучительных историй о любви, дружбе, преданности, предательстве, упрямстве и глупости, которые были бы несказанно полезными не только взрослым, но именно для подрастающего поколения, для юных и неопытных голов и сердец, для подростков. Мне даже стало весьма непонятно, почему её нет в школьной программе по литературе!

Третье. Это история про очень милого, чистого, можно сказать, по-детски чистого (крайне редкое качество у взрослых людей!) и возвышенного человека Дона Кихота, который, будучи идальго (т.е. человеком благородного происхождения), не смог воплотить в реальность, вернее, в действительно добрые, хорошие, полезные дела, эти свои поистине добродетельные внутренние качества и высокие, пламенные порывы своей души. Не сумел именно потому, что был он идальго – человеком, с детства выросшим в высокомерной праздности и поэтому ни на какие истинные подвиги не способным. Это своё бессилие и бесполезность (которые он, будучи чистой и тонкой натурой, не мог не чувствовать) он облёк в свою известную всем форму «безумия», т.е. возомнил себя Рыцарем, которого ждут великие благородные дела! Он с радостью бросил опостылевшее ему имение (где весьма скучал без дела, скрашивая скуку за книгами о приключениях) и помчался куда глаза глядят за тем, чего так не хватало его душе, заключенной всю жизнь в теле праздного аристократа – делать добро людям: защищать обиженных, помогать обездоленным! Порыв был несомненно искренним. Но не было никаких навыков и умений делать людям добро – откуда такие навыки в человеке из сословия, всю жизнь живущего за счёт труда других людей, т.н. простолюдинов?! Поэтому все его «подвиги» и он сам оборачивались для всех лишь посмешищем, а то и горькими проблемами.

Четвёртое. Это книга про простодушного, но не лишенного своей природной хитрости, крестьянина Санчо Панса, который составил компанию и поддержку своему господину Дон Кихоту в его доселе невиданных приключениях. Санчо, надо заметить, несмотря на своё «неблагородное» происхождение тоже натура тонкая, не менее тонко чувствующая, чем его господин.

На протяжении всех их странствий и приключений Санчо не раз напоминает своему любимому господину, что в его рыцарстве есть одна неувязка: слава достаётся господину, а тумаки, за которые снискалась эта слава, – слуге. Мысль, как говорится, не оригинальна, но не в оригинальности тут дело, а в жизненной правде. Речь о поколениях украшенных гербами семейств, уверенных в благородстве своего происхождения («помазанники божьи», наместники бога на земле) и своём превосходстве перед другими. В силу этого выдуманного для себя любимых «благородства» (и силой насаждённого), своей избранности и величия (приобретённых и удерживаемых только насилием над другими) они веками стараются выделить себя перед людьми: именами, одеждой, манерой поведения, количеством слуг и породистых собак (которые гораздо дороже этих слуг и прислуги) и т.п… На протяжении столетий они стремятся обладать всеми благами и избегают всего неприятного: трудиться, терпеть, жертвовать чем-то. Якобы они созданы для жизни исключительно изящной и красивой, наряжаться и давать роскошные обеды, балы и пиры на удивление всем, как боги и богини, и обращаться к ним следует только по-особенному «не угодно ли вашей милости»… Хотя вся эта их красивая, праздничная жизнь зарабатывается немилосердным трудом и жестоким потом холопов и «крепкоголовых дураков», которым стоит только перестать батрачить на «господ», как всё это «благородство» поблекнет и сравняется с пастушечьим.

Уж на дворе двадцать первый век, а ни в едином выпуске новостей при упоминании какого-нибудь Пола Маккартни или Элтона Джона, не преминут обязательно и с придыханием прибавить Сэр... Ну а о том, как венценосные особы сходили в театр, и в театральный буфет в антракте, как провели медовый месяц в «бывших» африканских колониях, поиграли в теннис, заезжали в клинику, похудели, пополнели, поссорились, помирились… – за этим регулярно и пристально следит весь мир, трепеща от счастья следить за каждым их вздохом и походом к врачу, на концерт, на пляж, за их утренней пробежкой!.. Даже мысль о нарушении благородного покоя их особенной жизни – стоит решения убить себя, оставив сиротами двух своих собственных детей (как это сделала недавно медсестра, работавшая в клинике, где неделю полежали их высочество принцесса Кейт)…

Однако вернёмся к книге. Санчо сам отказывается от когда-то искренне желанного для себя губернаторства (управления островом или городом) – Санчо отказывается от власти, поняв, почувствовав за несколько дней своего правления городом, что власть порабощает того, кто облекается в неё. Ведь Санчо не знает, что их с Дон Кихотом сделали частью розыгрыша! Он чувствует посмешище реальной власти как таковой (власти одного человека над другими). Управление и власть настоящие не менее неестественны, нелепы и заслуживают осмеяния, чем хорошо спланированный розыгрыш со сфабрикованным «губернаторством» на «острове». Герцог и герцогиня считают нелепыми дурачками Дона Кихота и Санчо, в то время как сами они – расфуфыренные бездельники, окруженные армией ряженых лизоблюдов, готовых на всякое скоморошество – не нелепы?! Итак, Санчо отказывается от своего нахождения во власти. И, возможно, именно благодаря такому мудрому примеру своего слуги – чуть позже сам Дон Кихот отрекается от своего «благородного» рыцарства.

Помимо всего того, что можно сказать и написать, Дон Кихот – это человек, оказавшийся способным научиться хорошему у кого? – у своего слуги, человека, априори ниже его, казалось бы, во всём – в социальном положении, в материальном, в образовании! Качество немыслимо редкое в людях!

Дон Кихот – это пример для всех беспричинно возвысившихся (благодаря ли своему наследству, или женитьбе, или государственной службе…) людей. Пример того, что лучше поздно одуматься, чем никогда! Лучше хотя бы на склоне своих земных лет, чем никогда, осознать своё ничтожество (смириться с ним, принять) и хотя бы на склоне лет полюбить самого простого человека (Санчо), которого раньше-то и не замечал, вернее, видел лишь в виде функции в своих хозяйских владениях. Перестать, наконец, преклоняться перед «благородными» герцогинями и графьями, бесконечно воздавая им хвалы лишь за то, что они в платье из бархата, а не из хлопка, лишь за то, что они со свитой и верхом на конях, а не на осликах – т.е. по чисто внешнему, формальному признаку, а не по сути, не по внутреннему содержанию и достоинству человека.

Уж на что лучше – сидеть ночью под кустом в лесу со своим безграмотным, сыплющим невпопад (иногда впопад) простонародными поговорками конюхом, и узнать (понять, почувствовать) за эту ночь на голой твёрдой земле под звёздным небом возможно более важное, чем за всю свою жизнь, прожитую в преклонении перед голыми королями, в подобострастии перед воспевающими и развлекающими их книжками, модными тогда рыцарскими романами!

Одним словом, книга, действительно, на века. Хотя написана она настолько тонко и аккуратно (порой кажется, что автор не договаривает до конца) – наверное, чтобы быть угодной цензору и издателю. Не умел бы автор написать так аккуратно – глядишь, и книга никогда не увидела бы свет! Вернее, мы, читатели, никогда бы не могли её прочитать, как не могли бы снять по ней кинофильм, поставить спектакль… В общем, и автору, и книге, и её героям, и нам очень повезло!

P.S. А знаем ли мы, как нам повезло? Кто сейчас кроме «двух калек» из предыдущих поколений и меня читает Дон Кихота? Даже на специализированных факультетах университетов и то не читают такие произведения во всей их полноте, в авторском тексте, а не по хрестоматии или учебнику. Их проходят «галопом по европам», да по учебным (так сказать для общего развития, т.е. для галочки о пройденном), трафаретным трактовкам очередных доцентов и профессоров, которые просто отрабатывают свои лекторские, преподавательские зарплаты, оттараторивают, зачитывая вслух, избранные места из учебных пособий. Ох уж эта сегодняшняя, «рыночная» профессура! Что ни пронырливый карьерист-пройдоха, так уже доцент, если не профессор, да со своим учебником или пособием (вопросником, решебником, шпаргальником и проч.).

Те, кто сейчас читает эту книгу, вполне могут ощутить себя в шкуре самого Дон Кихота Ламанчского, дурацкого чудика, пригодного разве что для посмешища! Не буду перечислять, что сейчас читают нормальные взрослые люди. Скажу только, что это далеко от Истории Дон Кихота и Санчо. Кому сегодня нужно это «наивное чучело» с тазом на голове и его прожорливый слуга! Эти нищеброды прошлого. У нас теперь всё как никогда по понятиям и стереотипам: если ты простолюдин, ванька-дурак в лаптях, идущий с рыбным обозом – то не чета какому-нибудь профессору в очках, ездящему на дорогом немецком авто между офисами с ещё несколькими «работами» (местами извлечения доходов). Сидящему (по совместительству) в дорогих кожаных креслах какого-нибудь наблюдательного совета при каком-нибудь фонде, каком-нибудь консультационном совете при какой-нибудь администрации или даже в совете директоров какого-нибудь инвестиционного «стартапа», инновационного или модернизационного госпроекта… Что сейчас читают люди из, например, английской литературы: Шекспира? великого Диккенса, может быть? Толкиена? Нет, даже не Толкиена – все читают подросткового уровня «Гарри Поттера» (уж хоть одну-то книжку все хоть раз в жизни почитали)! И смотрят подростковых «Трансформеров», «Звёздные войны», «Железного человека», Песочного… и про прочих суперменов. Почему всех вдруг стал устраивать уровень бодрой тинейджерской нарезки от Люка Бессона или Бекмамбетова? – да потому что все живут по примитивным потребительским понятиям (почти по павловским рефлексам) – что модно, раскручено, о чём трещат и долбят по мозгам из рекламы, что лежит на передних полках магазинов – то и читаем запоем. То, что впаривают ушлые маркетологи и рекламщики – тем и восхищаемся. Вместо того чтобы ценить людей и их произведения по их содержанию, их ценят по шумихе, по интрижке создаваемой вокруг них, по рейтингам, кассовым сборам, «авторитетным» мнениям и т.д. и т.п.

Всё, как и во времена донов и пэров, герцогов и герцогинь со свитой обожателей, с раболепным преклонением перед их вельможными сиятельствами (просто сияют!) и авторитетами. В общем, история Дон Кихота актуальна и сегодня!