Мышеловка

Тамара Осипова
Бесплатный сыр только в мышеловке – гласит народная мудрость. Давно-давно это было сказано, и наверно так оно правильно и было, но давно…

Всё течёт, всё изменяется, история развивается по спирали, события происходят похожие между собой, но только на новом витке развития науки и техники. Вот и ростовщичество в России развивалось-развивалось и превратилось в ипотеку. Смешное это слово, не русское, правильнее было бы кредиты под залог недвижимости назвать мышеловкой, куда банкир положил ма-а-аленький кусочек соевого сыра, который даже запаха молока не имеет.

Куда уж Гобсеку до нынешних банкиров! Теперь от тех времён осталось только несколько «процентов годовых». Эта первая фишка банкира вообще уже теряет всякий смысл, разве только напоминает об истории развития процесса.

На самом деле, какой бы процент вам ни назвали в банке цель у него одна: заморочить голову. Потому что вы никогда не узнаете, от какой суммы в данный период времени он считается: то ли от первоначального долга, то ли от оставшейся суммы долга, то ли по формуле 3П. «Стою на полу, гляжу в потолок, высасываю из пальца» - вот эта формула как расшифровывается. Большинство россиян склоняются к третьему варианту, и правильно делают.
Все эти  справочные таблички на красивых бумажках, реклама, разъяснения и агитация за ипотечные кредиты – всё это, друзья мои, Санта Барбара в российском исполнении. Никогда не знаешь, сколько главный герой пролежит в коме, или вовсе умрёт после двести тридцать пятой серии, а на самом деле это зависит от съёмок артиста в другом сериале где-нибудь на островах Фиджи, откуда не примчишься на Сапсане.

А вторая фишка современного банкира в том, что только он один знает способ «при любом раскладе, не остаться в накладе». Способов этих ещё у Остапа Бендера было четыреста один для отъема денег у населения. Теперь таких способов примерно, без точного подсчета один миллион девятьсот тысяч четыреста один.

В самом деле, когда мы просто делаем вклад в банке, то проценты получаем мы, а когда берём ипотечный кредит и делаем вклад в виде первого взноса – проценты получает банкир с нас.

Хорошо ещё, что отменили штрафы за преждевременное погашение кредита. Но не думайте, что закон  позаботился о вас. Закон позаботился опять о банкирах, не будь этого, банкирам бы скоро пришлось пойти с сумой за такое вымогательство.

Долго ли коротко ли уговаривали ипотента взять кредит, но наконец, уговорили. Теперь следующая фишка банкира договор о предоставлении кредита.

Документ этот всем документам – документ, на сорока шести листах шрифтом двенадцать, а в иных местах и десятым шрифтом. Спросите – почему? А для того, чтобы нетерпеливый   не прочитал до конца, а терпеливый забыл в конце, о чем говорилось вначале. И вот как раз в конце договора появятся всякие ссылки на пункты начала  для  терпеливых, и мелкий шрифт для нетерпеливых заёмщиков.

В этом договоре будет выделены жирным шрифтом обязанности заёмщика и только вскользь и совершенно мелким шрифтом будет прописано, что банкир не несёт обязательств «в случае непреодолимых обстоятельств». А какие несёт обязательства банкир в обычных условиях -  вы так и не узнаете. Только догадаетесь, что брать с вас ежемесячные взносы – это и есть его основная обязанность.

Зато права банкира будут прописаны очень подробно и устрашающе для клиента. И наступать они будут на клиента только тогда, когда он перестанет платить.

Не напишут в договоре только то, что в конечном итоге за каждый взятый в кредит миллион клиент должен будет вернуть банкиру три миллиона.

Россия уже вышла из соглашения с США о внедрении ипотеки, но русские запрягают долго, а скачут потом быстро. Сейчас у нас скачки, остановиться не можем.
         
         Вот этот кусочек сыра в мышеловке и называется теперь «бесплатным». И если вы ещё после выплаты такого кредита не превратились из ипотента в импотента – добро пожаловать в любой банк России.

29.01.13