Воскрешающий крест. Часть 8

Довнар Виктор
       начало:  1 -  http://www.proza.ru/2013/02/03/1909
                2 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/168
                3 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/173
                4 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/186
                5 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/202
                6 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/66
                7 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/112               


                Воскресение.

                «Жизнь должна быть не приготовлением к смерти,
                а победой над ней, так чтобы, как во Христе,
                смерть стала торжеством жизни».
                О. Александр Шмеман.

               

     События Сошествия Христа во ад и Его Воскресения неразрывно связаны
между собой. Это подчеркивается в песнопениях Великой Субботы.

     «Вознесенный на Крест, Ты вознес с Собой всех живущих; и затем,
нисходя под землю, Ты возвел всех лежащих в гробницах»:1 возвещает
Православная Церковь на утрени Великой Субботы. « Эти дивные слова и
звуки – лучшие дары, принесенные из сокровищниц человеческого духа;
они есть драгоценное миро, возлитое на Тело нашего Царя и Господа;
они – тот златотканый покров, который Невеста – Церковь исткала своему
возлюбленному Жениху – Христу» -пишет Валентина Зандер. (43 с 3)

     Традиционно, в православной иконографии сошествие Христа в ад
называется «Воскресением Господа нашего Иисуса Христа». Символизирует
такое изображение торжество Господа над смертью и силами сатаны. Ведь
в новозаветном каноне есть много указаний на сошествие Христа в ад.
В своих посланиях апостолы писали об этом. (1 Петр. 3; 18-20, Мтф. 12; 40,
Деян 2; 23-28, Рим. 10; 7, Ефес. 4; 8-10).
     Но в основном иконописный сюжет основывается на рассказе из
апокрифного «Евангелия от Никодима». Согласно преданию, «облистанный»
ярким сиянием Христос, сокрушив «врата медные» и «вереи железные»,
появляется в преисподней, откуда Он, повергнув сатану и поправ смерть,
изводит ветхозаветных праведников. Преисподняя представляется в виде
пещеры; Христос протягивает руку Адаму и Еве. Древнерусская иконописная
традиция, наследовавшая Византии, совмещает мотив изведения патриархов
 из ада с мотивом битвы воинства Христова с «аггелами» сатаны, и иногда
присоединяет мотив вступления избавленных от уз смерти праведников в рай.
(6-2 с 465, 469)
     Христианская Церковь рассматривает крест и схождение во ад
совместно в домостроительстве спасения. Георгий Флоровский говорил,
что смерть Христа «была реальной, и как любая другая смерть человека
состояла в разделении души от тела. И все же, в Его смерти Его тело и
душа пребыли личностно взаимосвязанными в Божественном  лице Логоса,
ставшего человеком». (Цит. по кн. 27:72).

     В православном богослужении, на литургии оглашенных поется:
«Во гробе плотью, во аде же с душею яко Бог, в рае же с разбойником,
и на престоле был, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
(27:72).

     После грехопадения первого человека - Адама, смерть вошла в существо
людское, как яд, как вирус, и уже никто не мог избежать ее. Души всех
умерших людей страдали во аде и лишь безгрешность Христа, Его добровольная
смерть на Кресте искупила это человеческое преслушание.

    «Древа преслушания, запрещение разрешил еси Спасе, на древе
крестнем волею пригвоздився, и во ад сошед Сильне, смертные узы яко
Бог растерзал еси» - возвещает нам стихира Вторника Светлой седмицы. 
«Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав» (тропарь Пасхи) – этим в сущности живет и побеждает
христианство во все времена: пасхальной радостью, пасхальным светом. 
   
     Евангелисты с документальной точностью рассказывают нам,
что произошло после субботы, «во едину от суббот»
(Ср. Мф. 28:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1), в первый день недели при гробе,
куда положили тело умершего и обвитого плащаницей Иисуса Христа. 
На исходе ночи или ранним утром произошло землетрясение:
«Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень
от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда
его была как снег…» (Мф. 28:2-3). Утром Мария Магдалина и другие
благочестивые жены с благовониями пришли ко гробу. Вероятно, они
пошли «посмотреть могилу» (Мф. 28:1) и погоревать или, как говорит
евангелист Марк, помазать маслами и ароматами тело Иисуса, которое
уже две ночи лежало в гробнице (Ср. Лк. 23:55-56, 24:1; Мк. 16:1-2).
     Подойдя поближе, они увидели, что камень от гроба отвален,
а стражники «стали как мертвые» (Мф. 28:4). Но они не увидели тела
Христа. И хотя юноша, одетый в белое одеяние, то есть ангел, возвестил
о воскресении Христа, жены испугались и не поверили. Мария Магдалина
побежала назад и рассказала Петру и Иоанну, что кто-то унес тело Иисуса
и не знает где положили Его.

     Количество ангелов, возвестивших о воскресении, у евангелистов
отличается, но можно заметить, что все евангелисты согласны с тем,
что ангел или ангелы явились как посланники неба, свидетели и толкователи
воскресения. Церковь и не пыталась подделать эти сообщения, а честно
передала полученные предания, тем более, что мироносицы могли уходить
и возвращаться ко гробу, а возвещать о случившемся чуде мог только
один из ангелов. Среди благочестивых жен упоминается «другая Мария».
Церковь хранит предание, что первою удостоилась явления Христа Матерь Его.
Поэтому под «другой Мариею», пришедшею ко гробу, подразумевают Мать Христа.

     Когда Мария Магдалина побежала сообщать о случившемся ученикам,
другие жены вошли в пещеру и увидели двух юношей в блистающих одеждах.
Они то и сообщили им весть о воскресении Христа, и повелели передать
ученикам об этом. Полные трепетного ужаса мироносицы отправились к
апостолам. Ученики не сразу поверили рассказанному.
(Мф.28:1,5-8; Ин.20:1-2; Мк.16:2-8; Лк. 24:1-11).
     Только Петр и Иоанн первые поспешили ко гробу. Иоанн был моложе
и прибежал первый. Увидев нечто необыкновенное – лежащую плащаницу,
он не вошел внутрь. Петр же смело вошел в пещеру и увидел, что лежат
пелены и свитый плат, которым была обвита Глава погребенного Иисуса.
За ним вошел  Иоанн, увидел свернутый плат, лежащую плащаницу и уже не
сомневался, что Христос воскрес (Ин. 2:3-10; Лк. 24:12).

     Плащаница представляла собой льняное полотно, которое употреблялось
для погребального обряда. Ученые, неоднократно исследуя плащаницу из Турина,
на которой чудесным образом отпечаталось негативное изображение человеческого
тела, пришли к выводу, что это и есть та самая плащаница, которой было обвито
тело Христа при погребении.

     Туринская Плащаница соответствует по величине иудейскому погребальному
покрову «тахрихим», который употребляли один раз для обертывания тела усопшего.
Многие признаки позволили ученым отнести Плащаницу к материи I-го столетия
нашей эры, сотканное на ручном ткацком станке очень архаичным способом.
Нити имеют так называемую Z – образную закрутку, характерную для
Сиро-Палестинской области эпохи античности. Были так же исследованы
многочисленные частицы на поверхности ткани, и это позволило установить,
что часто встречающаяся пыльца на полотне идентична окаменелой пыльце
из древнейших отложений (около 2000-летней давности) близ Генисаретского
озера и Мертвого моря. Очень много зернышек пыльцы оказалось в области
головы и плеч. Как видно они остались от живых цветов, некогда положенных
при погребении.

     Святая Плащаница Господня почиталась на Востоке до 1204 г.,
а с 1206 г. – и на Западе. В г. Турине впервые Святая Плащаница
была показана народу в 1898 г. Городской голова Айсти испросил
разрешение короля сфотографировать Плащаницу, для того, чтобы в
длительные промежутки между выносами Туринской Плащаницы народу,
верующие обладали хотя бы ее копией. Фотограф Секонде Пиа сделал
несколько снимков и был поражен, когда после проявки с негативной
пластины на него смотрел Лик  божественной красоты, благородный,
властно-задумчивый и одновременно кроткий. Негатив Секонде Пиа
обладал всеми качествами позитива. Оказалось, что отпечатки на
Туринской Плащанице представляют собой негатив двух «фотографий»
человеческого тела тяжело израненного и окровавленного.
     И этот нерукотворный до мельчайших деталей негатив хранил
свою тайну до 1898 года. Хотя, как замечают авторы книги
«Христос Воскресе!», если внимательно всмотреться в отпечаток
Лика Господня на плащанице, то можно заметить небывалое
сходство выражения Лика на плащанице с Ликом Христа на
ранних византийских иконах.
     Вдоль центральной части Плащаницы можно различить два оттиска
бледно-коричневого цвета человеческого тела в полный рост.
Один отпечаток – спереди, другой – со спины. Оба отпечатка совпадают,
но не соприкасаются. Объяснение просто. Как свидетельствует святой
Иоанн Богослов, Христос был похоронен согласно иудейскому обычаю,
по которому челюсть усопшего подвязывалась куском полотна,
обернутым вокруг головы. Промежуток между двумя отпечатками
головы Христа должно занимать именно это полотно, подвязанное
узлом поверх головы. Тело Господне было положено спиной на одну
из сторон полотна Плащаницы, вторая же ее половина была перенесена
через голову и покрывала верхнюю часть лежащего Тела. По этим
отпечаткам можно заключить, что Христос был высокого роста,
очень пропорционального, можно сказать совершенного, сложения.

     Воздействие на полотно было очень кратким и произвело
изображение исключительной сложности. Степень золотисто-желтого
потемнения поверхности ткани неравномерна, она обратно пропорциональна
расстоянию между кожей и провисающей над ней поверхностью.
Изумительно правильный отпечаток тела оставленный на очень тонком
слое ворсинок ткани, обладает высокой устойчивостью к термическому
и химическому воздействию. Особенно поразителен был тот факт, что
на фотонегативе кровь воспроизводилась как негатив, т.е. в виде
белых пятен и в противоположность золотисто-коричневым отпечаткам тела.
Отсюда, один из первых исследователей Плащаницы доктор Барбэ заключил,
что оттиск Тела Христова был произведен каким-то способом, имеющим
сходство с процессом фотографии, тогда как кровь отпечаталась посредством
прямого контакта. (57 с 99) 
     При внимательном изучении отпечатков на льняном полотне ученые
установили, что перед казнью Христа сильно бичевали, затем увенчали
терновым венцом; что перед смертью Он нес на плечах тяжелую балку;
что Ему пробили гвоздями руки и ноги, а после кончины нанесли удар
копьем, которое использовали в то время римские солдаты вспомогательных
кагорт.
     Итак, по многолетним исследованиям Туринской Плащаницы можно сделать
вывод, что изображение на Плащанице нерукотворно, так как не было обнаружено
ни малейших следов краски; негативные отпечатки на ней абсолютно точны;
свет и тень не имеют контуров, полностью отсутствуют линии или пунктиры,
существуют лишь отдельные
градации, которые возможны только при процессе фотографирования. Нерегулярность
структуры кровяных пятен указывает на их природное происхождение. Позже учеными
была исследована кровь, попавшая на плащаницу и установлено, что она была мужская
 и принадлежала к четвертой группе (АВ). Анатомия и формы воспроизведенного на
отпечатках тела естественны и натуральны, и  их изучение дает основание для
выявления характера и расы, чему не препятствуют даже значительные опухоли и
перелом носа. Лицо определенно семитского склада и никакие пытки и ранения не
смогли лишить Его величия.
                (57 с 100)


     Между тем Мария Магдалина возвратилась ко гробу и скорбела,
не зная, где положили тело учителя. И тут явился ей воскресший
Христос и беседовал с нею. Об этом радостном событии Мария Магдалина
 сообщила скорбящим ученикам. Но они все еще не могли поверить
(Ин. 20:11-18; Мк. 16:9-11; Мф. 28:8-10).
     Далее евангелисты рассказывают о явлении воскресшего
Иисуса Христа своим ученикам. И апостол Павел сообщает, что
после Своего воскресения из мертвых Христос явился Петру,
потом  Двенадцати, затем свыше чем пятистам братьям одновременно.
После этого Он явился Иакову (который впоследствии станет руководить
первой христианской общиной в Иерусалиме), далее – всем апостолам и,
наконец, и ему -  Павлу. (Ср. 1 Кор. 15:5-8).

     В послании Павла не упоминаются женщины лишь потому, что этот
список был написан в форме официального документа, что требовало
определенных правил, которые в то время исключали женщин из списка
юридически приемлемых свидетелей. «В этом случае мы можем предположить,
что эти имена были опущены не потому, что воскресший Христос им не являлся,
и не потому, что апостол Павел не знал о посещении ими гробницы в первый
день Пасхи, но потому, что ранняя Церковь выбрала среди свидетелей лишь
те, к которым не было бы претензий с юридической точки зрения» -
пишет Веселин Кесич.  (27 с 94).

     Петр был первым среди учеников, кто исповедовал, что Иисус
является Мессией, или Христом (Мк. 8:27-30), и Петр становиться
первым среди них, кто стал официальным свидетелем воскресения.
Это подтверждается и евангелистом Лукой, когда он описывает события
«первого дня недели» (Лк. 24:1). После явления Петру Христос открылся
одиннадцати, как об этом свидетельствуют Евангелия
(Лк. 24:36-53, Ин. 20:19-23; Мф. 28:16-20).
     Так же в первый день Христос являлся женщинам в Иерусалиме
(Мф. 28: 9-10; Мк. 16:9; Ин. 20:11-18). Возможно немного позже,
при явлении Христа в Галилее (Мф. 28:16 и слл. ; Лк. 24:33 и слл. ;
Ин. 20:19 и слл. , 21:1 и слл.), ученики были наставлены возвещать
 пришествие Царствия Божьего. Во всех этих явлениях заметна инициатива
Самого Христа и Его свобода. Мы видим воскресшего Иисуса, превосходящего
ограничения времени и пространства. Но  Его не сразу узнают ученики,
они в некотором замешательстве. Чтобы убедить учеников в Своем воскресении
и развеять их сомнения, высказанное апостолом Фомой, Христос показывает им
Свои пронзенные руки и бок.

     Веселин Кесич пишет: «Сомнение препятствовало признанию, но, когда
оно было преодолено, ученики испытывали радость и утешение, осознавая,
что среди них был Иисус. Лишь после этого признания, им сообщается о их миссии».
(27 с 105).
   
     Интересен еще и тот факт, что ранее Христос, утешая в прощальной
беседе своих учеников, говорил: «Да не смущается сердце ваше; веруйте
в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много…Я иду
приготовить место вам» (Ин. 14:1-2). Епископ Кассиан Безобразов
так трактует эти слова: «утешение есть призыв к вере… Твердые
в вере, ученики сумеют устоять в искушении разлуки» (35 с 248).
     И далее Господь говорит не столько о цели, сколько о пути.
Он есть тот путь, единственный путь, которым можно прийти к Отцу.
Но Иисус – не только путь. Иисус есть путь и истина и жизнь.
«Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже
не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо я живу, и вы будете жить»
(Ин. 14: 18-19).
     Владыка Кассиан поясняет, что ответ Иисуса на просьбу Филиппа
показать им Отца, «доводит до полной ясности мысль Иисуса, что
общение с Ним есть условие не только необходимое, но и достаточное
приближения к Отцу». «Как важна, как драгоценна потому эта,
постоянно подчеркиваемая в Евангелии, связь Христа и Его проповеди
со всей преемственностью, то есть именно культурой тех, кому Он проповедует…»
(33 с 111)
     Из этого царства зла есть выход: он открыт тому, кто сам перестает
быть злым. Человек, вполне преодолевший в себе эгоистическое себялюбие,
действительно полюбивший Бога больше себя и все сотворенные Богом личности,
как себя, удостаивается обожения, выходит из круга злых существ и становится
членом Царства Божия, где уже не подпадает никаким ударам зла. (38 с 363).

     Дальше в этой беседе Господь подготавливает учеников к совершеннейшему
разумению учения о Духе: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин. 15:1). 

     «В Воскресении преодоление смерти еще не есть спасение», -
замечает епископ Кассиан. Будет еще и Вознесение и Сошествие
Святого Духа.
     Ниспослание Духа Истины обусловлено любовью к Иисусу.
Вера раскрывается в любви. Не случайно Дух истины посылается не миру,
который Его не знает, а ученикам, которые Его знают, или, точнее,
будут знать. Дух доведет дело Иисуса до конца, научит учеников всему,
напомнит Его учение. В обладании Духом ученики Христовы приобщатся
к полноте Божественной жизни во Святой Троице. Но единение со святым
требует святости и от человека.
     Христос являет то, чего Бог ждет от творения – полноту человечности.
Симеон Новый Богослов так изображает духовное воскресение Христа в душе
верующего христианина: «так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего,
и с исповеданием страданий Господа входим в гроб покаяния и смирения, тогда
сам Христос сходит с небес, входит в нас как в гроб, соединяется с душами
нашими и воскрешает их, явно в смерти пребывающих. Воскресение души есть
соединение ее с жизнью, которая есть Христос». (Цит. по кн. 39 с 378).
   
     В радостных словах гимна воскресения, который поется на
богослужении воскресной утрени, говорится: «Воскресение Христово
видев, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному.
Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и
славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твое призываем.
Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению. Ибо через крест
радость пришла всему миру. Всегда благословляя Господа, да восхвалим воскресение Его.
Ибо претерпев крест за нас, Он разрушил смертию смерть».*

     Чудом Воскресения свидетельствуется божественное достоинство Христа и,
как следствие, божественное происхождение христианской религии. 
Христианство распространялось по миру именно с вестью о том, что Иисус,
распятый и умерший на кресте, был воздвигнут Богом к новой жизни.
«Если Христос не восстал, тщетна наша проповедь, тщетна и вера ваша…»
говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. (1 Кор. 15:14).
«Смерть и Воскресение – как постоянная победа Христа  и над историей,
и над природой. Царство Божие побеждает природу и историю, но открыто нам 
через историю и через природу.
     Начало и конец всего: «Христос сегодня и вчера
и вовеки Тот же» - пишет отец Александр Шмеман в своих дневниках.
(33 с 111).


                Минск     2007 г.