Государевы люди. Мнение обывателя

Соколов Сергей
«Государство нам должно!» Более наивное утверждение, вряд ли, можно придумать. Почему? Да, потому что государство – это фикция, идея. Где вы видели, чтобы идея накормила человека, чтобы построила ему дом или одела? Нет таких идей! Скорее человек кормит свои идеи, «одевает» их в красивые слова, обставляет соответствующими ритуалами. То же самое происходит и в отношениях человека с государством. Но… всё по порядку.

Есть страна. Есть некая ограниченная территория со своими природными богатствами. Есть население этой страны, которое может использовать эти богатства в своих целях. Обычно, люди и ищут их для того, чтобы жить лучше. И если бы каждый человек в стране занимался бы только своей жизнью и не лез бы в жизнь чужую, то всё было бы вполне нормально: жили бы мы в условиях первобытного строя и в ус бы себе не дули. Но… так быть не может. Такая жизнь не в природе человека. Ему всегда хочется больше. Ему хочется больше, чем у него есть.

С одной стороны, человек – существо социальное, а, жить среди людей и быть свободным от людей, невозможно. Такая свобода противоречит законам природы: всё в реальном мире взаимосвязано, всё от всего зависит. Не являются исключением и люди. С другой стороны, человек всё время стремится уединиться, выделиться из общей массы. Нужно ему это или нет, для него не особо и важно. Для него важно, что ему этого хочется. Поэтому и ставит человек свои интересы и желания выше интересов и желаний других людей. Как быть? Как совместить, казалось бы, несовместимое? В попытке сделать это на первый план выходит сила.

Сила рождает правителя. Вначале маленького, локального, управляющего небольшой группой людей. Потом, если он не испытывает должного сопротивления, сфера его влияния расширяется.

Но, что такое «управлять» людьми? Управлять – это навязывать им свою волю, добиваться исполнения своих решений… чужими руками.

Основной метод такого управления – это принуждение. Для него и нужна сила. Вместе управление и принуждение рождают власть – возможность навязывать людям свою волю. Чем больше людей подчиняются правителю, тем больше у него власти.

Один человек, каким бы сильным он не был, в стоянии принудить повиноваться себе только небольшую группу людей. Ведь силе одного всегда можно противостоять, если не бояться. Поэтому, видно, и говорят: «Один в поле не воин». Одинокий правитель – это с виду блаженный, гуляющий по своей вотчине и заставляющий людей жить так, как ему это видится. Он учит, понуждает… Люди терпят его… до поры до времени. Человеческое терпение не безгранично, поэтому его терпят только до той поры, пока он не надоест. А потом? Потом его просто начнут отовсюду гнать. Какая уж тут власть? Чтобы у правителя была власть настоящая, существенная, нужна и сила соответствующая, существенная.

Вот и обрастает правитель людьми, которые не могут или не хотят жить своим трудом. Оно и понятно: отбирать у других легче, чем делать самому. Для этого и нужна сила. Нужна и наглость. Естественно, отбирать легче сообща, когда за тобой стоит сила и власть уже готового правителя. Глядя на правителя, такие люди тоже хотят власти. Хоть маленький кусочек от его власти! Они исподволь завидуют ему. Оно и понятно. Власть сладка. Власть заразна. Действовать же от своего имени эти люди не могут. Для этого у них «кишка тонка»: они сами боятся правителя. Прислуживать же ему, помогать своей силой за кусочек власти, они готовы. Постепенно такие люди создают вокруг правителя, «государя», слой «государевых людей».

Первые государевы люди верили в силу и власть своего государя. Они не проверяли ни то, ни другое. А вдруг покарает? За такую проверку можно было и головы лишиться. Первые государевы люди не врали государю. За ложь тоже можно было поплатиться жизнью. Они служили государю верой и правдой.

Государевы люди всегда действуют от имени государя. Получая эту возможность, они получают и часть его власти, по крайней мере, в той сфере общественной жизни, которая отдана государём им на откуп. Они укрепляют власть государя, расширяют её границы, а значит, они укрепляют и расширяют свою власть. Государь и государевы люди нужны друг другу.

Государевы люди представляют государя там, где не ступала его нога, где о нём только слышали. Представляют же они его так, как им это самим видится. В своих глазах они и есть… государь для остальных, подчинённых им людей. Поэтому государевы люди действуют так, как, по их мнению, должен был бы действовать он. Проявляя государеву власть, они говорят: «Бог высоко – государь далеко. Я для вас и Бог, и государь, и закон!» Так оно и есть. Даже законы государевы люди принимают под себя, чтобы они давали им преимущества перед другими жителями страны, народом. Государевы люди всегда стоят между государём и народом.

Нужны ли государь и его люди народу? По большому счёту, нет! Народ прекрасно проживёт и без них. Государевы люди не кормят и не одевают его. Это народ кормит и одевает их. Народ содержит их. Так было, есть и будет! Можно сослаться на то, что они защищают народ. Они?.. От кого?.. А не народ ли в тяжёлую годину защищает их и себя? Войны развязывают такие же государевы люди только с другой стороны границы. Их реальная или мнимая угроза нужна местным государевым людям. Страх перед внешним врагом выгоден им. Если этого страха будет мало, они придумают и создадут врага внутреннего. Страх позволяет им держать народ в повиновении, поэтому им без разницы, кто и что культивирует страх у народа. Для них главное, чтобы народ боялся за своё будущее. Только такой страх позволит государевым людям жить, не беспокоясь за своё будущее, за свою власть. Страх превращает народ в подданных, в тех, кто обязан платить дань в государеву казну.

Из этой казны кормятся и государевы люди. Они заинтересованы в том, чтобы она была потолще. Для этого дань должна быть побольше. Сделать это, опять-таки, можно только с помощью страха и насилия. Какой умный человек добровольно отдаст своё добро чужому дяде? Тем более что с его точки зрения, этот «дядя» – бездельник, не умеющий жить своим трудом, не способный создать ничего нужного, хорошего, но зато хорошо  научившийся отбирать и разрушать.

В этот момент и возникает противоречие между страной и государством в лице государя с государевыми людьми. Чем богаче народ – простые люди, живущие в стране, тем богаче страна. Только люди делают страну богатой. Но… у богатого государства народ всегда бедный. При богатом государстве, т.е. богатых людях, воплощающих в жизнь идею государства, казна толстая, государь и государевы люди живут припеваючи, а народ нищенствует. В любой стабильно существующей стране существует баланс между жадностью государства и возможностями народа.

Когда баланс нарушается, в стране происходят социальные революции. Происходит передел имеющихся благ с их частичным разрушением. Происходит смена государя и замена государевых людей. Меняется ширма, а суть того, что находится за ней, остаётся без изменений: власть государевых людей в стране. Не государи правят страной, а государевы люди. Государи сами давно стали для них ширмой. И если государь не устраивает государевых людей, они меняют его, подчас, меняют руками народа.

Для государевых людей, находящихся у власти, самое страшное, что может произойти, – это социальный передел. В результате него высшие по должности, по влиянию в стране чаще всего теряют всё, что имели. Приобретают же те, кто совсем недавно поддерживал их. Народ в результате таких социальных потрясений только теряет. Люди теряют имущество, жизнь, не говоря уже о различных духовных потерях и потрясениях. Народу передел тоже не нужен. В этом он солидарен с государевыми людьми. Стабильность нужна и тем, и другим.

Нарушить баланс в стране может только жадность государевых людей. Они – тоже обычные люди, а людская жадность ничем не ограничена.

Кто-то может сказать, что сейчас нет власти силы, сейчас коллективная власть – демократия. Выборы не отменили государевых людей. Как только выборное должностное лицо начинает получать деньги из казны, оно превращается в государева человека. Выборная система только увеличила число государевых людей. Дураки на государственные должности не идут. Умный же никогда не откажется от денег, особенно от тех, которые к нему плывут сами, без усилий с его стороны. Временный характер должностных преимуществ только разжигает алчность и аппетиты выборных государевых людей. Их постоянная смена приводит к постоянным неэффективным затратам из казны, которые компенсируются дополнительными поборами. Государевы люди не будут финансировать даже собственные выборы из собственного кармана. Они слишком умны для этого. Они используют для этого обещания и шантаж, вплоть до шантажа всего народа.
 
У населения каждой страны есть общая идея, есть видение, как вместе жить на общей территории, как совместно пользоваться её природными богатствами, как охранять её от внешних посягательств. Принимается идея – она работает: под неё выбирается «государь», олицетворяющий идею, и «государевы люди», помогающие ему воплощать её в жизнь. Им отдаётся власть над страной – возможность управлять ею, управлять от имени народа, но по своей воле и своими методами. Только эти люди могут заявить: «Государство – это мы!» Действительно, каковы они сами, каковы их действия, такова и жизнь в стране, таковы в ней и порядки.

За время существования цивилизации люди придумали только три идеи, лежащие в основе управления страной. Помимо идеи силы: «Кто сильнее, тот и прав, у того и больше прав», есть идея коллективного управления, демократия. Но и она держится на силе и принуждении. Есть идея самоуправления, коммунистическая идея. Но, какими бы развитыми не были люди, воплощающие её в жизнь, всё равно и при коммунизме будут появляться, пусть временные, пусть местного масштаба, но, по сути, государи и государевы люди, которые смогут сказать: «Мы – главные!»

Идёт время. Меняются отношения в обществе. Меняется название государей. Меняется число и название государевых людей. Не меняется суть их противостояния с народом. Не меняются и источники их дохода – поборы с остальной части населения, которые сейчас называют не данью, а налогом. Правда, раньше дань собирали государевы люди, а налог же законопослушные граждане должны принести сами, да ещё в жёстко определённые сроки. Вот и получается… Как были в стране «подданные» – люди, обязанные платить дань «государевым людям», так они и остались. Как была дань государевым людям, так она и осталась, как её ни назови – десятина, мзда, налог или как иначе. Дань же с государевых людей, которую они платят с зарплаты, подоходный налог – это в чистом виде иллюзион: из казны взяли… много, а потом чуточку вернули, мол, мы такие же, как все, мы тоже вносим свою лепту в общий бюджет. Не дело государевых людей, вносить лепту. Их дело тратить внесённое другими. Равно, как их дело, решать, на чьи нужды тратить и сколько. А, как известно, своя рубашка ближе к телу.

В современном «лоскутном» мире можно увидеть воплощение разных государственных идей, и даже их синтез. Появились свои «государи» и «государевы люди» и в разных сферах человеческой деятельности. Они есть не только в политике – практике воплощения в жизнь государственных идей, но и в экономике, и в общественной жизни. Они вездесущи.

Сегодня, когда явно виден слой «выборных государей», государевы люди стремятся дружить между собой. Как говорят: «Ворон ворону глаз не выклюет»? Это и про них тоже. Они из одной «стаи». Да, и как не дружить, если сегодня один из них главный, а завтра, глядишь, и другому повезёт – выкинут и его «его государевы люди» на поверхность. Смотришь, и он порулит с самого верхнего уровня «слоёного пирога власти».  Смотришь, и он будет не только властвовать, но и будет наделять новой, большей властью верных ему государевых людей.

Внизу же, на низшем уровне разделения государевой власти, отношения между простыми и государевыми людьми остаются без изменения. И когда к государеву человеку приходит человек «из народа» и говорит: «Государство мне должно…», государев человек с полным основанием отвечает: «Государство должно, вот к нему и обращайся. Я лично у тебя ничего не брал, а значит, ничего тебе не должен. Проходи, не мешай работать (в смысле служить «государю», путь и не «верой и правдой»)». И в этом этот «государев человек», безусловно, прав. Его наделил и должностью, и властью не этот «простой» человек, а его «государь». Вот этому «государю» он и обязан служить.

Такие вот они – государевы люди. Вечные… Конечно, я могу ошибаться. Но… Ошибаться – это естественное право каждого человека, право от рождения.