Сказка Путника про Выбор и Принятие

Сергей Астер
 Это - продолжение серии сказок про Путника ( http://www.proza.ru/2013/02/04/889 ). Но можно читать и как отдельное произведение...

* * *

Путник долго странствовал... Множество дорог сменилось... Множество домов приняли его на ночлег, на хлеб да соль...
Вот и сейчас, хозяйка дома, со взрослыми сыном и дочерью в этот вечер оказавшись, пригласили Путника зайти к ним с дороги... погостить вечер, от сгущающихся туч укрыться, и переночевать, возможно...

Когда закончили обедать, сели чай пить. Хозяйка извинилась, что чай у них только в пакетиках. Поставила чайник на стол, чтобы каждый в чашку себе заливал, когда понадобится, и любой из чайных пакетиков разных видов из коробки брал и заваривал...
Путник взял пакетик с изображением желтого лимона и заварил себе, равно как и хозяйка с её взрослыми детьми - каждый свой пакетик, и чай пить стали...

 - У нас о тебе ходят много разных слухов, - сказала хозяйка, делая глоток чая, - Даже поговорки разные новые появились...
 - Вот как? - улыбнулся Путник, - и какие же, например?
 - Ну, - засмущалась вроде женщина, - говорят что... Путник не выбирает дорог...

Путник негромко положительно засмеялся в ответ... Потом он, поставив чашку на стол, повернув голову к окну сказал:
 - помню в детстве, я играл с соседскими ребятами... Нас было человек по пять-десять от раза к разу... Иногда взрослые нам сладости приносили... И бывало, принесут разных пироженых, а какое из них на вкус какое - не знаешь... И играли - по очереди, выбирали... Мне всегда почему-то смешно было. Я иногда говорил - да не знаю, выбери за меня, мне всё равно...

После недолгой паузы, хозяйка, прихлебнув чаю, сказала:
 - Если тебе было всё равно, то ты наверно уже с детства обладал врождённой мудростью...

Путник засмеялся, потом ответил:
 - Мудрость тут не причем... да и равенство тоже... Я не видел ни маленького пироженого ни большого, ни сладкого, ни какого другого... Я в это просто играл...

Чашечки маленькими были, и чай очень быстро заканчивался. Путник поднёс снова руку над коробкой с чайными пакетиками. На них разные картинки - с черным, зеленым, красным, фиолетовым, желтым - разные виды чая под его рукой оказались. Оставаясь в таком положении еще несколько секунд, Путник молвил:
 - Пять дорог... Между ними - вода... Слева, от самой толстой -  вправо, к самой тонкой дороге, - Путник взял пакетик черного чая, и продолжил, - мы так любили играть в эту игру в детстве... По самой толстой дороге - 3 монетки - не настоящие, просто - очки, пройти по этой дороге - сущий пустяк. На второй - 7 монеток, потом 15, 40, и на самой тоненькой - 100... Я смеялся... и было, хотел уже пойти по одной из них... Но тут, я услышал за спиной:
 "Смотри, если провалишься - все будут смеяться над тобой!";
 "Если наберёшь 100 - обойдешь всех! Этого ещё никому не удавалось!";
 "Лучше иди по третей. Не рискуй!"
После маленькой паузы, Путник продолжал:
 - Я не понимал их, для меня выбор был - между дорогами игры! - он многократно посмотрел на своих слушателей с глубокой паузой, затем продолжил, - Я пошёл по самой тонкой, и провалился... Все смеялись. Я тоже смеялся с ними... Я ещё не понимал... На следущий день случилось тоже самое... Но я не менял дорогу. Из раза в раз, я выбирал ту же дорогу... И однажды, я прошёл её! Я был - первым! Но вот только... как и для всех... выбор мой был уже - не между дорогами над водой... Это случилось аж через несколько месяцев... К тому времени, все уже перестали играть в эту игру...

 - Но в этом ничего плохого! Ты научился выживать в этом мире, - сказала хозяйка
 - Ты сделал выбор в реальной жизни, - сказал парень

Путник не ответил. Он опустил глаза вниз, уставившись на стол... Через пол минуты продолжил:
 - Когда мне было 9 лет, мама и папа разойтись решили... Они долго думали что делать со мной. Но так и не смогли сойтись в решении. И предложили выбор - мне... Это было ударом. Я не мог сделать выбор, - он многозначительно посмотрел на своих слушателей, - Как можно делать выбор, когда - каждая дорОга в равной степени дорогА...

Путник словно ожидал реакции, и после некоторой паузы парень сказал:
 - Наверно, это и был настоящий выбор... Теперь, ты знал, что всё это - не игра... И невозможность выбора - это естественно.

Путник не ответил... После паузы он повторил:
 - Я не мог сделать выбор... снова... не смог... Они сделали его за меня!... Я уехал к матери... Жил с ней - таков был их выбор. Но не мой! Я так ничего и не понял... Иногда становилось так грустно, что я сбегал... Я страдал... Пытался что-то сделать... Пытался давить на мать... психически... создавал ей целую кучу проблем... Я не осознавал ответственности... ведь я был заложником чужого выбора... Всё надеялся, что всё вернется... станет как было... целым... равным... Мать однажды, наконец, спросила меня об этом, и я ответил... что хочу жить с отцом... Так и сделано было... Но, живя с отцом, я постоянно спрашивал себя - не сделал ли я ошибку... Когда он выпивал... Когда я просыпался - не от нежных слов и ощущения руки на голове, а от будильника, и при том, из кухни не доносились приятные запахи... В разных ситуациях, думал - а как бы мать поступила... Но отца-то я уже не мучал - я мучал себя! Ведь это был мой выбор... Выбор, который я так и не сделал... Когда встал взрослее - стал ездить к ней... подолгу оставался с ней... А впрочем, я ведь так и жил двумя жизнями...

Стали слышны звуки - дождь начался за окном. Путник встал, подошёл к окну. Стал смотреть... Недолго смотря, заговорил:
 - Когда началась война... мне было 18... Я должен был идти...

Он повернулся к слушателям. На его лице было нечто сильное, но невыразимое... Он посмотрел в из глаза и сказал:
 - Они оказались по разные стороны!... Обе жизни дали мне многое от обоих... Любимые места, друзья... Вопрос перед сознанием моим - против кого бы из них ты поднял меч?! Чьих родствеников рубать?...

Он подошёл к креслу и медленно опустился на него... Он молчал некоторое время, смотря в одном направлении, затем в другом... Его не прерывали, пока он не продолжил:
 - Выбор снова казался невозможным! Но... я не доверил никому решения... и не стал кидать монетку... Пытался взвесить все, но это было глупо... Выбор - 50 на 50. И вот в таком расположении, я все таки - выбор сделал! И я воевал. Я смотрел врагу в лицо и наносил удар... Падение врага сжимало мне сердце равно как при падении своего. Но я был ответственным за свой выбор и не изменил ему - до конца... Я не сомневался, не сравнивал... не убегал... от себя самого...

Воцарилась пронзительная тишина. Никто не двигался. Ни у кого не было никаких вопросов. Все вероятно ждали, что дальше скажет Путник...
После паузы Путник посмотрел на парня, и как бы в ответ сказал:
 - Вот, что такое настоящий выбор!... Но выбор - это не принятие... И именно поэтому, выбор так сложен... А вовсе не потому, что дороги равны! - Путник сделал значительную паузу, затем продолжил, - Однако, сознательный, ответственный выбор, такой какой сделал я, это - начало силы!

Путник посмотрел на своих слушателей, но видел в них замешательство... Он продолжил:
 - Принять дороги нельзя, пока дорог нет!... А дорог нет, пока их не разделяет выбор.

Путник в третий раз поднёс руку над чайными пакетиками и снова остановился. Поднял глаза на хозяев, и сказал:
 - Не дороги создают выбор - как все думают... Выбор создаёт дороги!

Путник взял один из пакетиков и стал макать его в чай... Когда закончил продолжил, делая значительные паузы на размышления:
 - Выборы, что видим мы, на самом деле - все наши... какой-то из них переживали мы уже - в прошлом, иной - в будущем... А может быть, они все в будущем... Пока колеблимся между ними, мы не проходим их... И бывает так, что выбираем один и тот же выбор всё время... Бывает, что выбираем - разные, но не осознаем, и выбор - не девается никуда по-прежнему... И так и не денется никуда, покуда не принимаем мы его... Осознанно принимая, мы соединяем все эти дороги... какую бы не переживали, мы на самом деле - переживаем все... Осознать жизнь с мамой без  папы, и с папой без мамы, осознанно прожить и ту и другую - сложно для ребёнка... Он не может сообразить, что делая так, он ведь,- он усмехнулся как-будто с иронией, - живёт с ними обоими... соединяет разделимое...  Я же лишь - пытался жить с обоими, а в результате - не жил ни с одним из них...
Он сделал паузу. Потом снова продолжил:
 - Однажды я встретил женщину, чей отец, умерев, не оставил ничего, кроме долгов семье... И случилось так, что чужой для неё, богатый знатный человек предложил выйти ей - замуж. Она ужасно мучилась... Что выбрать - богатую жизнь, отдавая себя чужому, или ждать когда, однажды, ты просто не выдержишь такой жизни, а возможно и даже умрешь... но останешься верной самой себе до конца... Такой выбор, на самом деле, создают, далеко не только бедные женщины... И не только на той стороне - богатые султаны... Такие выборы делают люди каждый день... Меняются лишь, - он посмотрел на стол рядом с чашкой, - картинки на чайных пакетиках... внутри - то же самое...

  - Когда осознал все варианты... дороги свои... выборы свои... принял... нет разницы какую переживать... Они все - твои... Ты ничего никогда не теряешь...

 - Так значит, - сказал парень, - нашу поговорку можно переделать так: Путник дороги не выбирает, он их - принимает!

Путник засмеялся в ответ и все подхватили смех...
 - Принятие дорог - это лишь начало, - сказал Путник.

Все с интересом настроились на продолжение рассказа. И Путник продолжил:
 - Когда осознаёшь, что выбор создаёт дороги, всё переворачивается... как наизнанку, или с ног на голову... Хотя, наверно, как раз вернее - с головы на ноги... Отсюда, совсем рукой подать до источника выбора... В нём же - пик принятия... Ты полностью отпускаешь борьбу... не генерируешь разделения дорог... ты отпускаешь выбор... Выбор исчезает... Остаёшься ты и дороги... Равные... По-настоящему равные...