1. Открытие Физико-математической школы - ФМШ

Михаил Самуилович Качан
На фотографии здание школы в микрорайоне "Щ", где вначале разместилась ФМШ, а потом стало функционировать высшее военно-политическое училище. Оно там и до сих пор, только, кажется, перестало быть "политическим".


23 января 1963 года в новосибирском Академгородке состоялось официальное открытие первой в стране специализированной физико-математической школы-интерната (ФМШ), организованной при Новосибирском государственном университете.

Об олимпиадах среди школьников, которые начали проводить с 1962 г., и об идее Будкера, реализованной академиком Лаврентьевым, - создать специализированную физ.-мат. школу, написано много воспоминаний.

В 1961-1962 г. молодежь Сибирского отделения по инициативе академика Лаврентьева организовала и провела Первую Всесибирскую олимпиаду школьников. Это было грандиозное по размеру мероприятие. На первом ее этапе молодые научные сотрудники добирались до самых глухих мест Сибири в поисках талантливых детей. Потом проводился заключительный тур, куда съезжались ребята, отобранные на местах. Проведение олимпиад стало традиционным.

А в июле 1962 г. В Академгородке была проведена Первая Летняя школа. Проведение Летних школ тоже стало традиционным.

Об идее возникновения физматшколы вспоминает Илья Файвильевич Гинзбург, с.н.с. института математики, д.ф.-м.н., который в 60-х и 70-х годах читал в ФМШ курс физики:

– Продолжая обсуждения летней школы, однажды на наших глазах Г.И. Будкер «изобрел» физматшколу»:

«А почему только летняя? – спросил он и сходу стал развивать довольно фантастическую картину, которую мы слушали с некоторым недоверием.

Но идея возникла, ее горячим адептом стал А.А. Ляпунов, а вскоре ее поддержал и М.А. Лаврентьев. Без его поддержки никакой ФМШ получиться не могло.

Под ФМШ вначале отдали только что построенную школу в микрорайоне "Щ", и она там начала функционировать. Видимо, академик Лаврентьев посчитал, что туда ездить далеко, и через три с половиной года (в сентябре 1966) дети стали жить в обычном жилом доме-девятиэтажке по ул. Ильича, а учились в помещениях университета.

Здание школы в микрорайоне "Щ" академик Лаврентьев отдал вновь созданному военному Училищу полит-просвет работы, так что оно сразу смогло начать свою деятельность. В обмен на это СОАН получило обещание Министерства обороны выделить средства на строительство здания ФМШ среди общежитий НГУ. Это здание для ФМШ потом и было построено в университетском городке по Больничной ул. (теперь ул. Пирогова). Был построен для ФМШ и учебный корпус.

Директора в ФМШ в первые годы менялись весьма часто. Вот перечень всех директоров ФМШ: П.Г. Семеряко (с 1963 г.), А.С. Карабасова (с 1963 г.), Н.Н. Бондарев (с 1964 г.), Н.Ф. Луканев (с 1965 г.), Е.И. Биченков (с 1965 г.), Н.М. Ногин (с 1967 г.), Л.Н. Паршенков (с 1967 г.) и М.А. Могилевский (с 1970 г.). Потом уже директора стали работать подолгу: А.Ф. Богачев (с 1972 г.), А.А. Никитин (с 1987 г.), и Н.И. Яворский (с 2006 г.).

Я видел, как мои коллеги по работе отдают этому делу все свободное время, иногда даже в ущерб собственной научной работе. Я понимал тогда и до сих пор не изменил своего мнения, что отбор талантливых детей следует проводить постоянно и повсеместно. И не только по физике и математике. Многие дети имеют склонность к технике. Многие обладают музыкальными способностями. Многие с раннего детства обладают даром рисовать. Каждому ребенку следует предоставить возможность развить свои способности.

Я ни в олимпиадах, ни в создании ФМШ, ни в ее деятельности участия не принимал. Меня больше волновали подрастающие дети Академгородка. Мне хотелось именно для них сделать то, что я задумал.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/02/04/212]