Поющие колонны Хампи

Светлана Климова
Определение жанра, скорее условное.


Ночь. Дорога. И лёгкое настроение. Должно же быть в жизни что-то приятное. Вот и мне сейчас хо-ро-шо! Смакую впечатления от посещения трёхкаскадного водопада Дудхсагар со старенькой железной дорогой над обрывом и небольшим озером внизу. Мне сказочно повезло: побывала на церемонии бракосочетания. Красиво, романтично, незабываемо! О каком разводе речь, после сего таинства?! За умеренную плату можно стать главным участником, была бы пара. Чем и пользуются туристы. Эх, сбросить бы десяток-другой лет…  Усмехаюсь, вспоминая катание на слонах и плантации специй.  Слоники мне понравились, добрые и умные, как мои кошки. Я даже прихватила парочку с собой. Сувениров, конечно. Теперь буду собирать коллекцию, если получится. Правда, с катанием – мухлёж чистой воды. Платишь, забираешься на спину, а маршрут заканчивается, не успев начаться. «Душ» от слона – за отдельную плату. Рупии и доллары текут рекой к шершавому хоботу, а глаза животного грустные…
 
Увидеть, прикоснуться, почувствовать хочется всё и сразу, а времени в обрез. Поэтому жалко терять дневные часы на дорогу. От Калангута до Хампи около 400 км, но это «крохи» в сравнении с расстоянием до дома. Как могу, стараюсь поддерживать беседу с водителем, помогаю не заснуть. Затронули тему о местной кухне – мечте вегетарианцев, признаюсь: лично я не в восторге. Он интересуется: что любят у нас? Задачка не из лёгких. Как рассказать о пельменях, которых в Индии в помине нет? Изображаю удовольствие руками и на лице:  мммм...  Он задумался на минуту, улыбается. Не знаю, что представил.

Ехать «по-нашему» не получается, средняя скорость 50-60 км в час, хотя трасса на редкость свободная. В населённых пунктах сплошь и рядом трёх, а то и пятиступенчатые «лежачие полицейские». Нет, это надо додуматься! Одним словом, размеренный, спокойный ритм жизни во всём, скорость – не в почёте. За окном долина, засаженная фруктовыми деревьями. Очередной раз проехали сквозь астральные врата, ведущие в никуда. Странные сооружения…  На горизонте Западные Гаты. Серпантин горной дороги поднимает к заповеднику Дандели.

Безветренное тихое утро. Штат Карнатаки.  Среди каменный джунглей устало раскинулся «заброшенный город» Хампи. Потрясающие ландшафты, особенно с высоты птичьего полёта! На руинах древней империи по сей день живут люди. Посёлок с одноимённым названием остаётся важнейшим религиозным центром и священным местом для каждого жителя Индии. Затрудняюсь назвать точное число древних храмов и пагод, всевозможных памятников, скульптур, сохранившихся с 13 века. Их очень много. А вокруг: рисовые поля, каналы, плантации бананов, раскиданные по берегам  змеистой реки.
 
По водам священной реки с проводником   отправляемся к самому сердцу мистического  города. Плавсредство представляет собой большую, плетёную из бамбука тарелку с бортиками. Сначала, такой вид лодки вызвал сомнение. Но шустрый подросток пригласил на свою посудину с таким невозмутимо-гордым видом – пришлось сдаться: будь, что будет. Медленно сплавляемся, по берегам то тут, то там пещеры, древние храмы с колоннами, высеченные прямо в скалах. Паломники совершают обряд омовения. Пасутся козы. Любопытные глаза  наблюдают за мной. Знакомимся. Индусы вежливы и обожают знакомиться. Время, проведённое в Индии, сплошная череда знакомств. Имя моего экскурсовода от бога и ему уже(!) 15 лет. Во всяком случае, он так уверяет. Врёт, наверное. Разговорились. «Рашен?», - спрашивает. Я обречённо – утвердительно: «Рашен». Почему обречённо? Это отдельная история о том, легко ли быть "белой богиней". Сейчас вспоминаю с улыбкой, рассказывая друзьям. А когда случился казус, был настоящий шок. Пришлось срочно прикупить шляпу и широкий шарф, закрывающий лицо «от солнца», тёмные очки в пол-лица захватила из дома.  Иногда он устраивает «экстрим»: посудина кружится на воде, каменные глыбы с развалинами древности танцуют хоровод, а я пытаюсь фотографировать. Пригнувшись, заплываем в грот, место свиданий. Оказывается: у этого мальчика есть девушка. Скорей всего, и ей «15».
 
Вот мы и на месте. Белые ступени уходят высоко в гору. На самой верхушке белеет Храм обезьян. Согласно мифологии в незапамятные времена на месте Хампи существовало государство обезьян. Храм Вирупакши 15 века действует и поныне. Хорошо, что я предусмотрительно купила угощение для манки. Обезьян здесь несметное количество, как впрочем, и на всех туристических тропах. Подгоняемая любопытством, преодолела восхождение в компании длиннохвостых воришек. Не зря - впервые увидела, как проходит служба в сакральном месте Индии.

После возвращения на другой берег под задумчивое то ли пение, то ли молитву «извозчика», «с ветерком» добралась до подземного храма на тук-туке. На стенах рисунки из камня, пол местами затоплен. Назначение залов угадываю по предметам, опять же из гранита. Статуи Шивы украшены гирляндами живых цветов.  Много интересного довелось увидеть – это и царские весы из резных гранитных столбов, дворцы, пагоды и даже стойло для слонов, но скальная статуя божества (в именах я просто запуталась) высотой почти в 7 м заставила задержаться. Вселенская мудрость навсегда застыла на каменном лице.Бесстрастные глаза смотрят сквозь столетия и бренность бытия. Вот, где время бессильно.

Впереди самое главное место, чей зов я услышала, вопреки огромному расстоянию. С уютной станции, недалеко от базара, девушки-водители на электромобилях отвозят посетителей к главному святилищу – комплексу храмов с поющими колоннами. Интереснее пройти пешком, примерно с километр. Вдоль дороги тянутся ряды гранитных столбов с уникальной отделкой. Высокие глухие стены скрывают оазис удивительных шедевров архитектуры. Через ворота попадаю на площадь, выложенную обработанным камнем. Сколько раз я представляла, как пройду по нагретым солнцем, розовато-коричневым плитам. Первое, что  бросается в глаза - огромная мраморная колесница. Трудно поверить, что это сделано руками людей. Храмовый комплекс состоит из нескольких залов. Крыши зданий поддерживают необычные по исполнению колонны. На каждой из них скульптурная группа со своим сюжетом. Большие столбы находятся в кольце маленьких собратьев. При постукивании колонны подают голос, напоминающий звучание музыкального инструмента.  Какой уровень развития имела древняя империя, сумевшая вложить в камень звучание семи нот…

В одном из пустых залов тишина, никто не мешает. Ступени ведут на пьедестал, где в полумраке многорукое божество на протяжении столетий исполняет вечный танец. Негромко произношу: «Ом…». Тон улетает под своды, задерживается, дрожит, вибрирует и рассыпается на сотни звуков. Нельзя не почувствовать сильную энергетику этого места. Разговор с колоннами  - это личное, он для каждого свой, но остаться прежним не получится. Песня, звучащая из глубины веков пробуждает душу.

День заканчивается на верхушке холма. Среди гладких валунов  - небольшой храм с открытой террасой. В уютном дворике дерево без листьев, усыпанное цветами с терпким запахом. Вокруг него скамейка. От зажжённых огней оживают фрески на стенах, звучат мантры и музыка.  С высоты открывается захватывающая по красоте, панорама. Седая дымка и розовый отблеск, уходящее солнце кажется близким. Внизу причудливые глыбы, река и хлопковые поля. Невольно задумываешься о вечном и понимаешь: загадочная Индия остаётся  неизвестной книгой без последней страницы. Здесь находят мечту, счастье и душевное равновесие.
После Хампи – всё остальное будет пресным. Не могу сказать: «Прощай…». Но пора расставаться.
-До свидания, Хампи!
Вороны что-то прокаркали на хинди. Пальма уронила сухую слезу – кокос.


Хампи, Индия. Январь 2013 г.