Украина между Европой и Россией

Игорь Шевырёв
Украина между Европой и Россией:
противопоставление ЕС и ЕАС является надуманным

Игорь Шевырёв

Украина стоит на перепутье. Ради получения европерспективы Киев по-прежнему медлит со вступлением в Таможенный союз. В то время как такое промедление с евразийской интеграцией ослабляет украинскую экономику и сужает возможности для переговоров по евроинтеграции. Как результат, европерспектива становится еще более отдаленной. Брюссель жонглирует ослабленным Киевом и пытается разменять его на более глобальные преимущества в геополитической игре с Москвой. Противопоставление Европейского и Евразийского союзов является полностью искусственным. А ключевым критерием выбора для Киева может быть, прежде всего, экономическая выгода.
Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара и его российский коллега Сергей ЛавровЕвротупик. За три года президентства Виктора Януковича Украина заметно активизировала переговоры с Евросоюзом. На данный момент по всем ключевым вопросам – упрощение виз, евроассоциация и ЗСТ – осталось сделать последний шаг. Тем не менее, именно этот решающий шаг вряд ли, в конечном итоге, будет сделан. В силу множества разных факторов.
Другими словами, украинская евроинтеграция оказалась в патовой ситуации. А Брюссель поставил Киев в режим вечного ожидания.
В начале 2012 года Евросоюз обещал подписать соглашение об евроассоциации с Киевом в ноябре – декабре. Но к означенному сроку не только не было выполнено обещанное – даже саммит «Украина-ЕС» не был проведен. А перспектива получения Украиной ассоциативного членства была снова передвинута на один год, на ноябрь 2013 года. Более того, на будущее тоже высока вероятность, что евроассоциацию снова перенесут. Так может тянуться до бесконечности.
На данный момент соглашение об евроассоциации лишь парафировано в политической части. Это весьма скромное достижение. С учетом того, что вслед за парафированием должна пройти стадия ратификации, а это довольно растянутый по времени процесс. Киеву придется заручиться поддержкой всех 27 национальных парламентов стран ЕС. Но без решения главного вопроса – согласования «экономической составляющей» евроассоциации, т.е. создания зоны свободной торговли с ЕС, это будет сделать проблематично. Для Брюсселя именно экономика, а не политика имеет первостепенную важность. Евросоюз – не политический проект, а прежде всего, либеральный рынок. Европейцы сами хотят заработать на открытии украинского рынка. В то время как украинцы, естественно, стремятся отстоять в переговорах свой национальный прагматизм.
Кстати, это одна из причин, почему европейцы также медлят с упрощением визового режима для украинцев. Например, несколько недель назад Петр Порошенко высказал предположение, что соглашение по визам Киев и Брюссель подпишут уже на предстоящем саммите, 25 февраля. Но в Еврокомиссии сразу же прямо опровергли подобные «планы».
Нет ничего удивительного в такой жесткой и бескомпромиссной реакции ЕС. Войдет ли Украина в единый европейский рынок – от этого зависит вся ее дальнейшая евроинтеграция. Не войдет – не будет никаких преимуществ: ни по визам, квотам, торговле и даже в евроассоциации.
Однако, ЗСТ с ЕС – это весьма чувствительный шаг и для украинской экономики, существенно бьющий по ее «карману».
Если Киев пойдет на создание ЗСТ ЕС – это приведет к серьезным структурным трансформациям в украинской экономике. Разумеется, не без соответствующих социальных последствий, что вполне может послужить и политическим детонатором, ударив по позициям нынешней правящей команды.
Если Киев пойдет на создание ЗСТ ЕС – это также нивелирует всю его работу по евразийской интеграции. Таможенный союз будет вынужден пересмотреть политику по отношению к Украине, вплоть до того, чтоб отгородиться от нее стеной. Результат – Украина превратится в евротупик и сырьевой придаток ЕС, пытающийся сдерживать Россию ценой русофобии и различных надуманных конфликтов.
Если же смотреть по выгодам, создание ЗСТ ЕС сулит больше материальных благ Брюсселю. В то время как Киев получает минимальную выгоду. Кстати, возможно, по этой причине евроинтеграторы до сих пор старательно избегают предоставлять на суд широкой общественности детальные расчеты эффекта от ЗСТ ЕС.
Если же соглашения о ЗСТ «Украина – ЕС» подписано не будет, высока вероятность того, что Киев не получит и «ассоциативное членство» в ЕС. Соответственно, не будет никаких шансов получить формальную европерспективу и перейти к следующему этапу евроинтеграции – к подготовке (вечной) к вступлению в Евросоюз.
Таким образом, евроинтеграция Украины останавливается на самых первых подступах. Перспектива вступления в Евросоюз так и останется светлой мечтой. Но может, в таких условиях европейского «тормоза» есть поводы для радости евразийской интеграции? Как ни странно, нет. «Крутой поворот» в Евразию не меньшим образом тормозится, как и евроинтеграция.

Таможенный шанс. На данный момент евразийская интеграция оказалась в еще более тупиковом положении. «На данный момент вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз не стоит», - констатировал президент РФ Владимир Путин 20 декабря 2012 года. А по словам Петра Порошенко, сейчас вообще нет никаких возможностей для вступления Киева в ТС. Во-первых, Украине необходимо подать официальную заявку на вступление в ТС. Во-вторых, через парламент – провести стратегически важные для евразийской интеграции законопроекты.
Результат сложившегося евразийского тупика больше всего приходится расхлебывать украинской экономике. «Россия не пересмотрит цены на газ, если Украина не вступит в Таможенный союз», - открытым текстом предупреждает замглавы МИД РФ Александр Горбань. А речь в данном случае идет о более, чем троекратном снижении цены на газ. Кроме того, евразийская интеграция позволит Киеву развить со всеми своими восточными партнерами стратегические совместные проекты. Что также позволит существенно расширить экономические возможности Украины.
Украине и России в столь непростых условиях остается выжать максимум из тех возможностей для сотрудничества, которые хоть сейчас имеются.
Во-первых, по итогам недавней встречи министров иностранных дел Леонида Кожары и Сергея Лаврова, Киев и Москва установили постоянный диалог на уровне МИДов двух стран. Что уже само по себе немало: ранее украинский МИД упрямо двигал односторонне евроинтеграционную линию. Сейчас же украинские и российские дипломаты налаживают совместное международное сотрудничество.
Во-вторых, между Киевом и Москвой также наблюдается взаимопонимание на уровне правительств. «Берегите нынешнее правительство», - советовал в сентябре 2012 года премьер РФ Дмитрий Медведев. Украинцы словно к совету прислушались: правительство Николая Азарова сохранилось после выборов. Хотя могло быть хуже, если б в Кабмин вошла прозападная русофобская оппозиция.
В-третьих, между Киевом и Москвой прекратились торговые войны. До Нового года закончилась «сырная война». А 19 января «Газпром» признал выполнение обязательств Украины по закупке 33 млрд. куб.м. газа. «Газовой войны» тоже не будет. К тому же, украинский суд признал справедливость требований России по погашению Украиной долгов тимошенковской корпорации ЕЭСУ.
Однако, наряду с имеющимися позитивами, в украинско-российских отношениях одна из основных загвоздок – в парламенте, превратившемся скорее в арену драк, скандалов и склок, чем в нормально функционирующий законодательный орган. Понятно, через русофобские вопли «Свободы» будет очень сложно пропустить законопроекты, предполагающие евразийскую интеграцию.
Еще одна загвоздка упирается в высокий уровень Президента, который продолжает медлить с присоединением к Таможенному союзу. По всей видимости, из опасений, что такой шаг вспугнет евроинтеграцию.
Например, 18 декабря 2012 года в последний момент сорвался визит президента Виктора Януковича в Москву, во время которого планировались подписание рамочных документов о присоединении Киева к ТС. Правда, президент Виктор Янукович после этого сразу же пообещал осуществить государственный визит в РФ. Но сроки визита неопределенные. Вряд ли визит состоится в феврале. Причина – Киев выжидает до саммита «Украина – ЕС». Чего выжидает – не понятно. Боится вспугнуть евроинтеграцию? Но на саммите все равно не планируется подписание значимых для евроинтеграции документов. Статус евроассоциации снова придется ждать до ноября, а по созданию ЗСТ с ЕС стороны по-прежнему не пришли к консенсусу.
Таким образом, евразийская интеграция стала заложницей евроинтеграции. Получается порочный замкнутый круг: чтоб вступить в Евросоюз – Украина медлит со вступлением в Таможенный союз. И так вполне может затянуться до бесконечности. С учетом того, что сама евроинтеграция – это и есть бесконечность, предполагающая сеть множества стадий.
Евроассоциация – одна из таких стадий евроинтеграции. Как видим, Брюссель уже на этой стадии категорично ставит вопрос «или – или». Можно даже не сомневаться, что если б евроассоциация и была подписана, Брюссель снова принялся б каждый год шантажировать бы Киев: хотите в ЕС – не вступайте в ТС. Аналогичным образом можно экстраполировать и на последующую стадию – «зону евро» и т.д., и т.п.
Другими словами, если Киев и впредь продолжит строго следовать таким еврорекомендациям, вступать в Таможенный союз вообще не придется. Так что, усидеть на двух стульях, действительно, никак не получится.
Брюссель при помощи такого шантажа преследует сразу несколько целей: 1) сдержать Россию; 2) переформатировать Украину и 3) дробление любых монополий и скупка по дешевке всех ресурсов Украины и России на едином европейском рынке. Для Брюсселя важно сохранять конкуренцию между Украиной и Россией, не допуская их блокирования друг с другом. При таком варианте ЕС легче склонить к уступкам и Россию, и Украину.
Однако, может ли Украина, находясь на пересечении путей Евразии, пренебречь одним из векторов в пользу другого? И как в таком случае поступить Киеву, исходя из своих нацинтересов?

Выбирай выгодой. Выбирая между ЗСТ ЕС и ТС, лучше всего исходить из принципа бОльшей экономической выгоды. При таком варианте вступление в Таможенный союз, как ни крути, Украине гарантирует гораздо больше преимуществ, чем подписание ЗСТ с ЕС. Во-первых, гарантировано снижение цены на газ. Более чем в три раза. Во-вторых, это позволит запустить ряд совместных экономических проектов. В конечном итоге, вступление Украины в Таможенный союз (а в перспективе – в ЕАС) позволит укрепить экономику.
Да, сделав выбор в пользу ТС и отказавшись от евроЗСТ, Киев теряет номинальный шанс стать «ассоциативным членом» ЕС и утрачивает европерспективу. Однако, сама по себе евроассоциация – еще не гарантия вступления в ЕС, этот момент придется ждать годами и даже десятилетиями (как Турция). Причем данные евроожидания будут компенсированы ничтожно малой экономической выгодой. Гораздо больше будет потерь и упущенных возможностей от блокирования связей с Таможенным союзом.
Посмотрим на ситуацию с еще одной стороны. Вступление в ТС нисколько не изменит украинскую географию. Украина, в любом случае, останется непосредственным соседом Евросоюза. Никуда не исчезнет географический центр Европы, находящийся на территории Украины. Украинская история также по-прежнему будет связана с Европой. Киев и Брюссель, в любом случае, будут торговать, развивать совместные проекты, работать над наращиванием товарооборота. А украинцы будут продолжать ездить в Европу. Равно как и европейцы будут стремиться освоить украинский рынок.
Евросоюзу не менее интереснее будет попасть на рынок Таможенного (Евразийского) союза через территорию Украину. Одно дело – двусторонние переговоры по линии Брюссель-Москва, но значение переговоров с Киевом для европейцев отнюдь не снизится.
Украина, в свою очередь, развив за счет евразийских связей свой экономический потенциал, сможет гораздо свободнее вести диалог с Брюсселем. И в частности, стать одним из влиятельных игроков за влияние в Центральной, Восточной Европе и на Балканах.
В ближайшие годы Евросоюз будет полностью погружен в свои внутренние проблемы, ему точно будет не до расширений и, тем более, не до Украины. Экономика ЕС, по прогнозам многих аналитических центров, все равно останется пребывать Внутри «зоны евро» неизбежно перераспределение сфер влияния, где Западная Европа успешно компенсирует свои кризисные риски за счет своих бывших колоний (как Франция это делает сейчас в Мали) и восточноевропейских «новых членов» (поляков, чехов, словаков, румынов, венгров и т.д.) (как это делает Германия, проводя свою «Ост Политик). Украина такой внутриевропейской паузой может воспользоваться для средоточения сил и рывка. На ослабленную Центральную Европу, на Балканы.
По большому счету, евроинтеграция Украины больше всего выгодна, прежде всего, восточноевропейским членам ЕС. Сдерживая интеграцию с Россией, Украина вынужденно подпадает под одностороннюю зависимость от Польши (Румынии, Венгрии, Словакии, Литвы). Как результат, «линия фронта» от искусственно нагнетаемого украинско-российского конфликта передвигает к Днепру и проходит через всю территорию Украины.
Если же Украина становится полноправным участником Евразийского союза, Киев наоборот получает реальную возможность конкурировать на равных за влияние в Центральной Европе. По отношению к Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, балканским странам.

Таким образом, выбор между европейской и евразийской интеграциями для Украины является полностью искусственным и надуманным. Одно направление не противоречит другому и наоборот, только взаимодополняют друг друга. Наиболее оптимальный критерий в этой ситуации – действовать по принципу большей экономической выгоды. Вступление в Таможенный (Евразийский) союз предоставляет Украине несоизмеримо больше выгод, чем подписание зоны свободной торговли с ЕС. А укрепление евразийских связей гарантирует Киеву усиление своих позиций в Европе и возможность разыграть партию на пару с Брюсселем за влияние над Центральной и Юго-Восточной Европой.

23 января 2013 года