Ленсовет. Глава 1. Начало

Михаил Ошеров
                Михаил Ошеров


                Ленсовет


                2013


В этом году исполняется 20 лет с момента разгона Борисом Ельциным демократически избранных органов власти – советов, бывших советов народных депутатов. Ельцин, совершив в 1993 году государственный переворот, уничтожил Верховный Совет России, советы всех субъектов Российской Федерации, а с ними – и всю демократию в России, которая просуществовала с 1990 года.

Заодно он разогнал и Ленсовет- демократически избранный жителями города орган власти Ленинграда – Санкт-Петербурга, который его поддерживал. Четыре сотни его депутатов были выброшены на улицу. Некоторые остались в политике, некоторые вернулись к своей прежней работе, некоторые сделали карьеру в органах исполнительной власти новой ельцинской автократической России. Но того демократического духа, которых бродил в стенах Мариининского дворца в те три года – с 1990 по 1993 год, больше нет ...
Эта книга – не история демократического Ленсовета. Это – история его духа, его начала, настроений, интонаций.  Автор не был депутатом Ленсовета, но очень много времени провел в стенах Мариининского дворца, участвуя в новой политике новой России. Тому, что мне удалось сделать, тому, что мне удалось увидеть в стенах Мариининского дворца, и посвящена эта книга.

;

Глава 1. Начало

Всё началось даже не в 1990-м, а в 1989 году, после выборов депутатов Верховного Совета СССР. Не столько сами выборы, сколько заседания Съезда, транслировавшиеся в прямом эфире, всколыхнули народ. Люди слушали трансляции из зала заседаний по радио на улицах, в электричках. Это было, в общем-то, незабываемое время. Многие депутаты того съезда стали знаменитыми. Юрий Болдырев, Сажи Умалатова, Рамазан Абдулатипов, Анатолий Собчак, Сергей Червонописский – воин-афганец, ответивший Андрею Сахарову. Сейчас, кстати, Сергей Червнописский возглавляет украинский союз ветеранов Афганистана.
В Ленинграде тоже началось некое движение народа, интеллигенции. Многие как-то захотели быть причастными к событиям. Люди хотели что-то сделать, как-то повлиять. Одновременно в нескольких соседних комнатах Дворца культуры имени Ленсовета (и тут – Ленсовет) заседало несколько групп типа кружков по интересам. Если бы я знал, кто приходил в соседние комнаты – там были заседания знаменитого клуба "Перестройка". Я случайно, сейчас уже не помню, как, попал в тусовку "Демократизация профсоюзов". Помню, там был Владимир Ильич Гомельский, который и спустя 15 лет занимался все теми же проблемами создания свободных профсоюзов. В то время я ходил на все возможные тусовки – и к ДС ("Демократический союз", партия Валерии Новодворской), и к НТС – народно-трудовой союз российских солидаристов. До сих пор где-то у меня дома лежит несколько их брошюр, изданных на ужасной бумаге грязно-желтого цвета. Где-то осенью 1989 года там же, в ДК им. Ленсовета сформировалась наша группа "Законодательная инициатива". Мы занимались новым для всех делом – к нам от помощников некоторых депутатов Съезда народных депутатов СССР попадали многочисленные законопроекты. Далее мы к этим законам и законопроектам писали предложения, замечания, концепции, а я все это дома на печатной машинке печатал и редактировал. Работа была громадной, нужно было сводить вместе замечания по поунктам законов от 10 - 15 человек. Причем по нескольким законопроектам. После этого для меня написать или отредактировать один закон или написать его концепцию было технически простым делом. Суммарно так было "обработано" 20 – 30 законов и законопроектов. Итоговые сводные поправки раздавались коллегам, одобрялись и передавались депутатам – Юрию Болдыреву, Митрофанову (не Алексею Митрофанову из ЛДПР, а депутату Митрофанову, выставившему свою кандидатуру на пост президента СССР), другим, кому еще, сейчас уже не помню. Помню, один раз даже звонил Юрию Болдыреву в Москву по какому-то срочному вопросу.
Тогда у меня волзникло странное впечатление. Когда все вокруг кричали "Долой КПСС!", я, участвуя во всех возможных тусовках, спрашивал у всех - "Завтра Вы будете во власти, что Вы будете делать?" И никто не мог ответить на этот вопрос, хотя именно так и произошло.
Зимой 1989 года выяснилось, что весной 1990 года будут выборы – во все остальные Советы  - в Совет народных депутатов РСФСР, городской и районные советы народных депутатов трудящихся. Выдвижения в депутаты могли быть самые разные. В основном, от трудовых коллективов. Этой возможностью воспользовалось несколько человек с моей работы – я тогда работал в ЛНПО "Буревестник". Зам. директора по научной работе нашего объединения Игорь Александрович Брытов баллотировался тогда в народные депутаты РСФСР, еще трое человек – в депутаты Ленсовета.  Двое из них – заведующий соседней лабораторией Михаил Васильевич Круглов и Александр Дмитриевич Егоров в результате победили на выборах и стали депутатами Ленсовета. На этих выборах в кандидаты баллотировался также мой непосредственный начальник – заведующий лабораторией в ЛНПО "Буревестник" Виктор Натанович Ингал, но он не смог победить. В нашем городском округе баллотировался также молодой юрист Николай Кутьин, который тоже не был избран, но вспоследствии сделавший хорошую карьеру – он стал  помощником председателя Красногвардейского райисполкома Ленинграда, затем в мэрии Санкт-Петербурга — заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга. Сейчас он возглавляет Ростехнадзор.

Наш избирательный округ был расположен точно там же, где и находилось наше предприятие, и после работы я обходил соседние дома. Разносил листовки, участвовал в коллективных встречах кандидатов с избирателями. Политических партий, кроме КПСС, тогда еще не было, и кандидаты презентовали себя, что называется, индивидуально. Иногда встречи с избирателями происходили в клубе нашего предприятия. На эти встречи приходили не только кандидаты в депутаты съезда РСФСР, но и кандидаты в депутаты Ленсовета. Эти встречи в нашем клубе были, в общем-то, практически бессмысленны, потому что в клуб приходили сотрудники института и очень немного жителей соседних домов, ради разговора с которыми это всё и затевалось.  На одной такой встрече я познакомился с кандидатом в депутаты РСФСР профессором Ленинградского университета Никитой Алексеевичем Толстых, который и победил в нашем избирательном округе. Второе или третье место на этих выборах занял Михаил Маневич, которому я активно помогал на этих выборах. Сын Никиты Алексеевича, Михаил Никитич Толстой, победил на выборах народных депутатов Ленсовета в одном из городских округов.