Свободомыслие или атеизм?

Лев Балашов
                Будучи решительным сторонником свободы мысли
                во всех вопросах, я все-таки думаю,
                (правильно или неправильно, все равно) что
                прямые доводы против христианства и теизма
                едва ли произведут какое-либо впечатление на
                публику и что наибольшую пользу свободе
                мысли приносит постепенное просвещение умов,
                наступающее в результате прогресса науки.
                Поэтому я всегда сознательно избегал писать
                о религии и ограничил себя областью науки.

                Ч. Дарвин — из письма К.
                Марксу за полтора года до
                смерти

АТЕИЗМ — ПОЗИЦИЯ НЕСВОБОДЫ. Атеист на “да” верующего должен говорить “нет”, а на “нет” верующего — “да”. Т. е. атеист не свободен в определении своей позиции по тем или иным вопросам, затрагиваемым верующими [1].

Яркий пример несвободного атеизма — атеизм Ф. Ницше. Атеист и нигилист Ницше яростно нападает буквально на всё, что проповедует христианская религия, в том числе на то, что есть в этой религии нормально-человеческого.

Далее. АТЕИЗМ ОТРИЦАТЕЛЕН, ДЕСТРУКТИВЕН И ПОЭТОМУ ЛОГИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛЕНЕН, Т. Е. ДОПУСКАЕТ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗЗРЕНИЯ, В ЧАСТНОСТИ: ГУМАНИЗМ И АНТИГУМАНИЗМ. Атеист Ницше был антигуманистом. Верующий-гуманист Тейяр де Шарден мне более симпатичен, чем атеист-антигуманист Ницше.

И дело не только во взглядах. ДЕЙСТВИЯ АТЕИСТОВ МОГУТ БЫТЬ НЕ МЕНЕЕ РАЗРУШИТЕЛЬНЫ И ОПАСНЫ, ЧЕМ ДЕЙСТВИЯ ВЕРУЮЩИХ ФАНАТИКОВ. Это наглядно показала практика государственного коммунистического атеизма в СССР. — (О критике марксизма и коммунизма см.: Л.Е.Балашов. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997).

Она также отвратительна, как и практика власть имущих религиозных фанатиков в средневековой Европе, в некоторых странах современного Востока.

Я ОТВЕРГАЮ ВОИНСТВУЮЩИЙ, ОГОЛТЕЛЫЙ АТЕИЗМ, ПОТОМУ ЧТО ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ПЛОХИМ В РЕЛИГИИ, В ПОВЕДЕНИИ ВЕРУЮЩИХ ОН ОТБРАСЫВАЕТ ВСЕ ХОРОШЕЕ ИЛИ НЕЙТРАЛЬНО-НОРМАЛЬНОЕ.
 
Как быть с верующими, которые искренне верят в бога и которых не переубедить наскоками на религию, всякими разоблачениями? Как быть с творениями человеческого гения, в которых использованы религиозные сюжеты? Например, с “Сикстинской мадонной” Рафаэля или с “Явлением Христа народу” А. Иванова? Ведь в этих творениях религиозный элемент, как правило, — не просто оболочка, а нечто внутреннее. Отделить одно от другого невозможно; иначе будет вивисекция (отсечение живого).

СВОБОДОМЫСЛИЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ АТЕИЗМА. Свободомыслящий не так связан, ограничен в выборе, как называющий себя атеистом. Атеист (буквально отрицающий бога) — так или иначе богоборец. Свободомыслящий не отрицает бога, а объясняет себе и другим феномен веры в бога, откуда эта вера взялась и почему бог существует только в воображении людей.

СВОБОДОМЫСЛЯЩИЙ ПОНИМАЕТ, ЧТО ВЕРА ЛЮДЕЙ В БОГА СВЯЗАНА С РАЗНЫМИ СТОРОНАМИ ИХ ЖИЗНИ И ПОРОЙ ТАК ТЕСНО, ЧТО РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЭТОЙ ВЕРЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГУБИТЕЛЬНО ДЛЯ НИХ.
Атеизм ограничен не только своей чисто отрицательной, деструктивной позицией. Он ограничен также тем, что направлен в сущности не против религии как таковой, во всем ее многообразии, а лишь против идеи бога.

Религия ведь не только вера в бога. Это и вера в ангелов, в сатану, дьявола, вера в святость отдельных людей, вещей, вера в чудодейственную силу молитвы, икон, креста, одним словом, в магию и т. д. и т. п. Атеист может отрицать бога и одновременно верить в какие-либо иные фантомы, т. е. сохранять в себе отдельные элементы религиозного сознания. Он может быть мистически настроен, суеверен, верить в астрологию, в телепатию, в инопланетян...
__________________________

[1] На это давно уже обращали внимание. Вот что, например, писал Ф. Энгельс: "атеизм, как голое отрицание религии, ссылающееся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам еще является религией" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 36. С. 161). Здесь я вполне согласен с Энгельсом.