Эскиз

Елена Гвозденко
- Этот штамп, про глаза – зеркало души, думаю, что это просто метафора, - говорила мне как-то кассирша одного из крупных банков. – Знаешь, что, действительно, зеркало души? - в этом месте она делала неприлично-долгую паузу, и все ее милое круглое лицо по-детски источало интригу.
-Ну и что? - решила я подыграть собеседнице, заранее зная ответ. О чем может говорить женщина, каждый день, наблюдающая за руками, протягивающими купюры в маленькое окошко?
-Руки! Только руки, - глаза моей собеседницы сверкнули новенькими монетками. Я невольно  улыбнулась собственному наблюдению. Что бы ни говорили про расхожесть метафоры, меня всегда притягивали именно глаза.
- Но не просто руки, - продолжила моя визави, - а руки, в которых деньги. Я, например, могу безошибочно рассказать о человеке, наблюдая только за руками. Вот посмотри, что ты можешь сказать о девушке, сидящей напротив?

Милая, юная барышня, сидящая на соседней лавочке, весело болтала по телефону.
- Ну что, молода, кокетлива, вероятно, студентка. Возможно, разговаривает со своим возлюбленным. Во всяком случае, разговор явно доставляет ей удовольствие.

-И все? А руки? Что бы ты могла сказать, глядя только на них?
-Не знаю. Отсюда не очень хорошо видно. Но у нее хороший, качественный и модный в этом сезоне маникюр. И еще. Девушка не использует различные новомодные технологии по наращиванию ногтей. Весьма консервативная длина. Я бы сказала, что у нее хороший вкус или, возможно, она много времени проводит за клавиатурой.
- Разговор ее явно напрягает. Она разговаривает с человеком, мнением которого дорожит. Но она не чувствует себя с ним естественно. Посмотри, как подрагивают кончики пальцев. Она часто перекладывает телефон из одной руки в другую. Кроме того, она мучительно подбирает слова, пытается себя поддержать.
- Это по каким признакам видно?
- Посмотри. Свободной рукой она поглаживает себя по ноге. При этом движения мягкие, успокаивающие. Ну то, что много дешевых колечек, я думаю, ты тоже заметила. Это, впрочем, извинительно, учитывая ее возраст. Я могла бы, наверное, написать книгу на эту тему. Если на лицо можно набросить маску, то руки, обычно, выдают хозяина с головой, прости за каламбур… Пожилые люди, почти всегда, прижимают кошелек к груди.  Они медленно отсчитывают купюры. При этом легкая дрожь выдает досаду от необходимости с ними расстаться.  Банкноты они, обычно, довольно крепко зажимают сразу несколькими пальцами. Мне это напоминает прощальный поцелуй с дорогим человеком.
- А ты цинична. Ведь это не банальная жадность.
- Как знать, как знать. Думаю, что многие к старости становятся скупыми. Знаешь, иногда вижу, что и одета дама весьма дорого, и украшения на пальцах, тянут как минимум, на квартиру, а движения все те же… 
Молодые люди довольно легко расстаются с деньгами, даже последними. Они и купюры держат самыми кончиками пальцев  и бросают их довольно небрежно. Но в этом нет нарочитой небрежности, которая наблюдается у тех, кто бравирует своим богатством. Эти клиенты будто  с интересом рассматривают бумажные деньги, мол, мы привыкли к кредитным карточками, а тут у вас – прошлый век. В этой нарочитости даже какая-то брезгливость. «Богачи» просто швыряют деньги в окошко. У них никогда не бывает разменной мелочи. Они  обижаются, если спрашивать об этом.
Я смотрела на меняющееся лицо своей собеседницы и видела легкую тень пренебрежения. Впрочем, для человека, всю жизнь считающего чужие деньги, это неудивительно.