бег-2

Владимир Чекайда
                Гримасы постсоциализма.
               
                (эссе)

                «Я скачу, но я скачу иначе…».
                «Бег иноходца»
                В. Высоцкий.

                Убаюканные сказками о грядущем величии
                россияне покорно бредут на заклание.

Спустя 30 лет 3 года после «Бег-1»* я всё ещё иду на работу. Правда, уже не бегу. Незачем. Наш академический институт, занимающий лидирующее место во всём мире по изучению атмосферы Земли, скончался. Из двух с половиной тысяч человек в нём осталось 250. Практически все пенсионеры. В метро приглашают уборщиц – оклад 12 тысяч рублей в месяц. Я, кандидат физматнаук, получаю 8 тысяч. Нашему государству наука не нужна.
     Утром отвожу внучку в школу. Хорошо, недалеко. Стараниями правительства и указами президента трудовой люд ни свет - ни заря сталкиваясь, спотыкаясь и падая, спешат на работу и на вопрос:
- Вы идиоты?
приходится отвечать:
        - Таки да. 
После травмы ноги считаю ступеньки. 5 ступенек вниз из подъезда. Далее 20+18 + 15 + 12+13 = 78 ступенек вниз до платформы метро. (Плюсы означают площадочки перед очередной порцией ступенек. Строители нас берегут). За эти годы возле моего дома вырыли метро, и теперь я не связан с автобусом. Кто бы мог подумать – 4 остановки на автобусе до метро, а выходить надо было на целых полчаса раньше!
В метро две пересадки. По 22 ступеньки вверх – вниз. Стандарт для перехода. Это если нет перехода по эскалатору. Администрация метро бережёт эскалаторы и обманом отправляет пассажиров на пересадку по туннелям. Москвичи это дело усекли и реденькой цепочкой пересаживаются по эскалаторам. С каждым годом людей в цепочке становится всё меньше. Москвичи вымирают, а на их место приходят гастарбайтеры, становящиеся москвичами.
В метро иногда сидю: уступают место. Кто говорил, что у нас плохая  молодёжь?
На выходе 69 (13+15+13+18) ступенек на поверхность (почему-то меньше), наконец, подъём на второй этаж (опять 22 ступени) - и я в своём кабинете.
На работу прихожу к 11. Дирекция перестала отмечать приход сотрудников на работу и утром в коридорах пусто. Увидев кого-нибудь, радостно бросаюсь здороваться. Директор в отъездах. Странное дело. Нам, ветеранам института, выплату зарплаты задерживает. Правда, выдают с процентами за задержку – прибавка нам целых 40 рублей!
Корифеи ушли. Их ученики эмигрировали. Оставшиеся учёные мужи не нашли ничего лучшего, как пригласить на место директора молодого, подающего надежды кандидата наук. Он в период перестройки продвинулся на поприще добывания денег и стал успешным бизнесменом. Мыслили: вытянет институт, раз государство отказалось. А он в порыве благодарности начал грести деньги себе в карман. Исправить положение оказалось невозможно.
_______________ 
(см. Альманах «Проза. ру». «Ирония и юмор». Книга 4. М. 2012).

      Похоже, даже учёный, (так и хочется сказать – человек от науки), волей обстоятельств ставший управляющим (директором), почему-то переходит в разряд «эффективных менеджеров» и кроме себя любимого не видит больше никого и ничего. Повальное (глобальное) умопомешательство. Может быть наваждение. Можно подумать, он купит себе и бессмертие, и благосостояние себе и всем своим близким, будет кататься в масле и жить на лазурном берегу. Хотелось бы знать, с кем он там будет общаться, и что он там будет делать. Похоже, расчёт американцев на человеческую жадность оказался верен.
     Блажен, кто верует.   
     Когда-то в Одессе говаривали: «Жадность фраера сгубила». Хорошие слова.
В конце 80-х годов уже прошлого века наше КБ и французы принялись разрабатывать некое устройство, измеряющее аж 9 характеристик атмосферы. Они сделали, а мы развалились. Теперь покупаем у них. Могли бы и не продавать.
Директор убеждает
- Сделайте такой же прибор. Будет ваш. И все будут его покупать!
     Поразительная близорукость. Я уже не говорю, что приборчик этот – не самоцель. Приборчик нужен для основной нашей работы – исследования характеристик воздушной среды и её обитателей. Мы никогда не изготавливали приборы! Мы выдавали идеи, а воплощали их в жизнь другие.
Попробуйте заставить тачать сапоги пирожника.
        И если наука кончится, откуда будем брать идеи?
Как заметил кто-то из учёных – «Мы будем покупать приборы за рубежом, но перестанем понимать, как они работают».
        Такие вот метаморфозы. «Бей своих, чтобы чужие боялись!».
Китай послал Америку далеко и надолго. Его лозунг: - «увеличим внутреннее потребление!». Почему мы увеличиваем потребление внешнее? То есть, кормим весь мир, окромя собственного народа. Даже Мао на юане изображён улыбающимся и смотрящим вперёд, в отличие от циничного и толстого Джорджа Вашингтона на долларах.
       Мы идём своим путём. Интересно, куда?
     В высших эшелонах нашей властной вертикали бытует мнение, что, мол, народ у нас не тот. Вот его поменять, и всё будет тип-топ (чуть не сказал «О, кей»).
     Итальянцы своего дуче арестовали и казнили; немцы предали фюрера анафеме и извиняются перед миром до сих пор; китайцы и сегодня стреляют своих берущих взятки бонз; турки вообще судили и повесили своё продавшееся МВФ правительство. Так что, кто кого достоин, вопрос.
       Это я к тому, что у каждого народа есть свои патриоты и предатели. И если народ допустит к власти над собой своих же отщепенцев, грош ему цена.
В Китае маленький провинциальный городок, это 5-6 миллионов человек. И везде стройки. Кварталами. 8-10 многоэтажных домов строятся сразу. И не просто многоэтажек, а по 80-90 этажей (?!). Три уровня дорожных развязок. Вторая на уровне третьего этажа, третья, на опорах повыше, на уровне шестого. Так сказать, совместного использования: автомобили и поезда.
       Поезда современного обтекаемого вида ходят бесшумно, по шесть вагонов в составе, на бесстыковом пути, со скоростью 400 км/час и набирают её пару минут. Поезда дальнего следования спаренные (12 вагонов), идут со скоростью 250 км/час. Наш иностранный «сапсан» даёт еле-еле 140 км/час. Допотопные электрички и поезда грохочут у меня под окнами со скоростью аж 60 км/ час. Железнодорожное ведомство во главе с Якуниным успешно освоило тучные миллионы господдержки и всё, что оно сделало – покрасило вагоны с гордой надписью Р/Д красным по серому, огородило станции глухим забором и придумало кассы на выход, а не на вход. А чего собственно суетиться – грядёт приватизация. Так пусть будущие владельцы и заботятся о величии Родины.
      В области пассажироперевозок достигнуты значительные успехи: билеты на поезда стали дороже аэрофлотовских. В. Путин удивился: - «Ну надо же, прям государство в государстве. Что в РФ запрещено, то в РЖД разрешено». Строят очень нужную дорогу в Алжире. Особая гордость «аэроэкспрессы». Да, удачное решение. Но, половина сидений в их вагонах расположены по ходу движения, половина – спиной. Естественно, половина вагонов едет пустая. В Китае сиденья поворачиваются на 180 градусов (!) лёгким нажатием педали. Кто мешал нашим конструкторам сделать также? В каждом китайском вагоне три туалета: два обычных и один для инвалидов на коляске. Обязательный буфет. Проводницы убирают и метут вагоны, не переставая. Само собой свободных мест нет и ни одного гастарбайтера. Своих девать некуда.
       В Москве особенно впечатляет выход из аэроэкспресса на киевском вокзале. До площади метров десять по прямой. Нет, ты идёшь через туннель, спускаясь на 28 ступенек вниз. И это для людей из аэропорта, которые приехали с багажом! Затем идёшь кривым тёмным вонючим переходом, грюкая колёсами багажа по металлическим канализационным крышкам с прорезями и, кажется, что вот из-за поворота выскочит кто-то с ножом требуя «кошелёк или жизнь». Успокаивает только то, что идущих много. После н-ного поворота  в узеньком проходе стоят турникеты на выход и хмурыми охранниками возле них. Народ в сумраке пытается активировать свои карточки, дабы выбраться из этой преисподней. Турникеты проржавели и открываются с жутким грохотом. Пройдя этот ад, идёшь наверх те же 28 ступенек и оказываешься аккурат напротив прибывшего поезда.
       В Торонто (Канада) трамвай (!) спускается вниз к метро, чтобы людям было удобно пересаживаться, затем выбирается на поверхность и идёт дальше своим маршрутом.
       В Праге (Чехия. Раньше была столицей Чехословакии. Чего им не жилось вместе?) транспорт ходит если не по секундам, то по минутам точно. Например, если в расписании написано, что автобус, допустим, №5 придёт в 12.15, а троллейбус на эту остановку в 12.16, то автобус придёт точно в 12.15, а следом за ним троллейбус в 12.16. Там даже проездные билеты дают не от остановки до остановки, а по времени проезда. Будучи в бассейне в Праге мы опоздали с выходом на 1(!) минуту. С нас взяли штраф. Тихо спокойно. И никаких криков на воде: - «Граждане купающиеся, сеанс заканчивается через пять минут! Просьба освободить бассейн!».
       В купальне под открытым небом «Сечени» (Будапешт, Венгрия) наблюдал, как два пожилых будапештца сидя по шею в воде играли в шахматы, стоящие на специальной подставке. Я уже не говорю о пещерной термальной купальне в Мишкольце (опять же Венгрия). Речь о часах и секундах не идёт. Купайся сколько хочешь.
       Но цыгане есть цыгане. В первый же день нашу группу с большой помпой отвезли на ужин с «чардашем» (такой национальный венгерский танец). Нас отвезли в громадный шатёр мест на 500, куда собрали едва ли не все русские группы. Мы припозднились и нас посадили в противоположном  от сцены углу за 20-местный стол. Почему сцена была не посередине? Сквозь гул ужинающих, под едва слышную музыку, я уже не говорю, что нам танцующих было вообще не видно, мы поужинали из большого бачка бульоном и рисом в подливой на второе. Хорошо, сидели недалеко от выхода, что позволило нам быстренько покинуть сей вертеп. Но вот на проспекте Андраши (центральный проспект Будапешта), я углядел здание с весьма необычной крышей. Во-первых, крыша была больше здания и нависала над тротуаром. Во-вторых, крыша вся была в буквенных прорезях. На тротуаре я в игре светотеней прочёл слово «terror».  Спасибо, что предупредили.
В Шанхае возле аэропорта обнаружил поезд на магнитной подушке. Бесшумный поезд летит! Наша ветка в Москве о четырёх станциях на грани закрытия. Надо же было умудриться сделать её нерентабельной!
        Ни одного пустого клочка китайской земли. Засажено всё. Даже под опорами дорог.
Когда открывается светофор масса едущих на работу на велосипедах, мопедах и мотороллерах грозит снести зазевавшегося прохожего.
       Старые кварталы постепенно сжимаются под давлением новостроек.
Правда, похоже, торгашество у китайцев стало национальной чертой. За бумажный фонарик продавец запросил 150 юаней. Купили за 20. И так всюду и всегда. 
     Наш институт акционируется. Теперь будем «ОАО имярек» и войдём в какой-то концерн. 
       А я всё ещё хожу на работу…
                Конец