Добро и зло в отношении к Богу

Лев Балашов
Служители культа на вопрос «что такое добро» нередко отвечают: «добро — это то, что приближает нас к Богу». Соответственно, зло по их мнению то, что отдаляет нас от Бога.
Такие характеристики добра и зла имеют широкое хождение среди верующих христиан. Насколько они отвечают моральному смыслу этих категорий?

С одной стороны, они кажутся неоспоримыми. Если Бог — всеблагое существо, идеал добродетели, то, естественно, приближение к нему есть добро, есть приближение к идеалу добра. Соответственно, отдаление от того, что является добром в высшей степени, означает зло.

С другой стороны, есть много вопросов и много «но». Во-первых, как быть с неверующими, с атеистами? Их всех зачислить в разряд служителей зла? Ведь они не признают Бога (т. е. как бы бесконечно удалены от него). Во-вторых, как быть с верующими немонотеистических религий (индуизма, африканских верований и т. п.)? Ведь они верят не в одного Бога, а во многих или вообще не знают Бога (богов), а верят в духов, в различные «силы» и т. д., и т. п. Зачислить их в разряд второсортных и не вполне моральных верующих? Ведь они не знают единого Бога и, не знают, следовательно, по мнению монотеистов, что такое добро и что такое зло.

В-третьих, если даже отвлечься от атеистов и всех немонотеистических верующих, то и в этом случае характеристики добра и зла в отношении к Богу не кажутся такими уж бесспорными. Что считать приближением к Богу и отдалением от него? Монах и мирянин — кто из них ближе к Богу или дальше от него? С точки зрения служения Богу монах ближе к нему, чем мирянин. Соответственно, он вроде бы более добродетелен и менее подвержен злу. Однако можно ли считать, что тот, кто ближе к Богу по образу жизни (истово верит, молится, соблюдает обряды, служит ему), более добродетелен (точнее, более добр), чем тот, кто живет обычной, нормальной жизнью, помогает другим людям по мере своих возможностей, никому не делает зла, имеет семью, детей, любимую работу, одним словом, полноценно выполняет свой человеческий долг? Ответ неочевидный и неоднозначный.

В Новом Завете мы находим примерно такую же дилемму: с одной стороны, в знаменитой притче о самарянине (самаритянине) говорится, что ближним для людей и, соответственно, угодным Богу является тот, кто делает добро; с другой, имеются жесткие слова Иисуса Христа, обращенные к людям: «Кто не со мною, тот против меня» (Матф. 12:30). Вот как их объясняет один верующий: «Иисус Христос если говорил эти слова, кто не со Мной, тот против Меня, то имел в виду, если человек, не стремится к Нему, то он автоматически оказывается в руках дьявола и творит всякую ложь и зло. Ведь, если человек пребывает в руках дьявола, то он хочет или не хочет, а творит всякую ложь и зло. И поэтому, я прошу вас раскаяться перед Христом – Богом в грехах своих. Ибо чистосердечное раскаяние, это есть поворот от дьявола к Богу» (взято из Интернета).

Простой вопрос: а как быть с теми, кто верит в другого Бога (богов) или вообще не верит ни в какого Бога? На этот вопрос верующие христиане не могут дать ПРИЛИЧНОГО ответа. Могут быть даны только НЕПРИЛИЧНЫЕ ответы, унижающие достоинство верующих-нехристиан и атеистов.

Из книги "Мысли о религии". См. мой сайт, раздел "Рукописи".