Религия противоречит нравственности

Лев Балашов
Кстати, существует прямо противоположная точка зрения на отношение религии к морали. “Религия, — писал Л. Фейербах, — противоречит нравственности на том же основании, на каком она противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством истины. Испорченность разума влечет за собой испорченность сердца. Кто обманывает свой разум, не может обладать искренним, честным сердцем” (Фейербах Л. Избр. произв. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1955. С. 281). В САМОМ ДЕЛЕ, РАЗ РЕЛИГИЯ НЕ В ЛАДАХ С ИСТИНОЙ, ОНА НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ НЕ В ЛАДАХ С ДОБРОМ. Об этом писали многие. Вот что, например, можно прочитать у Бертрана Рассела:

"Существует великое множество путей, при помощи которых церковь, настаивая на том, что ей угодно называть нравственностью, и в наше время причиняет различным людям незаслуженные и ненужные страдания. И как вам, разумеется, известно, церковь в лице большей части своих представителей все еще продолжает оставаться противником прогресса и улучшения во всем, что ведет к уменьшению страданий в мире, ибо ей угодно приклеивать ярлык нравственности к определенному узкому кодексу правил поведения, которые не имеют никакого отношения к человеческому счастью. А когда вы заявляете, что следует сделать то или другое, ибо сделанное вами будет содействовать человеческому счастью, церковники полагают, что это вообще не имеет никакого отношения к делу. "Какое отношение человеческое счастье имеет к нравственности? Ведь цель нравственности заключается вовсе не в том, чтобы сделать людей счастливыми. Цель нравственности — сделать их пригодными для неба". И, как надо думать, непригодными для этого мира." (Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С. 111).

Для иллюстрации этих слов Рассела приведу фрагмент из Евангелия от Луки. На вопрос "кто же может спастись?" Иисус Христос ответил: "истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, в век будущий жизни вечной" (18: 26, 29-39). Этот фрагмент говорит сам за себя. Немного ранее Иисус сказал еще крепче: «Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Евангелие от Луки (14: 26)).

Некоторые люди пытались и продолжают еще пытаться жить в соответствии с указанными рекомендациями Иисуса Христа. Наиболее известный пример: жизнь христианского мученика Алексея — божия человека. По своей воле он оставил дом, родителей, невесту и стал нищенствовать, монашествовать. Мало этого, через много лет он пришел в дом своих несчастных родителей и, будучи неузнанным, стал жить в их доме:

«Алексей — единственный, вымоленный сын богатых и благочестивых патрициев Евфимиана и Аглаиды (Агласеи). Прекрасно воспитанному и образованному сыну родители готовили блестящее будущее. Алексей был обручен с девушкой “царского рода”, но, одержимый стремлением к христианскому подвигу, он, оставшись наедине с новобрачной, отдает ей обручальное кольцо со словами: “Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит”. Тайно покинув Рим, Алексей идет в Едессу Месопотамскую поклониться нерукотворному образу Иисуса Христа и начинает свой многолетний подвиг добровольной нищеты: раздав все, что имел, в рубище вместе с нищими кормится он подаянием и молится при дверях церкви Св. Богородицы. Святость его раскрывает пономарь. Через 17 лет, став всеми почитаемым, Алексей пытается бежать от людского поклонения, но волею судеб вновь оказывается в Риме, в доме своих родителей. Не узнанный никем, доживает он последние 17 лет жизни, питаясь вместе с другими нищими от щедрот родителей, с христианским смирением перенося издевательства и оскорбления собственных слуг. Лишь после смерти святого становится известно, что неузнанным в доме 17 лет пребывал исчезнувший и оплакиваемый сын и муж». (См. Житие Алексея (Алексия), человека Божия).

——————
Может ли нравственный человек говорить о себе: «Я кроток и смирен сердцем»? Вопрос риторический. Конечно, нет. А ведь эти слова принадлежат Иисусу Христу (Евангелие от Матфея, 11: 29). Человек, говорящий такие слова о себе, не может учить нравственности, не может даже претендовать на то, чтобы его считали нравственным, порядочным человеком. Ни один порядочный человек не будет говорить о себе, что он кроток и смирен сердцем или что он добр и т. д. и т. п. Говорящий так о себе нескромен, хвастун!