Несколько слов касательно литературных конкурсов

Виктор Леонтьевич Лысенко
   
      На  Прозе волнение. Из-за конкурсов. Выбрали и наградили лауреата 11-го года, затем  выбрали и наградили «Народного писателя», сейчас в поисках лауреата за 12-й год. Читая произведения награждённых и номинированных, ненаграждённые и неноминированные думают: «А ведь я могу не хуже. Даже лучше. Выразительнее. И что? Он (она) в лауреатах ходит, а я, человек литературно одарённый, сижу со своими произведениями как гвоздь в деревяшке по самую шляпку. Никакого творческого признания. Справедливо это?  Нет, нет и нет».
         
     Написать что-то подобное для  обсуждения на Прозе? Никогда! Автор выразит своё отношение к конкурсам как к делу, абсолютно его не интересующему. Абсолютно. Он выше этого. Отвлекают они - эти конкурсы - творческого человека  от дела. А потому, – заключает автор, -  видал я эти ваши номинации в известном месте... мне они  как рыбе об лёд... плевать я хотел на лауреатство...

      А на самом деле? Ох, не плевать, совсем даже не плевать... Ведь не на пустом же месте разразилась недавно дискуссия, как открыть народным талантам доступ к литературным наградам. Ну, и вообще - как помочь одарённому писателю найти признание. Были даже радикальные предложения: допускать к конкурсу на звание «Народный писатель» только тех авторов, которые постоянно проживают на территории б.СССР. Тем самым - отсечь от участия русскоязычных эмигрантов,  которых на  Прозе  как  собак  нерезаных... Толковое предложение. В самом деле, сидят эти эмигранты у себя под пальмами на берегу тёплого моря, свежие овощи и фрукты трескают и поливают помоями свою б.Родину. Да даже если и не поливают!  Пусть они свои опусы на иврите или на идише каком-нибудь пишут, а на русском языке – извините.  Премий и так остро не хватает, а тут ещё эмигранты косяком прут. Обидно. Живёшь на б.Родине, света белого не видишь, пашешь с утра до вечера, а успеха как не было так и нет. 

       И вообще что такое «Народный писатель»? Один автор пишет: «Народный писатель – это не звучит».  Другой с ним не соглашается: «Нет, - говорит, - звучит». Третьему вообще до лампочки,  «звучит» или «не звучит», он правду - матку режет: «Жулики они там все, клейма негде ставить. Мы, дураки, надсажаемся, произведения в прозе и в стихах пишем, а у них там в конкурсной комиссии всё заранее распределено. Кто лауреат, а кто, извиняюсь, дерьмо собачье... Куплено всё. Проплачено». Вывод  неутешителен:  можешь творить, можешь не творить, а результат один – в лауреаты не попадёшь. Останешься с голым носом.
 
       Верно. С голым. Ну ладно, ещё год-два с носом, а потом что? Литературный  дар в землю-то не зароешь. Он – талант – так и прёт, так и прёт из автора: внутри собственного организма удержать его никакой возможности нет.  Что делать? Честно скажу - не знаю: не одарил меня Господь литературным талантом. Но кое-какими  наблюдениями относительно прошлых, сегодняшних и – возможно – будущих лауреатов готов поделиться.

       Итак.

       Содержание конкурсных произведений. Любовь и только любовь. Никакие наблюдения за природой, ужасы, детские сказки, мистика или фантастика  премиального результата не принесут. Вы можете годами упражняться на тему «Whо is Mr. Putin?», но признания  не будет. Ибо население наше давно догадывается, «ху из» этот «мистер». С другой стороны, если «засандалить» на Прозе что-нибудь высокоинтеллектуальное, типа «Декаданс экстатического экзальтирования», никто это читать не будет.  Название, может, кто-то и осилит со второго-третьего  раза, а потом всё.

        Итак – любовь. Но любовь тоже надо подать с умом.  Я уже писал на эту тему ("Любовь на Прозе", помните?), но не грех и повториться. Так вот, никаких лютиков-цветочков, скамеек и соловьёв: всё это - в корзину. «Нежный ласковый  шёпот» – в корзину.  Луну – туда же.  Сейчас так – с соловьями и цветочками - про любовь не пишут.  А как?  А вот так: «Ремонт любовного механизма». Энергично, сильно. Технократически.

        Идём дальше. Со словом "ремонт" всё ясно.  А что такое «любовный механизм»?  Вижу, уже вижу: глупая улыбка, дурацкие  подмигивания и  неприличные  жесты пальцами.  Так вот, граждане – основной элемент любовного механизма это головной мозг человека. Именно мозг через зрительные импульсы даёт  нам, дуракам, понять, что женская грудь бывает очень даже ничего...  Характерный  прогиб  в  спине тоже  заслуживает  внимания. И не просто  внимания, а тщательного  изучения. А глаза!  Мама  дорогая, какие глаза... И так далее.  Девушки тоже кое-что на эту тему через свой мозг пропускают: мол, мышцы-то какие у парня, вы посмотрите, какие мускулы! Атлет!  А брюшной пресс... Загляденье, а не пресс. И  вот представим себе, что  после   интенсивной работы  зрительного аппарата и обработки  мозгом полученной информации  парень, разглядывая  девушку,  доходит до состояния полной  ажитации: в верхней точке этого состояния мозг даёт телу команду: «Действуй!». Тело начинает действовать и ... и  получает по морде.
 
        Почему по морде? А потому – нечего руки-то распускать... К женщине нужен системный  подход: сначала комплименты, потом письма, потом цветы, потом мелкие подарки, потом не мелкие... Где остановиться?  Зависит от ваших финансовых возможностей и силы чувства.  Именно в этом и состоит «ремонт», или, если хотите, «настройка» любовного механизма: в системности, в правильной  последовательности  действий. Только на этом пути можно получить требуемый результат.  А сам по себе любовный, извиняюсь, акт  проблем не представляет: дурацкое  дело  нехитрое, с этим и обезьяна справляется... Хотя... Между нами говоря, здесь тоже есть о чём побеседовать, но – в мужской компании и за рамками изящной словесности.            

         Форма произведения. Наилучшая форма для описания любовных отношений, это, конечно, стихотворная. Некоторые товарищи стихи  пачками на Прозе публикуют – и хоть бы что: никто их пальцем не трогает. Все делают вид, что это тоже проза, только маленько "выгнутая". Но мы-то не "выгибаемся", работаем в рамках  прозы. А раз так - надо читателя сразу чем-нибудь оглушить. Как?  А так: название произведению нужно дать особенное, ставящее читателя в тупик. Например, «Придуши меня бережно». Повесть или даже роман в трёх частях. Как вам такое название? Здесь два взаимоисключающих действия, выражаемые глаголами «душить» и «беречь», смело объединены повелительным  наклонением для иллюстрации кульминации  любовного  чувства.  Сильно, не правда ли?  Это вам не  «Погладь меня по лысине»...
            
          Идём дальше. Как развернуть произведение с таким  названием в широкое полотно?  Зависит от силы воображения автора: например, в первой части  трилогии парень, помимо всего прочего, «придушивает» девушку только левой рукой, во второй понимает, что одной руки для этого дела мало и  подключает правую  руку.  Для  надёжности. Девушка, думая, что  всё  это шуточки, любовная игра, весело смеётся. Не понимает, дура, что парень-то ей попался  «тормозной», с поздним, как говорят, «зажиганием». Без юмора. В третьей части трилогии девушка уже крупно об этом догадывается, но изменить что-либо, увы, невозможно. И когда действие подходит к финалу, дело уже полная дрянь - придушивает этот дебил девицу. Дальше - реанимация, а может, кое-что и похуже. Но это за рамками литературного произведения...

          Теперь  понимаете, почему в русском  языке слова «любовь»  и  «кровь» так подозрительно хорошо рифмуются?  То-то и оно.

           Псевдоним. Важная вещь. Ибо никакая комиссия не назначит  литературную премию, если псевдоним у вас "Ссущий свет", "Ушат Помоев" или «Волосатое чудовище». Не даст премию и в случае, если женщина взяла себе псевдоним «Маленькая девочка» или «Оля нетоптанная». Скажут - молодая ещё, жизни, небось, не знает, рано ей в лауреаты. Поэтому наш совет: если зовут вас Александр Фёдорович, то берите это за основу псевдонима, а к нему что-нибудь мужественное, типа «Орёл» или «Сокол». Полное имя намекает, что вы не мальчишка, а человек с жизненным опытом, ну а орёл с соколом - что вы серьёзный мужик, не фуфло и при случае сможете за себя постоять. Женский вариант: Александра Фёдоровна. Тоже понятно: автор – не девочка. Ну а чтобы комиссия не подумала, что вы большевичка с 1930 года, добавьте к имени-отчеству что-то нежное, типа «Берёзка», «Ёлочка» или «Веточка». Становится ясно, что вам не 92 года и вы ещё ого-го...  Милая и непосредственная. И кое в чём можете дать молодым сто очков вперёд. Понимаете?
 
           Надеюсь, что понимаете. Если при чтении этого материала  вам показалось, что я намекаю на конкретных персонажей с Прозы, то – не берите в голову. Вам это показалось.