Хвостатая часть нашей семьи мухтар

Ольга Антохина
    Первой собакой,которую я увидела в своей тогда ещё очень коротенькой жизни,была овчарка Динка.Она лежала на выходе из крытого двора дедушкина дома в сад. Большая такая! Я даже подозревала,что это и есть тот самый серенький волчок, от которого  по вечерам приходилось на всякий случай прятать бочок под одеялом. Но поскольку ни маму, ни бабушку, часто проходивших мимо неё, Динка ни съесть, ни даже укусить не пыталась, я тоже расхрабрилась и, под мантру
"Динка, а место! Динка, а место" ("На место" у меня тогда не получалось) пересекала самостоятельно границу между тёмным двором и солнечным садом.

    К первому снегу наши с Динкой отношения стали дружественными. Даже слишком.
Я решила угостить свою подружку "мороженым". Скатала снег в комок и настырно предлагала собаке это лакомство. Оно, конечно же, было Динкой отвергнуто, но против игры со мной она ничего не имела - слегка толкнула меня лапой, я упала на спину, а её лапа с когтями оказалась у меня на лице, ободрав веко.

    Дальше, естественно, слёзы,кровь, выскочил из дома мой папа, подхватил своё орущее дитя на руки и потащил  в заводскую амбулаторию. Там промыли ранку, ничего серьёзного не нашли, только маленький шрамик на веке остался навсегда,как память об одном из  немногих событий в моей жизни,в которых участвовал папа.

    Однажды зимним вечером бабушка вернулась из коровника с молоком и сказала, что у Динки родились детишки. Сколько я ни канючила, посмотреть на них она мне не дала, сказала, что они ещё слишком маленькие, и я должна потерпеть немножко, потому что у них пока даже глазки не открываются. Это как же так? Я закрыла глаза. Даже если не очень плотно, всё равно плохо. Бедные детишки. А вдруг они такими и останутся! Бабушка только улыбалась.

    Всё-таки он настал - день, когда бабушка взяла меня с собой на дойку.   Над     доской, отгораживающей угол коровника, в рядочек торчали передние лапки и головки
полдюжины совершенно одинаковых очаровательных щенков. Жаль, что поиграть с ними мне не пришлось: начались  перемещения по стране на расстояния, более значительные, чем привычные от маминого Воскресенска до папиной Коломны и обратно. Папа работал сначала в Теберде, потом в Новороссийске. Мы с мамой были с ним.

    В июне 1941 года понадобилась помощь бабушке.

    Прокуренный вокзал в Новороссийске. Ждём поезда на Москву. Я категорически не хочу уезжать без папы, а он, и сам расстроенный, вытирает мои слёзы и сопли и говорит, что скоро у него отпуск, надо только немножко подождать... Больше я его не видела.

    На остановке поезда в Рязани в нашем купе неожиданно появился мамин брат, отправленный бабушкой встретить нас. Он рассказал, что идёт уже второй день Войны.

    Наученные горьким опытом предвоенных лет, взрослые при детях о войне не говорили. Но в нашем доме на перегородку между кухней и столовой мама приколола
карту Европы, на которой до 1944 года она перемещала флажки на восток, а потом я - на запад.

    Однажды летом к нам пришёл человек в зелёной форме, поговорил с бабушкой и
  увёл с собой нашу Динку. Она шла за ним на поводке и оглядывалась. Мне даже сейчас вспомнить это с сухими глазами не удаётся, а тогда я совершенно не патриотично причитала, что вот сначала папу(он был мобилизован 23 июня), а сейчас и Диночку.... Бабушка успокаивала: " Может быть,ранят твоего папу,а наша Динка спасёт его..." Кончится война и придут к нам оба..." О танках, конечно, ни слова..

   


 
    В Воскресенске постучал в дверь нашего дома человек в военной форме, поговорил с бабушкой и увёл нашу Динку. Она шла и оглядывалась... Сколько лет прошло, сколько было потерь, сколько раз я рассказывала об этом людям, но эта
картинка не исчезает из памяти, всегда без мокрых глаз не обходится.

    А тогда бабушка, вытирая мою физиономию, говорила мне, что, наверное, наша умница Динка стала санитарной собакой, что может быть, именно она вынесет из боя моего папу, что они вернутся к нам вместе...


    Прошло время. Мне к тридцати. Теперь "мы" - это мой муж - подводник, моя дочка - шестиклассница и я. Живём в северном военном посёлке Заозёрном, больше известном, как Западная Лица. Кольский полуостров. Природа - три века живи - не забудешь. Как везде, свои плюсы и минусы. Из плюсов - всё рядом: школа,повезло найти работу, ДОФ с разными кружками по интересам, настоящие друзья.... Минусы - постоянная тревога за мужа по самым разным поводам, кое-какие недоработки коммунальной сферы, относительная удалённость базы от городка,но всё это в молодости преодолимо,или кажется таким.

Так и жили втроём, пока ни появился у нас некто четвёртый. Нежданный.

В посёлке люди жили не постоянно: переводят офицера в другую базу, и его семья
оставляет казённую квартиру и следует с вещами к своему главе. А куда девать щенка, с которым дружили дети, если на новом месте службы никто жилья не гарантирует? Вот и пристраивают собаку на КПП или ещё куда-нибудь или уж совсем просто, забывают её на старом месте. Таким образом, в каждом посёлке собираются стайки собак.Стайки, а не стаи, потому что в обязанности коменданта входит поддержание равновесия люди-собаки. И он их вынужден раз в год исполнять.


В остальное время никаких конфликтов у "ничьих" собак ни с детьми, ни со взрослым населением!
    Дети с ними дружили, подкармливали их, и ни о какой агрессии и речи не шло. К 12 дня все вольные псы собирались у ДОФа и увлечённо, громко, добросовестно, хотя и не слишком музыкально, аккомпанировали сирене. Потом возвращались к своим делам. Иногда, возвращаясь с работы, я находила в коридоре на полу грязную тарелку. Ясно: у дочки были гости, и мой супчик им понравился.

     В строительном управлении, где я тогда работала, обеденный перерыв длился 2 часа, чтобы ВСО успели накормить солдат. Женщин это очень устраивало, потому что давало возможность накормить ребёнка, проверить уроки и спокойно отправить его в школу.

     Но однажды привычный порядок для меня был нарушен. Как оказалось,надолго.    Придя домой, я увидела, что в нашем не слишком широком коридоре лежит мелкой дрожью трясущаяся собака, не сказать, чтобы чистая, на наружной стороне стопы задней лапы рана, когтей нет. Быстренько прикинув, какие дополнительные хлопоты вот-вот на меня обрушатся, задаю дочке вопрос, ответ на который уже рождается где-то глубоко в моём сознании: "Марина, что это такое? Мало мне грязи от вас с отцом, собаки мне только не хватало!".  Слышу спокойный дочкин голос: "Ну, выбрось его - он подохнет". Что оставалось делать? Какая же мать будет учить своего ребёнка жестокости? Завалили пса в ванну, вымыли, высушили - он не сопротивлялся.

      В хлопотах два часа прошли быстро. Шла я на работу,доверив незнакомой собаке квартиру, и вспоминала, как однажды в гости к моей начальнице пришла
сияющая от счастья её подруга, много лет мечтавшая украсить своё очарование ещё и шапочкой и муфтой из соболя. Вдоволь покрутившись у зеркала в прихожей, обе дамы присели на пару часов на кухне. Исчерпав волнующие темы, хозяйка вышла в прихожую проводить гостью.... На полу прихожей лежал щенок, накануне принесённый сыном
хозяйки во исполнение тоже давней мечты о верном друге. Лежал на обслюнявленных
ошмётках прекрасного собольего меха! Заговорились женщины: ну что бы им не оставлять обновки на подзеркальнике, а убрать на вешалку!!!

   Нашего постояльца ребята звали Мухтаром, он оказался гостем вежливым.

      На работе просмотрела списки майского пополнения ВСО. Нашла в них ветеринара Жумагулова. Вечером с разрешения командира отряда мы с мужем привели к Мухтару доктора. Стоит он, маленький кривоногий солдатик, над собакой и молчит. "Боишься?" -  "Да. Укусить может". "Ну ты посмотри, что с ним? Может быть, перелом?"  Зажала я собаке челюсти. Светило честно созналось: "Овец лечил, коров лечил, собак не лечил, не знаю". На всякий случай привязали к ноге что-то вроде лангетки (как сами её себе представляли), а Жумагулова с гонораром, конвертированным в конфеты, вернули в часть.

     Дня через два выяснилось, что комендант майор Юнусов наводил порядок в гарнизоне.  Из-за низкой стрелковой подготовки его команды, или по другой причине, задача эта была выполнена лишь частично. Наш Мухтар был контужен, (вот откуда у него в районе поясницы было что-то не так с мехом), из-за
повреждённого нерва лапу он не чувствовал, тащил её за собой по насту и асфальту и стёр кожу и когти. Мы больную лапу подвязывали ему к животу, да не просто так, а на бинты надевали сшитый мужем из моего старого сапога меховой чулок на молнии. По вечерам офицеры, оказавшиеся в городке, выходили гулять со своими собаками - кто с догом, кто с колли, у Макаровых был тогда задиристый фоксик.

 А мой муж - с трёхногой дворнягой. Друзья спрашивали его: "Лев, ты где достал такую собаку?"

              События эти происходили в мае. Дочка по окончании учебного года была отправлена авиапочтой в Воскресенск к бабушкам - моей и её. Я каждую весну подсаживала её к кому-нибудь из знакомых в самолёт в Килпъявре, а моя мама встречала в Москве. На Флоте начались учения. Остались мы с Мухтаром одни. Я до обеда работала в конторе, а после обеда мы вместе шли на мои объекты - танковый гараж и новый водозабор на Малой Лице. Шла я по тропке, протоптанной солдатами в чистом снежном поле, а Мухтар, забыв про свою инвалидность, носился где-то впереди, мышковал, замирал на несколько минут - прислушивался, совал нос глубоко в снег - вынюхивал мышей, подпрыгивал над ними, рыл снег лапами и зубами. Трёх ног ему вполне хватало. Легко обгонял меня, на развилке тропинок останавливался и
ждал, куда я сначала пойду: направо - на водозабор, или налево - в гаражи.Поражал меня своим интеллектом.






     Назрела для нас с сотрудницей необходимость поездки в Североморск. Решили взять с собой Мухтара, чтобы в Коле показать его ветеринару. Наш друг Вадим Удовиченко согласился рано утром довезти нас до Колы, но больше ни чем помочь не мог - если бы его на службе во время учений не оказалось, получил бы он сами знаете чего и сколько.

В ветлечебнице вышел к нам молодой доктор посмотрел на меня, на собаку, и спрашивает: "Хозяйка, Вы на охоту ходите? У Вас бриллианты есть?"  Честно на оба вопроса отвечаю: "Нет". - Хозяйка, ну зачем Вам такая собака? Стою, слёзы сами катятся, лепечу, что ни за что, если даже загноится рана, которая никак не заживала, если возникнет угроза гангрены, то в крайнем случае можно и без лапы прожить, но собаку убивать не дам, ей и так досталось. И тут вошёл ОН - седой человек, оценивший ситуацию и как-то очень хорошо нам улыбнувшийся. Взгромоздили мы Мухтара на стол, и стал старый доктор тыкать его лапу иголкой и следить за реакцией больного. Начал снизу - никакой реакции. Только намного выше колена Мухтар стал порыкивать- сохранилась чувствительность. Доктор сказал, что есть сведения о том, что иногда нервы у собак "прорастают" при соответствующем уходе. Рекомендовал нам дибазол, витамины группы В и прогревания синей лампой два раза в день по 15 - 20 минут.

    С разрешения доктора мы оставили Мухтара в лечебнице до вечера, а сами поехали в Североморск, попутно купив 3 билета на вечерний автобус в Заозёрный.Из Североморска - в Колу, привезли к автобусу Мухтара. В автобусе уехала только одна моя сотрудница, нас с собакой не взяли. Не взял нас в газик и наш же начальник отдела снабжения майор Форост. Восьмой таксист отвёз нас обратно в Колу на мост через Тулому (старый), где обыкновенно офицеры ловили попутку в сторону Печенги. Нам тоже быстро повезло. Ещё один самосвал, и мы "усталые, как собаки, но очень довольные" - дома.

    Через год зажила рана, стали расти новые когти, только почему-то загибались они не вниз, а вверх, но это уже были просто пустяки. Мухтар стал ходить на четырёх ногах, бегать - на трёх, если просто так, а в надежде на счастье - на всех четырёх, и догнать его было невозможно. Сначала нюхал землю, потом -воздух, и вот уже хвост виновато поджат, на морде раскаяние, а ноги несут его сами по одному ему известному азимуту.



    Был случай, когда он добыл в районе гаражей  кольцо свежей краковской колбасы. Погубил чьи-то надежды на закуску. Дома в воровстве замечен не был, но обожал сладкое и... солёные огурцы. Конфеты мы с дочкой разворачивали преимущественно под одеялом. Иногда подхалтуривал: дочка за столом делала уроки,
Мухтар подходил, трогал её лапой, заглядывал в глаза - перед стулом лежал принесённый им тапок. Что  делать - надевала тапок и шла в кухню за сахаром.
Собирать с ним в лесу малину тоже было проблемно: он подходил к выбранному нами кусту и в мгновение прочёсывал стебель с низу вверх. Говорят,так делают медведи. Подсмотрел, наверное, технологию

   Но вот его охотничьи инстинкты...
   Наш Мухтар охотился на кошек. К сожалению, успешно. Хорошо, что не долго.
Вышли мы с ним как-то погулять. Открываю дверь подъезда и вижу, как из подъезда дома напротив выходит кошка. Мухтар тоже видит, бросается к кошке, оба скрываются в подъезде.Всё. Опять сейчас будет кровавая драма. На ватных ногах бегу к месту преступления и вижу, как из подъезда выезжает на спине Мухтара выгнувшая спину мостиком и расщеперившаяся, как самолёт на посадке, кошка. Очевидно, кошачьи когти в спине Мухтару не по вкусу, потому что он скулит и оборачивается на кошку, будто просит прощения. Не тут-то было: Кошка трижды объезжает на собаке газовые ёмкости в середине двора, неспешно сходит у своего подъезда и скрывается в нём.

   Это была последняя кошка, которую наш Мухтар видел в своей жизни. Конечно, попадались, наверное, но как-то так получалось, что в этот момент он смотрел в другую сторону.

    Да что кошки? Мелкая добыча. Как-то в Москве уже весной Марина с подругой и Мухтаром пошли погулять в лес (мы снимали вторую частную квартиру  рядом с Лосиным островом). У нашей собаки характер был нордический, не позволявший лаять без толку, а тут вдруг лает и лает неподалёку. Пошли разбираться. Видят,что лось лежит на проталине, а Мухтар бегает вокруг него и лает непрерывно. И ведь добился своего - поднял зверя. Дальше уже Марина должна была стрелять, это она упустила добычу. Бежали они к дому в таком порядке: впереди Мухтар, вторыми - девочки  (наверное, за ружьём), последним - лось. Хорошо бежали - лось их не догнал.



    Когда мы переехали в Москву, мама моя по её словам, "жила в электричке": наш ускоренный темп жизни она не выдерживала долго и уезжала в Воскресенск, где её мучила совесть за то, что дочка слишком много работает, а она в это время полёживает с книжечкой и ей не помогает. Вставала и ехала к нам. При ней вход в кухню собаке не разрешался. Ну, если только передние лапы и голова на них слегка нарушали границу кухня-коридор. Иначе как бы он наблюдал за этой женщиной? Можно было и пропустить момент, когда она начнёт менять одежду на уличную, не принести ей своевременно ошейник и поводок и остаться дома. Особенно он любил, когда она брала свою сумку, собираясь уезжать. Как только захлопывалась за ней дверь, Мухтар шёл в кухню, со стуком бросал свои кости на середину пола и облегчённо вздыхал: СВОБОДА!
 
 
    Туго нам с ним приходилось весной при утренних прогулках. Природа-мать!!!
Пёс нюхал снег, нюхал воздух, виновато поджимал хвост и, мчался по определённому им азимуту. Да ещё и ухитрялся при этом оглядываться на меня, не прекращая бега, как - будто говорил: "Извини, ничего не могу поделать - инстинкт!". У него инстинкт, а у меня работа, на которую опаздывать не рекомендуется! Собака такая!
 Однажды пропадал 2 дня, из которых второй выпал на 23 февраля, так что муж был дома. Вызвался искать этого кобеля. В обед пришла домой - сидит наш Мухтар перед лифтом - измученный, грязный, я бы сказала потасканный. Мужа нет. На работе говорю своим сотрудницам, что один нашёлся, зато нет другого, а они мне: "Ну что ты волнуешься, с этого-то шкуру не спустят".

     Шкуру, конечно, не спустят... Вечером вернулся и хозяин. Рассказал нам, как весь день ездил по вивариям, что ужасов там насмотрелся. Поверили....

   
   
    

     На прогулке втроём Мухтар вышагивал слева от хозяина, вытеснив меня с законного места. Субординация, однако!!!
     Мы понимали его каждый по-своему. Как-то вечером сидели втроём мама, я и дочка. Лёва был  в командировке. Мухтар лежал грустный, вздыхал. Я сказала:"Скучает по хозяину, наверное". Мама - "Ноги у него, наверное, болят". А дочка - "Да он просто гулять хочет". И все трое рассмеялись.

     Старел он как-то по-людски: облез хвост, на морде проступили морщины...
     Хорошие люди- собаки, но уж очень короток их век, а расставаться с ними больно.

Лет 10 у нас потом собак не было.

    
         

    
            
      
             .