Зачем и почему?

Карпачёв Леонид
Прошло три года, как похоронил мать. Пока  она была жива,  не было вопроса, куда поехать во время отпуска. Дети летом всегда гостили у бабушки.   Сейчас они  выросли и теперь у них  уже свои дети, у которых свои бабушки.  Мать жила в  Краснодарском крае одна, но  переезжать ко мне не хотела.  Так вот и жили встречами от отпуска к отпуску.  Переписывались, но всегда в душе жила тревога: как она там?   Сегодня,  проснувшись,  впервые почувствовал, что тревога ушла.   С чего бы?

Приезжая к матери,  всегда знал, что нужно в первую  очередь  из хозяйственных работ сделать. Эти поездки напоминали студенческие строительные отряды. Времени мало, а сделать нужно много.    И вот теперь ничего не надо. В доме живут чужие люди, которым моя помощь не требуется.

С уходом матери  порвалась одна из ниточек державших меня на этой земле. Правда, с рождением внуков образовалось  несколько новых, ещё очень слабеньких и призрачных.  Дети строят свои гнёзда и заняты своими проблемами.  Пока что  мы с женой им не в тягость, но как долго это продлится?  Очень не хочется усложнять жизнь кому то, а особенно родным людям. Уйти вовремя,  но как его определить,  это время? Что я ещё не сделал на этой земле?  Кому ещё нужен?

Перевалило за шестьдесят,   осталось немного,  должна бы уже прийти мудрость, а  чувствую себя дурак-дураком.
Годы не приносят ответа на многие вопросы, в том числе, на один из главных: зачем живём?  Убаюкиваем себя сказочками о нужности, полезности.  Кому и зачем?  Познаём мир, а для  чего?  Похоже, старость,  не даёт ответы на эти вопросы.

Вот сейчас  я в купе,  еду в гости к сыну. Напротив попутчик по хозяйски расположился, заполонив весь стол продуктами. Он поставил бутылку водки, посмотрел на   меня и представился:
- Михаил.
И вопросительно показал на стакан.

Я  назвал свое имя и кивнул,  доставая  жареную курицу. Больше попутчиков в купе не оказалось. Я удивился этому:
- Остальные,  похоже,  опоздали.   
 Михаил  показал три билета:
-  Хотел купить все  купе, но полностью свободных не оказалось. Люблю в дороге покой. И только сейчас сообразил, что одному ехать скучно.
- Конечно,  вдвоём  веселей, - машинально согласился я, неохотно  выбираясь  из лабиринта своих мыслей.
-  Что мрачный такой, случилось чего? - Продолжал он, возвращая меня в действительность и переходя сразу на  «ты», как бывает между мужиками одного возраста.
- Нет,  ничего.  В отпуск еду,  к сыну. Просто задумался немного о жизни, о нестыковке в определениях «зачем» и «почему».
- Сейчас мы тебя состыкуем.

Сосед разлил водку по стаканам,  мы выпили. Монотонный стук колёс и дальняя дорога располагали к беседе.
- Зачем мы живём на земле? Вот вопрос, на который я не могу найти ответ.
- Глубоко копнул, но ничего,  сейчас  разберёмся. Давай начнём с появления человека. Ты как вообще к богу относишься?
- Атеист.  Но готов рассмотреть твою версию.

Мы ещё выпили, и Михаил  поднял куриную ногу вверх, пытаясь собрать разбегающиеся мысли:
- Я не то, чтобы очень, а придерживаюсь традиций православия. Хотя и научные программы по телевизору смотрю с удовольствием. В последнее время зачастили передачи о нахождении Ноева ковчега. Правда,  его каждый раз находят в новом месте, но это не важно.
- Михаил,  до ковчега мы ещё дойдём, если водки хватит, а сейчас нужно создать землю и человека, - перебил я его и посмотрел в окно, за которым поля чередовались с перелесками. Михаил продолжал:
- Давай создавать человека. Первая версия:  Он. Что ты имеешь сказать против? 
- Здесь двоякое чувство.  Если нас создали, и не определили для чего, то это плохая работа.
- Ну как же, сказано: плодитесь и размножайтесь.
- Это для животных было сказано, и целью человека быть не может.
- Да? Значит,  я чего-то спутал. Но для чего-то же он нас создал?
- Михаил, если предположить, что именно он нас создал, то почему бросил на произвол судьбы? Войны, катастрофы, болезни.
- Это испытания, чтобы мы крепчали духом.

- Хорошо. Когда у тебя растёт ребёнок, ты  же его стараешься уберечь от всех напастей,  и не насылаешь при этом на него невзгоды. Даже в огороде  за растениями ухаживаешь: пропалываешь,  поливаешь.
- Ну, это как сказать. У меня на даче растёт всё больше по Дарвину. Выживают сильнейшие.
- Что нибудь получается вырастить?
- Нет, только сорняки.
- Правильно. Вот и получается, что мы растём на земле сорняками, если, конечно,  представить, что нас создал бог. Скучно ему стало: смастерил  интересную игрушку, поиграл и забросил ее.
- Может,  мы повели себя не так как он хотел? 
 - Может быть. Но ты забываешь, что мы только предположили, что он есть, а это не обязательно.

Мы ещё выпили,  и сосед начал закусывать огурцом.  Тот хрустел у него в зубах, и я почему-то представил,  как с таким же треском  разлетается наша земля при ядерной катастрофе.
- Михаил, а знаешь, что в Индии при раскопках древнего  города обнаружили радиацию?
- Может,  там просто находились радиоактивные  залежи руд, о которых жители ещё не знали?
- Но учёные предполагают, что все  жители погибли при ядерном взрыве, найдены  серьезные доказательства.  И это уже не первый такой раскопанный город.
- Может,  уран сам взорвался?
- Уран не взрывается сам.
- Может, тогда  это пришельцы?
- Зачем им нужно было бы так загрязнять радиацией землю? А знаешь, что за миллиарды лет существования планеты цивилизация несколько раз достигала такого развития, до которого нам ещё далеко, и исчезала, чтобы вновь пройти тот же путь.

- Погоди, не гони. Я ещё так далеко не забредал. То, что  говоришь,  интересно, но похоже на страшилку.
- А что здесь страшного?  Как сказал Есенин:  «В нашем мире умереть не ново, да и жить,  конечно,  не новей» .
- Ну вот, теперь  до смерти договорились, а бутылка уже пуста. С такой темы сидим,  как дураки, трезвые. 
- Это потому, что напрягаем головы так, что для водки места не остается.
- А для чего живём, так и не выяснили.
- А может,  сами вопросы, ответы на которые мы ещё не знаем,  держат нас на этой земле? Много уходит из жизни людей, и, если какой то счастливчик и находит  ответы, то для каждого они свои. Приходим мы в жизнь со своим миром,  в который никого не пускаем и,  уходя,  забираем его с собой, чтобы вновь где-нибудь  появиться и продолжить искать ответы.      
- Ты знаешь,  что-то перестал я тебя понимать.  Водка есть?
- Нету.
- Тогда пойду  в вагон ресторан, но ты со мной не ходи.

Тут наши желания совпали.  Прикрыл дверь за попутчиком и задумался  о приятном. О том, как завтра встречу четырёхлетнего внука.

Кажется, наступило время, когда научился  радоваться каждому новому  дню.  Вот сегодня утром почувствовал, что  головная боль прошла. Правда,   першит в горле,  и простуда уже  посылает первых вестников из правой ноздри,  плотно закрыв  для дыхания левую. Но  я рад, тому,  что прошла головная боль.  Возможно,   боль в горле   завтра уступит  место радикулиту, не давая расслабляться и  потерять интереса к жизни…  Э, нет, завтра воскресенье, и я встречу внука.  А значит, болячкам в очередной раз  придётся брать выходной.

Внук…Я представил его жизнерадостное лицо, яркие глаза, светящиеся любопытством, и вопрос «зачем мы на этой земле»  как-то сразу отошёл  на второй план. Все равно   найти на него ответ в этой жизни вряд ли получится, да мне  это не так уж и важно.

Я лёг на полку и заснул, чтобы встретить завтрашний день и  прожить  его с удовольствием, а всю философию оставить  потомкам. Они наверняка будут  умнее нас,  и им, возможно,  повезёт больше.