44. Первая помощь кинотеатру

Михаил Самуилович Качан
На снимке: Праздник в ДК "Академия" (бывший кинотеатр "Москва")

Я пообещал директору кинотеатра помочь в переводе кинотеатра в I категорию и в получении хороших фильмов. Мы подготовили письмо на имя председателя новосибирского Облисполкома за подписью Михаила Алексеевича Лаврентьева с соответствующими просьбами. Нужная нам подпись была получена.

К Академгородку в горисполкоме и облисполкоме всегда хорошо относились. Тем более стояла подпись академика Лаврентьева, а я пробился на прием к председателю горисполкома и объяснил, почему это так важно для нас. Хотя бы с точки зрения привлечения научных кадров из Центра в Сибирь. Это понимали.

И, действительно, буквально сразу (уже с 1 декабря) и категория кинотеатру была повышена и подбор фильмов улучшился. Я не помню, кто принимал окончательное решение – возможно Облисполком, но помню, что Управление кинофикации было против.

Теперь на выбор фильмов по договоренности с этим Управлением стали ездить в кинопрокат любители кино, которых мы нашли в Академгородке – это было легко – и организовали их в киносовет, чему они были рады. Сразу же появились очень энергичные люди, и их не надо было подталкивать, - инициатива и так била через край.

Для полноты картины дополню, что вначале это была кинокомиссия, созданная при ОКП, а с созданием ДК «Академия», она стала киносоветом при ДК.

Таким образом, в киносовете оказались любители кино, которые были фанатично преданы этому искусству. И, как по мановению волшебной палочки, появилось много вполне приличных фильмов. Действительно, директор кинотеатра просто мало чего понимал в кино, а в кинопрокате можно было выбрать, если понимаешь в этом.

то ли забыли построить Дом культуры в верхней зоне, то ли не захотели

Но не это было для меня главным. В голове гвоздем сидела мысль:
– Как же так? Спроектировали город науки, город нового типа, а Дом культуры забыли. Не могли проектировщики этого не предусмотреть. Надо было вначале разобраться с тем, что было задумано и что произошло потом.

Одного «кина» нам было мало. Нам нужна была полноценная культурная жизнь, в которой нам по сути отказали. То ли та организация, которая проектировала Академгородок, не предусмотрела этого, то ли предусмотрела, а его кто-то не захотел строить. Я понимал, что по ходу строительства проект строительства Академгородка «улучшили», и теперь, после «знакомства» с УКСом, я уже это допускал? С этим вопросом надо было разобраться. И надо было понять, что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Сейчас появилось много воспоминаний о первых годах нашей жизни в Академгородке. К сожалению, почти никого не осталось из тех, кто тратил тогда свое время на «общественную работу», часто в ущерб научной деятельности. И давно уже нет Льва Георгиевича Лаврова, который принимал вместе со мной участие в некоторых делах такого рода, что называется, по службе. И написать об этом некому.

А новые люди, которые пришли нам на смену через несколько лет часто пользуются слухами, а иногда и домысливают, возможно, из лучших побуждений. Чтобы было покрасивее. Те же, кто варился в гуще культурной жизни и написал свои воспоминания, знают в основном о делах, скажем, своего клуба, своего сектора. А порой и преувеличивают их роль, невольно ставя их деятельность в центр событий. А таких культурных центров было несколько, и каждый был важен и играл свою роль в той жизни. Но был и "координационный центр".

Общую картину сейчас вряд ли кто знает. Пожалуй, кроме меня, ни тогда, ни сегодня воссоздать эту картину никто не мог и, вероятно, не может. Потому что с 1963 года и до прихода к руководству ДК В.И. Немировского таким координационным центром был Объединенный комитет профсоюза СОАН.

Да и впоследствии, вплоть до середины 1967 года, ОКП не только держал в своих руках управление культурной жизнью Академгородка, но и планировал ее дальнейшее развитие.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/01/28/103