Пасти народы, или стричь?

Владимир Костылев
                «Пасти  народы», или стричь?
Много событий великих и важных (с разным знаком) вместила в себя история РОССИИ за последние 25 лет.  Но грамотно  описать  их дано далеко не каждому, «кто всё это прошёл».  Многие люди, даже непосредственные участники событий, не всегда отдают себе отчёт о  сути происходящего, чаще всего запоминают детали на эмоциональном уровне,  опираются лишь на свой, чаще всего весьма скудный, идеологический багаж.  Как всегда, эту обязанность должна  выполнить наша интеллигенция и прежде всего её наиболее  творческая часть – писатели, литераторы. __ 

И, хорошо зная «карту будня», писатель  не может не видеть всю ту мерзость, несправедливость, которыми наполняется жизнь в условиях диктатуры власти, когда  ограничивается свобода слова, манипуляция общественным сознанием достигает  невиданного размаха, когда невинные люди обвиняются во всех смертных грехах.  Когда  мерзость жизни становится  ясна для всех, но не у всех есть возможность и талант  изобличить её, довести до сведения тех, «кто всё это прошёл». __

Однако, сама мерзость жизни заключается ещё и в том, что одни литераторы пытаются эту мерзость изобличить, а другие – оправдать.  И каждый при этом  ссылается на исторические примеры, на своё «правильное» понимание истории, на «выстраданный человеческий опыт».  __

Сегодня, к сожалению, стало ясно, что подавляющее большинство наших «властителей дум»  довольно далеки  от по-настоящему научного понимания происходящего.  Отсюда и «стремление совершенно конкретно, в течение двух-трёх дней переделать мир по образу и подобию своих заветных непримиримых идеалов». __

Вместе с тем,  налицо и завистливое, что называется «с подковыркою» отношение одних литераторов к другим. Это видно невооружённым глазом. Сегодня буквально разгорается война между различными изданиями, между отдельными литераторами. Но когда  эти «подковырки» начинают походить на обвинения, становится ясно, что чисто литературное соперничество превратилось в политическую борьбу. __

А кто есть кто в этой литературно-политической борьбе? Кому должен верить читатель? Играет ли хоть какую-то роль мировоззренческая позиция литератора?__

Вспомните рубрику «Хорошо» господина А.Салуцкого в Литературной газете, прекрасного публициста, в которой он пытался доказать нам, что есть и много хорошего в России.  Но свой публицистический дар он поставил на службу буржуазной власти, которую когда-то и сам предупреждал о том негативе, который нарождается в России. Его пример – другим наука. Пусть никто из пишущих (снимающих на ТВ и в кино, выступающих  по радио) не думает, что их конъюнктурные поделки не будут оценены людьми по достоинству. «Рукописи не горят». Когда маятник общественного развития качнётся в противоположную сторону (а современное политическое состояние не вечно), тогда станет отчётливо ясно, кто отражал народные чаяния, а кто радел за сильных мира сего.__

Сегодня попытка  некоторых авторов  «окоротить» писательское творчество, «удержать его от вмешательства в сферы, где он некомпетентен по определению, по предназначению своей рефлексирующей природы…  предостерегать его от желания непосредственно управлять государством»,  кажется мне  абсолютно недопустимой.  Руководить медициной, обороной, образованием и т.д. некомпетентные и конъюнктурные люди могут, а все остальные – статисты? __

Сегодня любой интеллигентный (то есть образованный, культурный человек) вполне может разобраться в происходящем, дать оценку как экономическому, так и социальному положению в стране. Тем более это касается литераторов.  Другое дело, какие мировоззренческие позиции при этом будут высказаны. Надо не рот затыкать людям, а спорить с ними по существу. __

С приходом капитализма, с разделением общества на собственников и неимущих  писательское сословие  также размежевалось. Одни стали активно эксплуатировать свой талант и изготовлять так называемую массовую литературу, другие пустились в услужение власть имущим, оправдывая все деяния буржуазной власти и очерняя прошлое. И лишь небольшая часть сумела  поставить свой талант на службу народу и справедливости.  Одни «пасут народы», другие их стригут. __ Не хотелось бы, чтобы в России вторых было больше, чем первых.