Смертельная схватка Холмса и Мориарти

Николай Ник Ващилин
      
  Под редакцией   Василия  Ливанова.


«Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками… Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приемами японской борьбы «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу. Я сумел увернуться от него…»  Артур Конан Дойл

   
   Ранней весной 1979 года в кафе Ленфильма мы повстречались за чашечкой кофе с Игорем Масленниковым. Он предложил мне поучаствовать в их беседе с художником Марком Капланом о новом фильме про Шерлока Холмса. С Игорем Фёдоровичем мы познакомились в 1964 году на высших режиссёрских курсах у Григория Козинцева, где он учился, а я только хотел. Позже я снялся в его первом фильме "Завтра, третьего апреля", где сыграл Фантомаса. Потом ставил сцену драки рыцарей в "Ярославне, королеве Франции", где хорошо изучил пластику, игравшего там Василия Ливанова. Василий Борисович проявил тогда чудеса трюковой подготовки и на правах профи влился в нашу команду. Он плотно держался в седле, фехтовал и дрался. Его противником в поединке с Чёрным рыцарем был призёр СССР и чемпион города Ленинграда по самбо в тяжёлом весе Игорь Андронников. Упав с убитого коня, Вася вступал в неравный бой с великаном и, свалившись на землю, ловким приёмом ломал Чёрному рыцарю шею.
      Начали мы с познавательного вопроса-что такое борьба баритсу. Как мастер спорта СССР по борьбе самбо и дзюдо я, по его мнению, должен был знать этот вид борьбы. Но я честно признался, что про такую борьбу ничего не слышал. А у Конан Дойля читал только "Собаку Баскервилей". Но осмелился предположить, что окончание в слове баритсу должно указывать на японское происхождение. Хорошо известные в России виды японской борьбы дзю-до и дзю-дзютсу наводили на эту мысль. Тут же подсевший к нам оператор Юрий Векслер, подтвердил мои догадки и обещал найти рассказ, в котором он точно читал про японские корни баритсу. Рассказ назывался "Пустой дом". Но в этом можно было не сомневаться, так как в конце девятнадцатого века в Европе японское боевое искусство было в большой моде. Мои запросы в Публичной библиотеке ничего не дали. Профессор кафедры сценического движения ЛГИТМиК Иван Эдмундович Кох и профессор кафедры единоборств института физкультуры им.П.Ф.Лесгафта Константин Трофимович Булочко только пожалели, что среди них уже не было замечательного французского боксёра и фехтовальщика Эрнесто Лусталло, который бы наверняка дал точный ответ. Про борьбу баритсу никто не знал.
      Другой важной проблемой для создателей фильма, была финальная сцена схватки на краю пропасти, в которой профессор Мориарти, промахнувшись, падает в пучину. Профессора должен был играть Инокентий Смоктуновский и речь могла идти только о его дублёре. Но прежде чем обсуждать личность дублёра, я напомнил Игорю Фёдоровичу аналогичный эпизод падения с обрыва героя Константина Райкина в фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих,чужой среди своих". И, не смотря на своё участие в этом фильме, мы сошлись на том, что это будет выглядеть не интересно.Тем более, что матёрый преступник Мориарти, тоже должен был знать пару- тройку хитроумных приёмов убийства. На этой паузе недоумений мы и решили обсудить всё на месте.
      Через несколько дней мы уже жарко спорили в самолёте, несущим нас среди облаков к горным вершинам Абхазии. После виляний  по ущелью на автобусе, мы приехали к водопаду, ещё не проснувшемуся от зимней спячки. За это время я начал склонятся к тому, чтобы поставить эту схватку с приёмами английского бокса. Прототипом мне послужила сцена поединка в ринге лорда Байрона из английского фильма 1972 года "Леди Каролина Лэм", жестокая и реалистичная. Масленникову эта идея понравилась, но он выразил желание, чтобы зритель смотрел на драку с некоторой долей иронии. Не юмора, свойственному дракам в фильмах Чарли Чаплина, а тонкой иронии людей, понимающих бессмысленность происходящего. Как у Робинграната Тагора - вчера здесь гремела битва, от крови намок песок. А кто победил в итоге - утренний ветерок.
Мой личный жизненный опыт борьбы со злом, воспитанный моим тренером по самбо Александром Массарским, подводил меня к тому, что зло само должно погубить себя, наткнуться на преграду. Её, эту преграду, только нужно вовремя подставить. Размышляя и пробуя схему поединка, стало ясно, что такой изнурительный бой на краю пропасти должен был привести противников к полному изнеможению. Да ещё не выходила из головы фигура полковника Морана, добивающего убийцу профессора Мориарти - Холмса.
       Так в моей голове родилась финальная фаза смертельной схватки и гибели противников. По моему мнению они должны были завершать схватку, сцепившись на земле из последних сил и неумолимо катясь к краю пропасти. А вот тут её величество - судьба, оказавшись на стороне благородного Холмса, позволит ему, оказавшись внизу, уцепиться за камни обрыва, а Мориати, на первый взгляд удачно, оседлает его сверху.  Хотя бы для того, чтобы, сцепившись вместе, утонуть в пучине пропасти. Но одежда Холмса ненадёжный захват, она рвётся и Мориарти соскальзывает в пропасть один, оставив на выступах скал счастливчика Холмса. Теперь ему останется только обхитрить охотника на тигров, сымитировав свою гибель после его метких выстрелов по рукам сыщика.
  Финал был принят на ура. А это главное в любом деле. Конец - делу венец. Теперь, когда стало ясно, чем схватка закончится, можно было подумать и о том, как она будет проходить. Во первых - как долго. Во вторых - в каком темпе. И в третьих - с помощью каких приёмов, проявляющих характеры противников.Нужно не забыть использовать в этой схватке тот же ключевой приём точечного удара в болевые точки, так характерного для японкой борьбы и который у же был мною заявлен в той сцене, в которой Холмс нокаутирует Мориарти в кабинете Милвертона ударом по шее.
  Теперь нужно было изучить характеры противников, посмотреть на их природную пластику, придумать им приёмы атак и защит на протяжении всей схватки, а потом обучить их этим приёмам до автоматизма. По сути дела поставить с ними танец, па-де-де, в котором они продемонстрируют свои характеры, заинтригуют зрителей и придут к финалу, от которого у зрителя вырвется крик радости за любимого героя. Мои уважаемые помощники Игорь Масленников и Марк Каплан, к сожалению, не могли мне помочь в этих поисках на краю обрыва и мы вернулись в Ленинград. Захватил я с собой лишь точное представление о качестве площадки под ногами, множеству скользких камней на ней и её очертание до безопасных зон.
       Приехав в Ленинград, я подобрал в своей студии каскадёров Театрального института, в котором я имел честь служить доцентом, я начал репетиции. По темпо -ритму схватка делилась на две части. В первой атаки были молниеносными и решительными, полными желания быстрой и сокрушительной победы. Причём Мориарти атакует первым, внезапно и коварно, и удивляется, что не может быстро достичь цели и одержать победу. Это его обезоруживает. Холмс, как стена, от которой отлетают злобные ядра, отражает атаки не нанося ответных решительных ударов. Во второй половине схватки, которая монтажно перебивается отвлекающим манёвром Мориарти по отвлечению доктора Ватсона, противники изрядно измотаны, в разорванных одеждах ведут позиционную, тягучую борьбу за более выгодное положение по отношению к краю пропасти, которая их неминуемо ожидает. Отмерив примерное время и подобрав ряд подходящих приёмов, я начал черновые репетиции. Одновременно с этим я привлёк к репетициям своих старых знакомых альпинистов Володю и Юру, работавших со мной на "Сибириаде" Андрона Кончаловского и задал им задание отрабатывать технику страховки каскадёров и актёров в сцене обрыва Мориарти. В цехе подготовки съёмок  по моим чертежам начали изготавливать куклу профессора Мориарти с шарнирными соединениями в суставах рук и ног и примерно человеческого веса. Такая кукла, брошенная альпинистами сверху водопада и падающая в струях падающей воды, по моему замыслу будет прекрасно имитировать тело падающего Мориарти, ударяющегося о скалы. Выполнять такой трюк каскадёру мне казалось абсолютно бессмысленным.
На репетиции приезжал Игорь Масленников и оператор Толя Лапшов. Юрий Векслер, снявший первые фильмы, слёг с инфарктом. На репетициях  режиссёр увидел Витю Евграфова, снимавшегося у него в "Ярославне, королеве Франции" в роли монаха и не очень ему понравившегося. Вместо Ливанова на репетициях работал Саша Покрамович, каскадёр и студент актёрского курса Владимира Петрова. Воплощаемые ребятами в схватке образы, Масленникову от раза к разу всё больше нравились. А когда на репетициях в зале Театрального института появился Василий Ливанов, то в паре с Витей Евграфовым они очень выразительно смотрелись. Масленников утвердил Евграфова сначала на дублёра, а потом и на роль профессора Мориарти.
       В результате репетиций и поисков к сентябрю сложилась полная схема схватки безоружных противников. Нужно сказать, что все уличные бои имеют довольно много общего. Противникам нужно выиграть момент и внезапно сократить дистанцию. Это не так просто сделать, так как другой постарается эту дистанцию сохранить безопасной. Это наиболее затяжная и трудная часть поединка. Сократив дистанцию, атакующий много сил тратит на атаку, но она может наткнуться на эффективную защиту и контратаку и ситуация будет проиграна. А вместе с ней и весь бой.
   На дальней дистанции противники используют удары, зачастую малоэффективные, которые наталкиваются на защиту или не попадают в цель. Тогда, сблизившись противники используют захваты, броски и удушения. Они обхватывают и переворачивают друг друга на земле, пытаясь остаться в выгодной позиции сверху и нанести решающий удар.
  К концу репетиций было решено отказаться от боксёрских ударов. Не суетливая, уверенная  пластика Ливанова подталкивали к такому решению. Кроме того боксёрская техника требовала подготовленной площадки для быстрой перемены дистанции. Камни не позволяли противникам передвигаться прыжками. Молниеносные, внезапные броски для смертельного захвата, кровожадная борьба в захвате за выгодную позицию по отношению к краю пропасти, освобождение от захватов ударами в болевые точки, и удар головой - вот арсенал поединка двух непримиримых врагов, представляющих две школы – атакующую, агрессивную школу английского преступного мира и школу восточной мудрости и изворотливости интеллектуала, вполне подходящую для иероглифа конандойлевского языка  "баритсу".
       В сентябре вся съёмочная группа "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" приехала в Пицунду. Мы поселились в пансионате на берегу моря, а Василий Борисович в Доме творчества писателей, на пляже которого мы и репетировали поединок. Почти не нарушая съёмочный процесс других эпизодов, где был занят Василий Ливанов, мы ежедневно репетировали. Утром часовая тренировка на физические кондиции, используя бег по песку и плавание в море. И обязательное, троекратное повторение всей схемы схватки в медленном, а вернее в удобном темпе. Пятилетний сыночек Василия Борисовича Ливанова, Боря с интересом наблюдал за репетициями и сам пробовал выполнять приёмы. Вечером, после съёмочного дня, часовая тренировка приёмов схватки по  технике исполнения отдельных приёмов  боя и в конце - полная схема схватки с максимальной скоростью и нагрузкой. Потом, когда уже опускалась темнота, расслабляющее плавание в тёплом море.
       Вода точит камни, время лечит и учит. Ливанов и Евграфов обрели прекрасную спортивную форму, стали выносливыми и координированными. Через месяц занятий актёры стали предлагать ввести новые, более сложные приёмы. Эти нововведения на определённом этапе я запретил, чем вызывал их недовольство и раздражение. Особенно артачился неугомонный самовлюбленный Витя Евграфов. Моя задача была выработать у них такой автоматизм и скорость исполнения приёмов, чтобы в них был виден профессионализм бойцов. Метод съёмки этой сцены, её значимость для фильма не позволяла использовать в качестве дублёров профессиональных спортсменов. Не так часто, как мне бы хотелось, но директор Григорий Прусовский давал нам автобус, костюмеров, гримёров и мы ехали репетировать на съёмочную площадку в ущелье, на Гегский, но для нас  настоящий "Рейхенбахский водопад". Я снимал наиболее интересные фазы схватки и ракурсы на свой "Салют", чтобы потом показать оператору и режиссёру. Когда я чувствовал, что терпение актёров на пределе, я заканчивал репетицию.
        Однажды мы приехали после проливных дождей и обалдели от зрелища. Водопад низвергался  холодной Ниагарой. Площадка была мокрая от воды. На уступ скалы, с которой повисали актёры, ногами было не возможно вступить. Костюмы через минуту промокали насквозь. Но это было великолепно! Это создавало такую атмосферу, которую было нарочно не сыграть. Я настоял на съёмке.
       Нож появился накануне. По съёмочному плану был день освоения площадки. Но Игорь Фёдорович решил не упускать момент даром и снял несколько планов подготовки противников к поединку. Холмс писал записку Ватсону, разминал плечи и кисти рук для изощрённых уколов пальцами в болевые точки в стиле баритсу. Мориарти щедро распрощался со своей шляпой, намекнув Холмсу и зрителям, как глубока пропасть. И тут Масленников решил обозначить подлый характер профессора преступного мира тем, что Холмс, как ясновидящий, догадается о наличии у Мориарти ножа. Мысль поразила своей простотой. Пусть он ножом режет и колет Холмса, а тот применяет приёмы борьбы баритсу против ножа. Весёленькая поножовщина?! Без репетиций?! Но я восстал. Трудно представить, чем могла кончиться такая импровизация. Решили, что Мориарти нож повертит в руке и великодушно выбросит в пропасть. Как честный человек?! Вот только его стремительный полёт оператору заснять не удалось. Но в кино часто бывает , что выразительными становятся случайные вещи,позы, взгляды. Думаю, что таким символом оказался взмах плащом профессора Мориарти.
       На следующее утро 29 октября мы поехали на смертельную схватку. На схватку с дождём, со струями воды, с размокающим гримом, мокрыми костюмами, с брызгами в камеру, с мокрыми скользкими скалами.
      Водитель проклинал меня, виляя по мокрому серпантину. Масленников ждал - что будет. В конце концов - отменить съёмку никогда не поздно. В те роскошные времена доснимали сцены и спустя год. Бюджет фильма это позволял.
       Моросил мелкий дождь. Группа сидела в автобусе. Мы начали репетировать в спортивных костюмах. Больше всего меня волновала фаза имитации Евграфовым, потери равновесия и выход после неё в боевую стойку для атаки. Через час прояснилось. Альпинисты Юра Бейлин и Володя Субботин начали восхождение  на вершину скалы с куклой Мориарти. На тренировках подъём продолжался два часа. Как - то получится сегодня? Скалы после дождя скользкие.
       Мотор. Камера. Начали. Снимаем сцену, когда Мориарти выбрасывает нож. Поза Мориарти абсолютно спокойна, как будто он и не собирается драться. И вот первый внезапный смертельный бросок Мориарти с захватом за горло. Плохо. Вяло. Не выразительно. Нет стремительности, мощи. А главное, вероломной внезапности профессора преступного мира. Пять дублей - в корзину. Говорю ему, что он не Мориарти, а Красная шапочка. Она была надета у него на голове с эмблемой Адидас. Действует безотказно. Евграфов бросается пантерой, едва не выталкивая из кадра Ливанова. Снимает оператор всё крупно. Лица актёров видны прекрасно, а намёк на то, что стоят они на краю пропасти, куда только что улетела шляпа Мориарти, создают струи водопада на втором плане. Снова захват за горло,  снова освобождение захватом за кисти одноимённых рук с последующим скручиванием. Вот тут общий план и потеря равновесия на краю пропасти. Но Мориарти удержался и снова готов к бою. Стойка Мориарти должна скрывать его планы и делать атаку внезапной. Как это было сделано в первом кадре. 
       Немного отдыха, горячий чай, капли в нос Холмсу, и, конечно, сигарету в рот. Художник по костюмам Нелечка Лев, с которой мы дружим со времён "Короля Лира", бросает вязание и подбегает со своими помощницами. Они поправляют грим, меняют костюмы. Я оделся в костюм Холмса, готовясь дублировать Василия Борисовича на общих планах во время борьбы на земле, приёмов переворачивания и перебрасывания Мориарти. Они задают внутренний монтаж последующей сцены падения противников в пропасть.
       Пока актёры отдыхают, снимаем падение куклы. Оператор  поставил две камеры. Неслыханная роскошь для того времени.   Ведь за камерой должен стоять оператор. А где его взять? Толя Лапшов доверяет работу оператору комбинированных съёмок. Хорошо , что с нами операторы комбинированных съёмок.  Одна камера снимает почти фронтально, другая - чуть сбоку. С альпинистами на гору пошёл администратор Жора Мауткин с ракетницей. Кричать бесполезно. Даже по рации, которых к тому же и нет.
       Юра Бейлин с куклой вывешивается на краю скалы над струями водопада. Володя Субботин его страхует. Мотор. Камера. Вместо начали - ракета. Кукла летит в струях воды, бьётся о скалы, отлетает, переворачивается. Ну прямо как живой Мориарти. Теперь осталось только молиться, чтобы плёнка этого единственного дубля не оказалась бракованной. Но узнаем мы это только через две недели, когда плёнку проявят на фабрике Ленфильма.
       В то место, где мы отдыхали и снимали куклу при монтаже будет вставлена сцена разговора в гостинице с обманутым Ватсоном.
   
   Начинаем снимать продолжение драки. Захват Холмса сзади и подталкивание к краю пропасти. Сцена снимается у скалы, предполагая, что это на краю пропасти. Для этого сняли край обрыва и  бешенные струи водопада , улетающие в бездну. При монтаже это создаст  у зрителей чувство опасности. Холмс , подталкиваемый сзади профессором к краю пропасти, скручиванием бросает Мориарти и тот эффектно отлетает, скользя по гальке. Мориарти с маниакальной настойчивостью бросается на Холмса, прижатого к скале. Холмс выставляет ногу, останавливая его атаку. Бьёт Мориарти о скалу головой. Захват за горло, освобождение скручиванием руки за спину. Если говорить о восточных единоборствах, то это приёмы из ай-кидо. Хотя в ай-кидо они пришли из более раннего китайского искусства боя - кемпо.
       Перешли снимать падение со скалы. С Божией помощью сняли передвижение по узкому выступу над пропастью. Камни скользкие. Страховать трудно. Риск для актёров огромный, при том, что они не должны проявлять в кадре осторожность. Нервозность нарастала. Я догадался, что актёры просто опасаются упасть в пропасть. Юра Бейлин повесил верёвку на скале. Володя одел на меня альпинистскую "беседку". Повисел над пропастью сам, показал актёрам, что не так это и страшно. Высота - метров десять. Вполне хватит, чтобы не вернуться домой. Ребята - альпинисты Володя и Юра повисели на страховке над пропастью и сделали показательный "обрыв". Что ни говори, а от случайностей никто не застрахован и волнение оправдано. На нервах  приготовились к съёмке. Актёры лежат на краю скалы, обнявшись как родные братья. Страховочные верёвки пропущены под костюмом и дают свободно двигаться. Но эта свобода создаёт ощущение отсутствия страховки и грохнуться в пропасть с этим ощущением - работа не для слабонервных. Водопад хлещет своими ледяными струями по лицам и спинам актёров. Шум стоит невероятный. Не слышно ни одного слова. Все переговоры на пальцах. Призыв к вниманию с помощью двухметровой бамбуковой палки.  Актёров начинает колотить от холода. Можно? Можно. Теперь только плёнка этого единственного дубля не оказалась бы в браке. Но это мы узнаем через две недели, когда её проявят на студии. Мотор! Камера! Начали!  Ливанов первым переваливается через край скалы  в пропасть. Евграфов лежит на нём, обхватив его руками. Медленно, с большой опаской, актёры переваливаются через уступ скалы и летят в пропасть. Доли секунды, но как они долго тянутся, когда внизу бездна. Рывок страховочных верёвок. Повисли. Руки Ливанова хватаются за острые камни. Мориарти начинает сползать вниз. Рвётся рубашка на Холмсе и Мориарти, срываясь с него, летит вниз по дуге маятника, выпадая из кадра. Страховка держит актёров над пропастью.Стоп!Снято!

P.S. Прошло четверть века. Её величество, королева Великобритании Елизавета II, наградила Василия Борисовича Ливанова орденом Британской империи за создание лучшего образа Шерлока Холмса. Сообщая эту новость присутствовавшему на приеме г-ну Ливанову Посол Брентон в частности сказал: «Когда я был ребенком, я очень любил Шерлока Холмса, и, посмотрев Ваши фильмы, я могу сказать, что Вы на него очень похожи. Именно таким он и был!»

 

  Известный фейхтместер , чемпион Европы Сергей Мищенёв,  возродивший в России борьбу бартитсу, рассказал мне, что в конце XIX века в Англии эта борьба была весьма популярна. Новомодное (когда-то) боевое искусство бартитсу, созданное Бартоном Райтом в самом конце XIX века продержалось на плаву считанные годы. Академия бартитсу закрылась уже в 1903 году. Но именно в этом году детищу Райта суждено было сделать шаг в бессмертие. В рассказе Артура Конан Дойля «Пустой дом» бартитсу (по мнению Сергея Мишенёва в слегка ошибочном написании «баритсу») упоминается как некая загадочная японская борьба, которой владел сам Шерлок Холмс…
   Сергей рассказал мне,что его английский коллега, один из мировых лидеров современного бартитсу Тони Вульф, видел наш фильм о Холмсе, и весьма высоко отозвался о поединке у Рейхенбахского водопада, отражающего уникальный стиль приёмов борьбы Бартитсу.

  Получается, что так: " Слово «бартитсу» является акронимом имени создателя и японского Джиу-джитсу /БАРТон + джиу-джИТСУ/, и, по определению Бартона-Райта, означает «самозащиту во всех её видах».
Согласно описанию, данному создателем в серии статей, опубликованных в Pearson’s Magazine в 1899—1901 годах, основой бартитсу является джиу-джитсу Kory; и Кодокан дзюдо, которые Бартон-Райт изучал, живя в Японии. В дальнейшем боевое искусство включило в себя элементы британского бокса, французского савата, швейцарской народной борьбы, а также оригинальной системы оборонительного боя на тростях «Canne de combat», созданного швейцарцем Пьером Виньи. Со времён средневековья  были изветны атаки и защиты плащом. Собственно само направление фильмов с фехтованием именовалось "Плаща и шпаги". Бартитсу также включало обширную систему общей физической подготовки... Бартон-Райт рассказывал, что во время демонстрации бартитсу в Сент-Джеймс холле он победил семерых, более крупных чем он, противников за три минуты. Благодаря этому он стал членом престижного Bath-клуба и получил королевское приглашение выступить перед принцем Уэльским Эдуардом". Эти ценые свединия мне поведала в беседе известная переводчица многих книг и , в частности книги о Бестере Китоне, поклонница трюкового кино Юлия Моисеенко.


Фото Виктора Евграфова,репетирующего потерю равновесия на краю пропасти под руководством постановщика трюков Николая Ващилина....http://www.221b.ru/cherdak/foto/01/image061.jpg



Василий Ливанов к 60 летию Николая Ващилина  на сайте 221b



  http://www.221b.ru/cherdak/video/vbl-nnv/video.htm


Приложения.
От автора. По моему мнению Артур Конан-Дойл придумал  борьбу с названием БАРИТСУ , сокрыв для читателей в этом слове могическую силу приёмов БАРИТСУ , а посему я имел ту свободу придумывания и выбора приёмов с их магическим чудодействием, которые подошли бы исполнителям для реального исполнения и соответсвовали СТИЛЮ фильма. Таким образом  в процессе репетиций и поисков остались удушения со стороны нападавшего  с демонической настойчивостью Мориарти /Евграфова/ и защитные блоки и приёмы со стороны спасавшегося от Злодея  мистера Холмса /Василий Ливанов/. Враньё  Виктора Евграфова о его авторстве в создании схватки раскрывается тем фактом, что съёмки происходили на пологом берегу реки Геги после  водопада и не было там никакой пропасти ....Все его позы потери равновесия и возможного падения в пропасть были мною придуманы и тщательно отрепетированы с Виктором Евграфовым после приёма Холмса по освобождению от удушающего захвата за горло Мориарти-Евграфовым.
Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо , каскадёр и постановщик трюков ,доцент кафедры физвоспитания ЛГИТМиК  , кандидат педагогических наук ,инженер  Николай Ващилин


               
Барицу: как на самом деле дрался профессор Мориарти



Долгое время считалось, что Артур Конан-Дойль выдумал название единоборства, чьи приёмы применяли Шерлок Холмс и профессор Мориарти во время схватки у Рейхенбахского водопада в Швейцарии, как и самих участников поединка. Однако исследователи европейских боевых искусств не так давно установили – барицу (бартицу) существовала в реальности! С мира – по приёму Проживший три года в Японии английский инженер Эдвард Бартон-Райт вернулся на родину в 1898 году и сообщил, что создал новое искусство самозащиты. В основе были джиу-джитсу (дзю-дзюцу) и дзю-до, которые британец будто бы изучал в Японии. Но Бартон-Райт добавляет в своё синтетическое боевое искусство приёмы английского бокса, савата, швейцарской народной борьбы и боя на тростях «Canne de combat», созданного швейцарцем Пьером Виньи. Входил в барицу и комплекс серьёзной физической подготовки. Предназначалось единоборство для освоения средним классом, как сформулировали бы сегодня. В барицу входила как ударная, так и бросковая техника. Бартон-Райт умело использует рекламу и PR, раздавая направо и налево интервью в СМИ. Бартон-Райт создаёт в Лондоне клуб для занятий своей борьбой. Приглашает из Японии трёх инструкторов – учеников Дзигоро Кано. Нанял и Виньи, как ещё несколько именитых борцов и бойцов. Инструкторы, кроме обучения неофитов, должны были участвовать в публичных поединках с представителями других единоборств. Кроме «сарафанного радио», о поединках разносили информацию газеты. Вскоре в клуб влилась группа исторического фехтования под руководством Алфреда Хаттона, что позволило привлечь лондонскую богему и артистов. Слава барицу достигла королевской семьи и Бартон-Райт получил приглашение выступить перед Эдуардом, принцем Уэльским. Мероприятие не состоялось из-за травмы руки у основателя барицу. Неизвестно, было ли создано письменное изложение барицу, но единоборство изучало высшее офицерство Великобритании. Барицу была не спортом, а именно единоборством, обучающиеся постигали прикладные техники, годящиеся для применения в реальной схватке. Клуб закрылся в 1903 году, а две мировые войны не дали шанса единоборству вырасти во что-то более серьёзное, чем экзотический вид рукопашного боя. Возрождение интереса В двухтысячных годах начинается расцвет как смешанных единоборств, так и интереса к историческим европейским боевым системам. Барицу возвращается из забвения. Выясняется, что применяемые для обучения её адептов методики позволяют использовать их в тренировке бойцов ММА (англ. - Mixed Martial Arts), повышая эффективность поединка. Впрочем, любители седой старины не остались в стороне, возродив барицу. Немалую роль в этом сыграли поклонники шерлокианы. В одной только Великобритании их насчитывается более тысячи. И каждый год фанаты Шерлока Холмса посещают Рейхенбахский водопад, проводя, в том числе, поединки по правилам барицу. Есть секции барицу и в России.


Константин Барановский

Источник: Барицу: как на самом деле дрался профессор Мориарти
© Русская Семерка russian7.ru

Ещё одна статья о бартитсу моего друга и соратника Сергея Мишенёва в Яндек*Дзен


 
автор  Сергей Мишинёв


Авантюра для джентльменов. Подлинная история Бартона Райта.

Это наиболее полная статья о боевом искусстве бартитсу, которую я написал много лет назад для журнала Rich style.

Итак...

Великий авантюрист граф Калиостро в известном фильме «Формула любви» как-то раз, как бы невзначай заявил о себе: «Родился я в Месопотамии 2125 лет тому назад… В тот год и в тот час произошло извержение вулкана Везувий. Вероятно, вследствие этого знаменательного совпадения часть энергии вулкана передалась мне».

А в 1860 году случилось полное солнечное затмение невероятной силы. Достаточно сказать, что для его наблюдения РАН организовала экспедицию в Испанию (откуда оно особенно хорошо наблюдалось), а астрономы всего мира впервые зарегистрировали солнечные выступы – протуберанцы – и наиболее удачливые даже сфотографировали их. Максимальная ширина полосы полной фазы затмения составила при этом 198 километров…

И именно в этом году, в Индии, в почтенном семействе английских подданных Райтов родился мальчик, названный при крещении Эдвард Уильям. Неизвестно, передалась ли новорожденному часть энергии затмения, но ему суждено было стать авантюристом не меньшим, чем Калиостро. Но только в совершенно особой области: в области боевых искусств…двард Уильям Бартон Райт в окружении своего мира. Коллаж энтузиастов бартитсу.

Эдвард Уильям Бартон Райт
Эдвард Уильям Бартон Райт

…В 1898 году, в новомодном английском издании Pearson`s Magazine вышла большая оригинальная статья, провозглашающая создание нового, невиданного ранее боевого искусства для джентльменов со странным названием бартитсу (bartitsu). Автор статьи, некто Эдвард Уильям Бартон-Райт (Edward William Barton-Wright), тоном, не допускающим сомнений, заявлял, что данный стиль боя является самым полным видом самозащиты, из всех, что существовали ранее. В самом деле, при ближайшем рассмотрении оказывалось, что бартитсу является не изобретением, а лишь удачным собранием наиболее эффективных форм противостояния человека человеку. Четыре кита, на которых базировалась новая школа, это английский бокс, французский сават, японское джиу-джитсу и швейцарское фехтование тростью. Дополнительными элементами в бартитсу вошли швейцарская поясная борьба «швинген» (schwingen) и оригинальная система физической культуры. Кроме того, Бартон-Райт, почувствовав себя к тому времени еще и целителем, добавил в свою универсальную систему различные терапевтические процедуры, связанные с применением тепла, вибраций, света и излучения. Таким образом, никому неизвестный на тот момент джентльмен оказался первым лидером, объединившим боевые искусства Востока и Запада. Именно это первенство автор и закрепил в необычном названии вида: слово «бартитсу» он, недолго думая, составил из первой части своей фамилии и второй части слова «джиу-джитсу».

Бартитсу
Бартитсу

Пожалуй, для подобных амбиций Бартон Райт имел некоторые основания.

Семья железнодорожника Райта в течение многих лет свободно перемещалась по миру, следуя за направлениями Британских интересов. Таким образом, с самого рождения Эдвард Уильям жил в самых экзотических странах: Индии, Португалии, Малайзии, Сингапуре, Японии. Местное население не всегда дружелюбно относилось к семьям колонизаторов. Стычки с представителями оригинальных боевых культур и стали первыми университетами Бартона Райта. В дальнейшем, он любил рассказывать, как ему приходилось отбиваться от аборигенов-злоумышленников, многие из которых были вооружены. Подобный вынужденный опыт и лег в основу будущего бартитсу.

Другим важным составляющим звеном бартитсу стала отчетливая социальная ориентация. К концу XIX века окончательно сложился средний класс, чьё благосостояние заметно превышало некий условный прожиточный минимум. Именно эти джентльмены стали основной добычей армии уличных грабителей. А между тем, к этому времени, английский закон уже существенно ограничивал возможности ношения и употребления оружия. Таким образом, законопослушный джентльмен (человек с кошельком и без оружия) оказался практически беззащитным перед бандитами.

Бартитсу для женщин
Бартитсу для женщин

Да, джентльмен мог посвятить все свободное время боксу и, таким образом, подготовить себя к уличной стычке. Но далеко не каждый был готов менять привычный образ жизни ради достижения весьма условного спортивного результата. Зато бартитсу открывало неожиданные возможности для проявления боевой эффективности практически мгновенно! Ведь все обучающие программы этой системы были построены не от техники, а от тактики. То есть, вместо долгих лет отработки малопонятных движений, клиент на первых же занятиях получал конкретные ситуационные этюды, которые запросто перекладывались на самые разнообразные уличные ситуации: противник с ножом, противник с кастетом, противник с дубинкой, противник с шестом, несколько противников…

Собственно, сугубо прикладная самооборона и стала основным коньком Бартона Райта. В отличие от пожизненного служения профессиональных бойцов, фехтовальщиков аристократов, тренеров и спортсменов он предлагал защиту, не меняющую привычный образ жизни.

С 1898 по 1900 года, на страницах того же Pearson`s Magazine, Бартон-Райт настойчиво напоминал о достоинствах новой универсальной школы, призывая всех истинных джентльменов не откладывая приступать к занятиям. Одновременно с этим в Лондоне начались показательные выступления мастеров бартитсу, в которых принимали участие национальные носители мастерства самого высокого класса, а в 1899 году выходит в свет его программная книга «Как стать сильным человеком» (How to Pose as a Strong Man).

Венцом деятельности Эдварда Уильяма Бартон-Райта можно считать 1900 год. Именно в этом году, в лондонском квартале Сохо, отец-основатель открыл Бартитсу Академию Оружия и Физической Культуры (Bartitsu Academy of Arms and Physical Culture), неофициально называемую клубом бартитсу. Заведение отвечало самым высоким требованиям. В январе 1901 года, журналистка Мери Ньюджент (Mary Nugent) написала об Академии: «Огромный подземный зал, сверкающие белым кафелем стены, электрический свет и чемпионы, бродящие как тигры».

К этому времени, арсенал бартитсу пополнился всеми мыслимыми средствами законопослушной самообороны. К трости добавился зонтик, котелок и даже… велосипед. А знаменитый учитель фехтования капитан Альфред Хаттон открыл, на базе Академии класс старинного фехтования (fencing antiquarians).

Велосипед как оружие бартитсу
Велосипед как оружие бартитсу
Историческое фехтование в академии бартитсу
Историческое фехтование в академии бартитсу

Однако идиллия длилась недолго. Академия бартитсу не выдержала конкурентной борьбы с более традиционными и (что немаловажно) более дешевыми клубами. Дополнительные трудности возникли из за нескольких неудачных показательных выступлений, где ставленники Бартона-Райта «подмочили» репутацию Alma Mater. В довершение всех бед, наиболее авторитетные инструктора академии, такие как японские мастера Юкио Тани (Yukio Tani) и Садеказу Уениси (Sadakazu Uyenishi) и швейцарский авторитет Пьер Виньи (Pierre Vigny), внезапно открыли собственные школы, первыми учениками которых стали, как и полагается в подобных неджентльменских случаях, клиенты, пришедшие по рекламной компании Бартона Райта.

Юкио Тани и Садеказу Уенисе
Юкио Тани и Садеказу Уенисе
Пьер Виньи
Пьер Виньи

Этого удара основатель школы не выдержал. Уже в 1903 году Академия Оружия и Физической Культуры закрылась навсегда…

Как это ни парадоксально, в этом же году бартитсу суждено было сделать шаг в бессмертие.

В 1893 году, великий Артур Конан Дойль (Arthur Conan Doyle), игнорируя общественное мнение и мольбы матери, жестоко расправился с собственным литературным героем Шерлоком Холмсом. С этого момента он сделал ставку на свои длинные и скучные исторические романы, которые, однако, не приносили желаемого дохода. Писатель никак не мог понять, почему публика отвергает его серьезные произведения и требует воскрешения Холмса! Наконец, в 1903 году, Конан Дойль сдается и пишет один из самых нелепых своих рассказов «Пустой дом», в котором более-менее искусно оживляет Шерлока Холмса. Но для придания наибольшей правдоподобности истории, писателю понадобилось ввести в нее что-нибудь необычное, из ряда вон выходящее. То, что могло бы оправдать через чур резкий поворот сюжета. И вот, Конан Дойль вспомнил, что три года назад он посетил великолепное шоу новой школы боевых искусств. Ведь именно эта школа обещала своим адептам абсолютную неуязвимость даже в самых смертельных схватках! Вот только странное название… Сэр Артур порылся в ворохе старых газет, и извлек пожелтевшее объявление о предстоящем показательном выступлении клуба баритсу (baritsu). Именно так! Дотошные современные исследователи даже смогли отыскать ту самую газету, в которой невнимательный редактор допустил забавную опечатку, исказив авторское название Бартона-Райта бартитсу.

Сэр Артур Конан Дойль
Сэр Артур Конан Дойль

Сам Эдвард Уильям Бартон-Райт в это время сдавал ключи новым арендаторам помещения на престижной Шафтсбери авеню, где еще совсем недавно блистала новая школа борьбы для истинных джентльменов.

Впрочем, он не собирался сдаваться. Его дальнейшая жизнь нисколько не напоминает отшельничество патриарха. Из области единоборств Бартон-Райт переключился на медицину, пытаясь лечить людей электричеством, а так же недавно открытой радиацией. Ходили слухи, что он пытался продолжить преподавание бартитсу до 20-х годов, но, конечно, без прежнего размаха.

Уже в 1950 году, девяностолетний Бартон-Райт дал интервью новому изданию «Budokwai» посвященному единоборствам, признавшись, что самооборона оставалась страстью всей его жизни.

Пожалуй, к этому моменту он оставался последним носителем мастерства бартитсу.

Однако, ровно через полвека группа энтузиастов заинтересовалась этим почти неизвестным, но легендарным (благодаря Конан Дойлю) стилем боя.

В 2001 году, английский библиофил Ричард Боуэн (Richard Bowen) извлек старые статьи Бартона-Райта и опубликовал их в интернете. Эффект этих публикаций превзошел все ожидания! В мире тут же появились любители и исследователи бартитсу, многие из которых имели довольно серьезную подготовку в области других единоборств.

В 2002 возникла Международная Ассоциация Энтузиастов Бартитсу (International Association of Bartitsu Enthusiasts). Вскоре эти самые энтузиасты выделили сразу два направления в изучении своего единоборства: каноническое и необартитсу. Первое направление отвечало за историческую правду вида. Второе – скорее наоборот. Под необартитсу сейчас подразумеваются самые разнообразные ответвления системы Бартона-Райта, схожие со своим первоисточником лишь по стилистическим признакам. При этом необартитсу требует от своего адепта очень серьезной физической подготовки, что, как мы знаем, совершенно не требовалось от посетителя клуба бартитсу начала двадцатого века.

Тони Вульф
Тони Вульф

Из первых энтузиастов Ассоциации, наибольшее значение в мире приобрел Тони Вульф (Tony Wolf) – американец новозеландского происхождения. Этот небольшой, быстрый мастер обладает великолепной техникой и неустанно проводит семинары по каноническому бартитсу, самый дорогой из которых, как и положено, проходит у подножия Рейхинбахского водопада. Учитывая, что в 2005 и в 2008 годах Тони выпустил два толстых тома по истории и современному состоянию бартитсу, можно без преувеличения признать его мировым лидером этого искусства.

Автор и Тони Вульф на семинаре в Савоне (Италия)
Автор и Тони Вульф на семинаре в Савоне (Италия)

При этом направление необартитсу активно пропагандирует итальянский активист Ран Артур Браун (Ran Artur Braun). С его деятельностью связано, кстати, и проникновение бартитсу в Россию.

Автор и Ран Артур Браун на семинаре в Сенкт-Петербурге.
Автор и Ран Артур Браун на семинаре в Сенкт-Петербурге.

1 ноября 2009 года, на базе Школы Фехтовальных Искусств Сергея Мишенёва, Ран Браун провел первый шестичасовой семинар по бартитсу. Выпускники семинара получили авторитетные дипломы, а Ран отправился в Италию, чтобы зарегистрировать там Русский Клуб Бартитсу, действующий теперь в рамках международного.

Тони Вульф и Ран Артур Браун
Тони Вульф и Ран Артур Браун

В чем секрет такой внезапной популярности неактуального, казалось бы, боевого искусства викторианских джентльменов?

Рассматривая старинные фотографии, на которых усатые мужчины, даже не снимая цилиндра, заваливают бандитов, я не перестаю удивляться одному: глубокому чувству собственного достоинства, которым преисполнены адепты бартитсу. Такое впечатление, будто бы система специально была создана для того, чтобы граждане могли эффективно защищать себя, не теряя лицо. Эстетика, вся внешняя атрибутика вида такова, что глядя на мастера бартитсу, понимаешь: это не спортсмен, не боец, не спецназовец. Это – джентльмен.

И возможно, именно это джентльменство, эта тяга к той далекой, утонченной культуре, привлекает в ряды бартитсу все новых и новых членов.


Экспресс -газета. На смерть Виктора Евграфова.

Исполнители ролей Холмса и Мориарти ненавидели друг друга
   27 ОКТЯБРЯ 2021, 04:30  3573 ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Виктор ЕвграфовВ фильмографии актера-каскадера около трех десятков фильмов, но в памяти зрителя он навсегда останется главным врагом знаменитого сыщика. Фото: кадр из фильма
20 октября не стало актера Виктора Евграфова. Многим его имя ни о чем не говорит, хотя одну из трех десятков его ролей знают все: это наш советский профессор Мориарти.
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях
; Театральная карьера выпускника ГИТИСа Виктора Евграфова не заладилась, хотя он был одним из лучших на курсе. И актер решил стать каскадером. В конноспортивной школе его приметил режиссер Игорь Масленников и пригласил на роль в драме «Ярославна, королева Франции».

; Мориарти должен был играть Иннокентий Смоктуновский. Евграфова звали дублером в опасные сцены. Но Виктор Иванович придумал образ: небольшой горбик и немигающий взгляд. Режиссеру понравилось. Евграфова утвердили.

; Волжский говор уроженца Самары англичанину совсем не подходил. Поэтому Мориарти озвучил Олег Даль.

; Евграфов и Ливанов познакомились еще на съемках «Ярославны…», уже тогда их отношения были натянутыми. Исполнитель роли Холмса обожал застолья, Виктор их терпеть не мог. На этой почве, по слухам, чуть ли не до драки дошло. Но неприязнь пошла на пользу делу: обоюдную ненависть детектива и преступника даже изображать не пришлось.

; Как-то в Туркмении каскадера остановил узнавший в нем Мориарти зритель. Умолял обучить приемам борьбы из кино. Артур Конан Дойл назвал ее «бартитсу». Не найдя никакой информации о ней, Масленников и постановщик трюков Николай Ващилин сами придумывали приемы. И лишь через много лет узнали, что боевое искусство бартитсу изобрел в XIX веке британец Эдвард Бартон-Райт, совместив в нем технику нескольких известных единоборств. Правда, популярность этого вида быстро заглохла.

«Виктор
Виктор Евграфов. Фото: Kinopoisk.ru
; В 1996-м на съемках картины «В империи орлов» Евграфов исполнял рискованный трюк. Чтобы не столкнуться с замешкавшимся коллегой, прыгнул не на мат, а на деревянную палубу корабля. Получил переломы позвоночника, ребер, повреждение легкого. Врачи чудом вытащили его.

; Евграфов вернулся в Самару. Разработал собственную систему реабилитации, сумел восстановиться, хотя врачи не давали ему шансов. В кино больше не звали, некоторые коллеги вовсе думали, что каскадера нет в живых. Виктор Иванович стал преподавателем Института культуры, руководил студией исторического трюка «Коловрат» и детским театром «Витражи». В 2000-х снялся в нескольких эпизодических ролях.

; Советская экранизация рассказов о Холмсе признана в Великобритании наиболее близкой к оригиналу. А в Новой Зеландии в честь Холмса Уотсона и профессора Мориарти в исполнении Евграфова выпущена памятная монета.

Анна Полякова



ВИКТОР ЕВГРАФОВ   СВЕЖИЙ НОМЕР

Приёмы баритсу - в жизнь !
 

Александр Седов  опубликовал перевод рецензии

Американская рецензентка завершает свой отзыв на советский сериал про Шерлока Холмса. Первые две части её обзора (в моём переводе) я публиковал ранее (первая и вторая). Финальная точка ставится на сериях "Смертельная схватка" и "Охота на тигра" - соответственно, на "гибели" Холмса и на его чудесном воскрешении из пучин Рейхенбахского водопада. Стиль рецензии остался прежний - совокупность заметок и замечаний на полях. Стоит ли повторять, что в целом сериал она оценила весьма высоко, однако нашла и досадные, на её взгляд моменты. Во время просмотра она иногда вспоминала английский классический сериал с Джереми Бреттом, который был создан несколькими годами позже нашего, поэтому в её рецензии нашлось место и элементам сравнительного анализа.

Возвращение Холмса превосходно!
Автор: astronbookfilms (galaxyture) / ноябрь 2017 г.

ссылки на английский текст - первая и вторая

перевод - А. С.

Британская экранизация рассказа «Последнее дело Холмса» (из шерлок-холмсовского сериала студии «Гранада») начинается с печального вступления Ватсона – оно дает зрителю почувствовать, что его ждёт грустная история. Однако в ней случаются и моменты умиротворения. «Смертельная схватка» (в русском сериале) обходится без закадрового комментария Ватсона, но серия воспринимается намного печальнее.

Хорошей идеей было добавить в сюжет ссылку на Себастьяна Морана.

Маскировка Холмса в поезде соответствует его обычным стандартам. Тем не менее, ему удаётся ошеломить Ватсона и сбежать от Мориарти.

Меня немного удивляет, что Холмс мог подумать, будто Ватсон способен вернуться в Англию из-за того, что Холмс — опасный спутник. Когда это опасность мешала Ватсону сопровождать Холмса?

Как всегда Ливанов и Соломин блестяще справляются со своей задачей. За их личным актерским талантом и общением приятно наблюдать.

У Мориарти в русском сериале есть одна буквально монструозная особенность. Его вечно сгорбленная фигура напоминает разного рода злодеев из классической литературы и фильмов ужасов. Я оценила также, что этот Мориарти ещё и мастер «баритсу», но меня разочаровало то, что он показан скорее с точки зрения физической угрозы, чем как интеллектуальный враг.

Огромная доля привлекательности Мориарти как злодея заключается в том, что он не уступает Холмсу. Разумеется, Холмс — хороший боец, но уникальным его делает интеллект и способность к дедукции. Нам лишь вкратце рассказывают о шайке Мориарти, и, честно говоря, наличие Человека-волка и Морана на его службе никак не играет в его пользу. Принимая во внимание, что в самом начале сериала Ватсон подозревал Холмса в том, что тот – мозг преступного мира, повествование могло бы развить сюжетную линию с настоящим криминальным авторитетом.

Понимаю, что отчасти это связано с тем, что Конан Дойл был так одержим идеей прикончить Холмса, что сильно торопил историю, однако даже ему в гораздо большей степени удалось продемонстрировать, что Мориарти – настоящий Наполеон преступного мира. Современная аудитория в курсе, что Холмс на самом деле не погиб, и это подталкивает к большему присутствию Мориарти в сюжете, в противном случае из Мориарти получается очередной бандит. Русский сериал придерживается канонических сюжетов, однако в тоже время постановщики стремились усовершенствовать истории. Как бы я хотела, чтобы они показали, что Мориарти на самом деле был Наполеоном преступного мира.

Какой прекрасный момент – слёзы Ватсона падают на письмо Холмса.

Во время первого просмотра мне казалось, что Питер Штайлер переигрывает со своим горем, но во втором просмотре я поняла, что он вмещает в себе всех тех, кому Холмс помог. Ватсон и миссис Хадсон не единственные, кто стал бы оплакивать его смерть. В каком-то смысле его можно рассматривать как замену зрительской аудитории и первых читателей, которые оплакивали смерть Холмса настолько по-настоящему, что Конан Дойл вынужден был его воскресить.

Фраза «носить заряженный револьвер в кармане пиджака» (Keeping a loaded firearm in your jacket pocket) не так сильно играет на нервах, нежели каноническая из рассказа: «Опасная это привычка — держать пальцы на револьвере в кармане халата». Конечно, с субтитрами нельзя быть уверенным на 100%,, что реплики переданы верно, тем более что в них мелькает «Moriarti». (К тому же, это американские английские субтитры, которые, естественно, отвлекают сильнее, чем даже странный выбор слов. От этого голова кругом.)

Сцена схватки над водопадом гораздо ближе к иллюстрациям Сиднея Пейджета, чем в сериале студии «Гранада». И длится она дольше. В этом эпизоде действительно создавалось ощущение, будто я наблюдаю за тем, как оживает написанная Дойлом история.

Понимаю, что этот обзор не такой вдохновляющий, как большинство моих рецензий. Я думала пропустить его, но решила, что было бы странно публиковать отдельные тексты по «Королю шантажистов» и «Охоты на тигра», не включив этот. Отзыв на экранизацию «Пустого дома» будет более позитивным.

«Amazon» считает, что название серии – «Смертельная спираль» (The Mortal Coil). Каким бы ни было название, я очень рекомендую этот фильм.

Стало общим местом говорить о том, что в «Собаке Баскервилей» Ватсон выступает в роли сыщика-одиночки, но тоже, в общем, верно и в отношении «Охоты на тигра». Неспособность Ватсона должным образом защитить Рональда Адера добавляет ещё одно измерение к этой истории. С его помощью можно как ослабить роль Ватсона, так и добавить больше личного участия в первую половину серии.

Мне понравились эпизоды, где показано общение между Ватсоном и миссис Хадсон.

У меня стойкая неприязнь к сюжетному приёму «сыщик под обвинением» из-за того, что в серии книг про мальчика-детектива «Энциклопедия Браун» этим приёмом частенько злоупотребляют, но обвинение Ватсона в убийстве следует признать интересным ходом. Здесь, правда, обыгрывается распространённый штамп «Лестрейд – полный идиот».

У этого Ватсона не так много шансов продемонстрировать свою язвительность, но мне нравится его саркастический комментарий о том, что он, видимо, стрелял в Рональда Адера, вися в воздухе на крыльях.

В отличие от канонических рассказов, и Холмс, и Мориарти оказывается специалистами по баритсу. Из всех Мориарти, которых мне довелось видеть, в русском сериале, пожалуй, самый монструозный и по-настоящему страшный.

Сериал отводит специальное время, чтобы показать боль Ватсона и миссис Хадсон от их утраты. Замечательный момент – Ватсон пытается играть на скрипке Холмса.

Сцена воссоединения — одна из самых трогательных среди всех экранизаций Шерлока Холмса, какие мне довелось видеть, и это касается не только конкретной сцены возвращения Холмса, но и любой другой. Василий Ливанов превосходно умеет «говорить взглядом», выражение его лица меняется от приветливой радости к беспокойству за Ватсона, когда тот теряет сознание. Между Холмсом и миссис Хадсон не так отчётливо демонстрируется взаимная привязанность, как в некоторых других экранизациях, и всё же нельзя не заметить заботливость, с какой Холмс относится к ней. Честно говоря, не знаю, правильно ли это, что у зрителей есть возможность наблюдать за тем, как Холмс снимает с себя грим. Но даже если вы в курсе, что книготорговец — Холмс, этот момент придаёт сцене совершенно другое звучание, нежели когда Холмс проделывает свой фокус тайком. И ещё прекрасные штрихи: как Ватсон носил траурную ленту, и как его лицо озаряет улыбка, когда он снял ленту во время разговора с Холмсом.

Солдатское прошлое Ватсона часто подчёркивается, но, в отличие от образа солдата в западной поп-культуре здесь он ещё готов демонстрировать свои эмоции. Уединившись в квартире на Бейкер-стрит, он даёт волю своим эмоциям, вспоминая своего друга Холмса, и винит себя за то, что предал Холмса, не имея возможности выполнить последнюю его просьбу. Миссис Хадсон видит, как он убивается по Холмсу, но Ватсон даже не пытается скрыть от неё своё горе.

С Ватсоном происходило много странных вещей с тех пор, как он пустился с Холмсом в совместные приключения, но вдруг вы замечаете, как он не уверен в себе при появлении Холмса. Его первые слова, обращённые Холмсу: «полиция хочет арестовать меня» — звучат как призыв к Холмсу о помощи. Ватсон в исполнении Соломина — один из наиболее компетентных Ватсонов, но в этот уязвимый момент он, говоря литературным жаргоном, — «джентльмен, попавший в беду».

Желая доказать самому себе, что Холмс действительно живой, Ватсон близко подходит к нему и осторожно его касается, — вот как сильно Ватсон настрадался. А как он рыдает на плече Холмса – просто душераздирающее зрелище.

Холмс пускает слезу в ответ на реакцию Ватсона и миссис Хадсон, и, кстати, её партия также прекрасно сыграна, отнюдь не абстрактно. Что мне больше всего нравится в русском сериале, так это то, что и Холмс, и Ватсон могут быть мужественными, но ни один из них не демонстрирует гипермачо-идиотизма, который перенимают некоторые мужчины.

Серия также отличается от рассказа тем, что до самого конца серии Холмс не рассказывает Ватсону, как ему удалось выжить. Все объяснения случается перед пылающим камином на Бейкер-стрит, и такой вариант мне кажется привлекательным. Вместе с тем я задаюсь вопросом, привела ли к этому изменению более эмоциональная реакция со стороны Ватсона, Холмса и миссис Хадсон.

В финальном разговоре с Холмсом мы слышим, как Ватсон признаётся в своём чувстве вины, однако Холмс настаивает на том, что виноваты они оба. Холмс оправдывает это чувство, заявляя, что оно присуще каждому хорошему человеку, когда злодею удаётся сделать своё чёрное дело. Мне кажется, это интересный момент, потому что в западном обществе чувство вины часто ассоциируется с религией, особенно с христианством. Шерлок Холмс даже отдаленно не был религиозным, а Советский Союз официально считался атеистическим.

Схватка с Мораном короткая. Мне понравилось, как Ватсон в исполнении Соломина предложил помочь обезвредить Морана.

У Ливанова и Соломина прекрасная комическая взаимодополняемость. Этот сериал определенно стоит посмотреть всем, кто ценит канонического Холмса и хорошую актёрскую игру.