Лаокоон с сыновьями

Константин Рыжов
«Лаокоон с сыновьями». Мрамор. Ватикан.

Наряду с Пергамом одним из главных экономических и культурных центров эллинистического мира был остров Родос. Огромные богатства, полученные в результате морской торговли, позволили  пышно украсить столицу острова город Родос. Древние авторы пишут, что здесь располагалось около сотни колоссальных статуй, включая сюда знаменитый «Колосс Родосский»  - огромный бронзовый кумир Гелиоса высотой около 30 м. К сожалению, ни одна из этих статуй не сохранилась.

Наряду с колоссами для родосской скульптуры были характерны многофигурные композиции на сюжеты остродраматического характера.  При этом  родосские ваятели  стремились не столько  к раскрытию внутренней патетики образа, сколько к воплощению сложных повествовательных сюжетов. Одним из немногих дошедших до нас шедевров родосской школы является группа «Лаокоон», изображающая гибель троянского жреца Лаокоона и его сыновей. Ее создали около 40 г. до Р.Х.  три родосских мастера – Агесандр, Афанодор и Полидор. Группа была обнаружена в 1506 г. среди развалин одного из императорских дворцов Древнего Рима и на протяжении нескольких столетий пользовалась большой славой во всех европейских странах. Сюжет ее заимствован из легендарных сказаний о падении Трои. Согласно мифам, после безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, в котором спрятался отряд воинов. Жители города собирались ввести коня в город, но Лаокоон прозорливо предупреждал их о грозящей опасности. За это боги, покровительствующие грекам, наслали на Лаокоона двух огромных змей, которые задушили его вместе с сыновьями.

  Страшная сцена смерти Лаокоона и его детей изображена с виртуозным мастерством и подчеркнутой наглядностью. Младший сын уже задохнулся в тисках змеи, старший напрасно молит отца о помощи. Сам Лаокоон, которого жалит одна из змей, еще пытается  бороться с чудовищами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта вырывается немой крик отчаяния, а в глубоко запавших глазах – выражение мучительной боли. Группа мастерски развернута  в одной плоскости, так что сразу воспринимается с одной фронтальной точки зрения.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Культура Древнего Рима http://proza.ru/2010/07/27/1457