Секрет женщин острова Гайана

Евгения Серенко
               
   За окном – зима.
   За окном – мороз.
   Снег, метель, река в ледяных оковах.

   И в квартире – мороз. Муж уткнулся в экран монитора: то ли читает, то ли думает о своём. И жена – в который раз вытирает посуду, переживая свои обиды.

   За окном – зима. И в квартире – зима.

   А где-то далеко-далеко, в незнакомом другом полушарии есть волшебная страна Эльдорадо. Там горы – из золота, реки – из серебра. На реках звенят водопады, на крутых берегах – кусты, а на них не ягоды – изумруды; и, как искорки радуги, цветут там и тут орхидеи...


***


   Как ухаживать за орхидеей?
 
   Гугл знает всё. Даже больше, чем всё.
   Оказывается, поливать орхидею нужно раз в десять дней – но можно и раз в неделю. Вода должна быть чуть тёплой – но может быть и горячей. Нельзя проливать все корни насквозь – но кто-то советует мыть её в душе. Горшок должен быть прозрачным – но лучше всего орхидея растёт в керамической вазе. Она любит солнечный свет – но можно поставить и дальше от света...

   Я не знала, чему верить, и решила ухаживать за орхидеей так же, как за всеми другими цветами. С годами орхидей появлялось всё больше, а с ними пришел и опыт.
   
   Моя новая клиентка была из Гайаны – страны, которая, если верить преданиям  индейцев карибов, когда-то звалась Эльдорадо.
   
   Я вошла в ее квартирку и ахнула: у окна на стеклянном столе стояли двадцать три орхидеи. И почти все цвели.
 
 - Леона, красота-то какая!

   Я видела, как она поливает свои орхидеи, как обрезает, подкармливает... Я делала всё то же самое, но мои орхидеи спали по несколько месяцев, а то и по году, а у Леоны чуть отцвели – и опять начинали цвести.

 - Леона, ты знаешь секрет.
 
 - Да нет никакого секрета, - удивлялась она. – Орхидеям положено радовать глаз – вот и радуют круглый год.

 - Почему ж у меня они спят? - удивлялась я, и однажды Леона сказала:

 - Я поняла, почему у тебя они спят. Расскажи, как начинается твое утро.

   Я рассказала.

 - И всё?

 - Да... разве этого мало? И так кручусь, как белка в колесе.

 - А «Доброе утро»? А поговорить с орхидеями? Пожелать им хорошего дня?

 - Леона!?

 - Потому они и спят, что им незачем торопиться тебя порадовать. Ты занята и без них. А подойди к ним, погладь, пошепчи, скажи, как они красивы. От доброго слова цветы распускаются.

 - Я поняла. Спасибо, Леона.


***


   За окном – зима.
   За окном – мороз. Снег, метель, река в ледяных оковах.
 
   И в квартире – мороз.
   Муж уткнулся в экран монитора: то ли читает, то ли думает о своём. И жена – в который раз вытирает посуду, переживая свои обиды.

   Да что ж ты сидишь?
   Подойди, обними, скажи... «Что сказать?» А раньше что говорил – до борщей, пирогов и невкусного кваса? Ну, не получается у неё борщ, как у твоей мамы, и что? Поезжай к своей маме, наешься борща – под завязку, до крика. И квас. Конечно, не может она приготовить тот квас, что готовила твоя бабушка. Раньше какой хлеб был? Ржаной – значит, из ржи. А сейчас? Одна химия. Забудь ты об этом квасе – налей себе чай, или кофе, или что ты там пьёшь. И пирог... Соды она, видите ли, переложила! А ты подойди, обними: «Да ты ж моя любимая, ты ж – моя красивая». Да шёпотом, да тихонечко. Да она тебе не то, что соды не переложит – она тебе такое испечёт... такое испечёт... я и придумать не могу, что она тебе испечёт!

   От доброго слова цветы распускаются.
   А уж женское сердце – нежней всяких цветов.

   Никакое Эльдорадо не нужно.