Самый дорогой подарок

Мария Строева
У нас с сестрой разница в возрасте была ровно двадцать лет. На кануне 1943 года ей было пять.. На Васильевском острове остался всего один работающий детский сад, куда собирали детей, родители которых отказались от эвакуации. В детском саду, кроме кусочка хлеба давали жидкий суп из столярного клея, в котором плавали картофельные шкурки, но и это продолжалось недолго. В основном в садик ходили из-за того, что там постоянно топились три буржуйки, благодаря этому уменьшались человеческие энергозатраты. У кого родители были на казарменном положении, то есть не только работали, но и жили на производстве, оставались в садике ночевать. Но всё же это был не детдом, а детсад.
В булочной, в канун нового года, карточки отоваривали на выбор: или кусочек хлеба, или пять маленьких, так называемых, соевых батончиков. Сои там не было совсем. Из чего они были сделаны не знал никто, но то, что туда был добавлен глицерин, было очевидно. Конфеты имели сладковатый вкус. Бабушка пришла домой, конфеты положила на блюдце, поставила наверх, в буфет. Галка долго кружила вокруг буфета, но бабушка сказала, что конфеты на Новый год. Когда бабушка задремала у горячей буржуйки, Галка подставила стул и достала блюдце. Конфет было десять, пять для бабушки, и пять для внучки. Она знала, что конфеты сосчитаны и легко решила проблему. Взяв тонкий, острый нож, она все десять конфет аккуратно подрезала с двух сторон. Количество оставалось прежним. Послюнив палец, Галя аккуратно собирала срезанные крошки и отправляла их в рот. Вечером, бабушка посмотрев на конфеты, сказала:"Вроде короче стали." Но сообразительная Галка заметила:"Ты бабушка просто кушать хочешь, вот тебе и кажутся конфеты короче."
Первого января в детском саду была Новогодняя ёлка для детей. Ёлка стояла в центре зала, на ней висели редкие игрушки, в основном из папье-маше. На хоровод сил не было. Спели несколько песен, потом трое детсадовцев прочли стихи. Дети получили долгожданный морковный чай и по три настоящих, ржаных,ещё до блокадных сухарика. Потом воспитательница стала снимать с ёлки игрушки и раздавать детям. Галке достался осёл играющий на контрабасе, из басни Крылова "Квартет". Основная ценность игрушки была в том, что её невозможно было разбить. Праздник близился к концу. Пожилая воспитательница изображавшая деда Мороза, пообещала детям с помощью волшебного посоха прогнать фашистов с Земли Русской. В этот момент двери в зал распахнулись, вошли двое военных в тулупах и шапках-ушанках. Они поставили на стол два ящика настоящих зелёных яблок с красными полосками, сказав при этом, что на Ладоге несколько машин разбомбило, а яблоки всплыли. Вот они багром их подцепили, выловили и на Новый год решили детям подарить. В молоденьком лейтенанте Галка признала своего соседа по дому, Веркиного дядю. Она кинулась к нему, крича:"Дядя Петя здравствуйте!" Он внимательно посмотрел на неё:"Ты Вера? Моя племяшка?" Галка сказала:"Вера давно померла, ещё осенью, а я Галя, соседка ваша." Выступили военные с короткой речью, пообещав отомстить за всех погибших и бегом, на линию фронта.
Домой Галка шла счастливая неся в кармане яблоко, которое пахло летом и бумажного ослика. Вдруг, на подходе к своему дому она увидела женщину, которая быстро схватив Галку за руку, стала тянуть её к себе. Девочка сопротивлялась, женщина несмотря на истощение была сильней. Галка плакала и упиралась из последних сил. Проходивший мимо военный сказал:"Нехорошо маму не слушаться." Умненькая девочка, сказала:"Это не мама, а баба яга, она меня съесть хочет." Отбил военный Галку, до квартиры проводил и ещё кусок сахара дал из своего пайка.
Каждый раз, на Новый год, моя сестра вспоминала блокадный подарок. Подарок 1943 года был самым лучшим подарком в её жизни.
Ослик из "Квартета" перешёл её детям, потом внукам. До сих пор, наряжая ёлку модными шарами внуки не забывают повесить на ёлку бабушкиного картонного ослика.