47. Заключенные в стране социализма

Михаил Самуилович Качан
На фотографии "Заключенные строят..."


В детстве брат моей мамы, воевавший в Первой конной армии, дядя Миша, и побывавший «за измену Родине» на Колыме в начале 30-х годов, немного рассказывал мне о жизни в лагере. Кроме того, уже вышло из лагерей и поселений значительное число репрессированных, а потом реабилитированных людей. И кое-что просачивалось в уши обывателя. Так что я думал, что представляю себе эти ужасы. Но то, что я прочитал в «Одном дне», выходило за все рамки моих представлений.

Это был ужас! Оказывается, вот, что у нас творилось совсем недавно! Сколько же людей прошли через лагеря? Миллионы... Но сколько миллионов? И сколько там погибло!

Сейчас уже написано о лагерной жизни очень много. В том числе, вскоре мы читали в самиздате «Архипелаг Гулаг» Солженицына. Читали и ужасались. Но никогда не забыть того первого шока, который был вызван «Одним днем».

Как было стыдно за страну! За вранье вождей! За свою жизнь, которую я прожил в неведении, думая, что живу в самом лучшем мире, самом благородном, самом гуманном.

И, видимо, именно тогда я навсегда избавился от почтения к вождям всех уровней. Потому что они все знали и молчали. Эта горстка людей обманывала целый народ.

Вот позорище!

И мне стало понятно молчание моих родителей. Их страх. И шёпот. Чтобы я не услышал. Они боялись за меня. Дурачка. А я именно дурачком и был. Восторженным дурачком. Теперь я это понимал.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/25/312]