Кошачьи истории

Ади Гамольский

   
1. БИГИ
      Помню, что до моей женитьбы в нашем доме постоянно проживали представители кошачьего племени. Особых хлопот нам они не доставляли, прежде всего, потому, что жили мы всегда в одноэтажных домах и кошки могли свободно входить и выходить из дома. После женитьбы и появления детей, у нас с женой как-то не возникала потребность в обзаведении кошками. Дети решили эту проблему за нас сами. Однажды, когда я вернулся из очередной командировки, мне под ноги подкатился чёрненький, пушистый комочек. Это был котёнок. Из-за чёрного окраса его назвали, естественно, «Бегемот» (а как же иначе?), или сокращённо «Биги». Со временем он вырос в статного, абсолютно чёрного кота с шикарным пушистым хвостом и желтыми глазищами.

     С появлением нового члена семьи возникли новые хлопоты, исполнение которых, естественно, легло на меня. Я обязан был обеспечить кота пропитанием, выпускать на улицу и впускать обратно, обеспечит «туалет» и всё, что с ним связано. Одновременно появилась масса прочих «милых» хлопот. Однако, как бы в уплату за заботу о себе, мы получали от общения с ним массу самых ярких впечатлений.

     Прежде всего, это было ласковое существо,  часами мог лежать на коленях и мелодично мурлыкать, когда его гладили. Спал, как правило, на нашей кровати в ногах. Было у него ещё одно любимое место, особенно в холодное время.  После прогулки он устраивался ... на решетке испарителя холодильника. У нас был холодильник какой-то необычной конструкции с испарителем, расположенным над его корпусом. Он располагался на нём, свесив блаженно хвост или лапы.

     В игривом настроении мотался по квартире, прыгая на стулья, столы и другую мебель. А то забирался под висящий на стене ковёр и в мгновение ока оказывался на самом верху, откуда шлёпался на кровать или на того, кто на ней лежал. Любил забираться на шифоньер, перелетая затем с него на шкаф. Особый восторг у него вызывали падающие при этом вещи. Вобщем — шкодливый пацан!

      Но вскоре грянула  Перестройка, затем развал Союза, а потом я оказался безработным. Тут уж не то, что о коте думать, тут как бы самому  ноги не протянуть. Родина категорически отказалась думать о её жителях, потому  пришлось в лозунге «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» слова поменять местами. Мы подали документы на выезд в Израиль. А с котом возникли проблемы.

      Бедный Бигушка! Он, наверное, даже и не мог представить своим кошачьим мозгом, сколько невзгод и приключений выпадет на его короткую жизнь! После размеренной жизни в приличном дворовом окружении, вдруг — переезд в Киев, оттуда перелёт в Тель-Авив, потом переезд из аэропорта на другой конец страны в Беер-Шеву, далее — переезд из Беер- Шевы в Петах-Тикву. За короткий срок поменять вместе с его балахманными хозяевами 5 съёмных квартир!... Бедный кот!

      Вначале мы решили оставить его кому-нибудь из друзей. Но все под тем или иным предлогом отказывались брать,   прежде всего,  из-за неуверенности людей в завтрашнем дне. А тут ещё  ответственность за живое существо. Решили взять его с собой. Потребовались справки о том, что вывоз нашего кота  не подорвёт генофонд страны. Нужно было сделать ему прививки. И, наконец, пришлось соорудить  клетку для транспортировки, т.к. в магазинах их просто не было.
После всех хлопот наконец-то мы  в поезде. Едем в Киев, оттуда самолётом в Тель-Авив. И вот тут-то всё и началось!

     Оказывается, что согласно Уставу железных дорог СССР существовали Правила провоза животных в поездах. И, хотя сам Союз уже не существовал, но эти идиотские правила существовали. Их разрабатывали, судя по всему, очень даже умные люди. Собак, например, можно было провозить в нерабочем тамбуре вагона. Провоз же кошек в вагонах был запрещён вообще, т.к. они «хищные животные». Их можно было провозить только в специальных ящиках под вагонами. Это, на одну минуточку, зимой при минусовой температуре.

 Я же подчёркиваю, что сочиняли эти правила очень умные люди. Что нам делать? Внесли клетку с котом в купе. Осторожно выпустили его из клетки. И начались переживания: а вдруг проводник заметит, а вдруг кот захочет «на горшок», а вдруг, а вдруг...? Вот так и ехали всю ночь. А кот спокойно обследовал все закоулки купе и вёл себя так, будто он всю свою  жизнь только и делал, что разъезжал в купейных вагонах.

   Утром продолжились переживания, но уже в гостинице аэропорта «Борисполь»: с котом в гостиницу нельзя, а нам без кота нельзя. Тайком пронесли клетку в номер. Я его покормил, напоил, а он «на горшок» всё не хочет. Видно чувствует, бедное животное напряженность в атмосфере. Так и ходил я за ним весь день и ночь.

Наконец-то наступило утро, и мы двинулись на посадку в самолёт. Конечно при посадке — контроли, всевозможные контроли. И на каждом контроле надо кота из клетки вынуть, а потом снова посадить. А он же живой и не очень любит насилие над собой. В зале ожидания я выпустил его немного погулять на поводке, думал — он походит, походит, а потом... сами понимаете. Ни какого результата! Засунул его снова в клетку, и мы вошли в самолёт. И вот тут-то...

     Самолёт был не полон, я поставил клетку на соседнее сидение и выпустил кота на волю.  Оказывается, что наш бедный Биги,  pardon,  обкакался. А т.к. клетка была тесной, то всё, что он выдал, оказалось на нём. Ну, а амбре исходило от него...!!! Можете только представить! Дамы начали возмущаться, разбрызгивать духи, а жена схватила кота и побежала обмывать его в носовой туалет. Я же схватил закаканую подстилку и побежал в кормовой туалет, чтобы ее выбросить.

 Скандал! В это время появляется один из экипажа и начинает на меня орать, дескать, кто разрешил пронести кота в самолёт, и т.п. глупости.
Должен сказать, что я вообще не терплю, когда на меня кричат, а тут он ещё кричит, что из-за нас задерживается вылет и, что это будет стоить нам 450 «зелёных»! (Вот те на!) Тогда я, так спокойненько, но с нажимом говорю ему:
; Лично я вылет разрешаю! Ну, что смотришь? Помнишь, что Юра Гагарин говорил? - Поехали! Вот и я говорю: Поехали!

 И потом, через паузу:
; А о деньгах даже и не заикайся! У меня их просто нет! Можешь жаловаться на меня по месту жительства!
И тогда мы полетели!
     В Израиле пришлось жить на съёмных квартирах, хозяева которых ставили условие, чтобы не было ни каких животных.  И начались новые волнения.

     Уж и не знаю почему, но местные дети буквально измучили кота. Где бы он ни появился, они кидали в него или палки,  или камни, или вообще, пугали. Потом я присмотрелся, кажется, это у них просто такое воспитание: какое бы животное не попало  в их поле зрения, его надо напугать, прогнать, вобщем, показать своё преимущество. Кстати, именно поэтому кошки здесь какие-то «малахольные», как высказался известный «кошатник» Юрий Куклачёв. Бедняга - кот просто не привык к такому обращению. Я не хочу сказать, что в Украине дети более благовоспитанные, но чтобы вот так!

Здесь же наш Биги  не мог попасть домой по несколько суток.  А тут ещё в некоторых домах, где нам пришлось жить, на первых этажах обитали, мягко говоря, несколько своеобразные  семьи, в которых почти круглосуточно была распахнута входная дверь и постоянно крутился народ. Кот, естественно пугался людей, да и они его не очень-то жаловали.

    Что делать? Не выпускать из дома — невозможно, выпускать — просто опасно. «Добрые» люди присоветовали, кастрировать его и даже порекомендовали ветеринара. Только после операции удалось выяснить , что по опыту работы он был, что называется «коновал». Вобщем, загубили кота. Он начал толстеть, стал малоподвижным. Чувствовалось, что у него что-то болит, но в ветеринарной лечебнице ничего не обнаружили.

     Бедняга - Биги скончался  у нас на руках. Мы очень переживали первую потерю близкого существа на чужой земле. Он был для нас, как талисман. И вот его не стало. Сочувствуя нам, дочь принесла  котёнка.

                2. Ш М У Л И К
     Котёнка назвали «Шмуликом». Дочь подобрала его на улице. Был он таким крохотным, что помещался в ее ладошках. Установить породу котёнка просто не представлялось возможным -  судя по пестроте окраса, мама-кошка моногамией, видимо, не страдала. Левый глаз у него ещё не раскрылся. Да  вообще, внешний вид вызывал сострадание. Однако характер свой он показал сразу же и характер тот ещё!

В маленькую коробочку я насыпал песок – Шмулик незамедлительно его оприходовал. Он не просил, он просто требовал пищи! Пришлось соорудить некоторое подобие соски и котенок с азартом начал ее сосать. Из-за этого азарта резинку на соске меняли чуть-ли не через день. Так же решительно  выбрал себе место для сна – в ногах у нас на кровати. В дальнейшем он периодически менял место отдыха, но делалось это, как правило, волюнтаристским путём – именно по его инициативе, не особенно считаясь с нашим мнением.

 Вобщем, в доме появился маленький тиран. Тиран и одновременно всеобщий любимец. На вопрос друзей – «Кто в доме хозяин?» теперь приходилось отвечать: «Шмулик!»
     Прежде всего он установил нам свой персональный режим дня и ночи: в три часа дня – обед, в три часа ночи – второй прием пищи. Помимо этих основных приемов пищи он  постановил, что корм должен быть в миске постоянно! В противном случае начиналось продолжительное и настойчивое мяуканье до желаемого результата.  Если же мяуканье не давало результата, к примеру, я крепко спал, - он начинал молотить передними лапами по дверце шкафа. Поднимался страшный грохот, от которого, хочешь – не хочешь, приходилось просыпаться.

 После ночного приема пищи, согласно ритуалу, он выпрыгивал на несколько минут на оконную решетку. (Для удобства его прогулок на решетке были постелены доски.) Далее следовал визит в коробку с песком. Традиционно вначале он исполнял «большую нужду», затем с грохотом загребал её, ожидал, пока я уберу за ним и только после этого исполнял уже «малую нужду». Причем, каждый раз с таким остервенением скрёб дно коробки, что свою «партию» в этом ночном концерте я старался исполнить как можно быстрее.

 Теперь уже начинались ночные прогулки по квартире: он решительно опровергал заблуждение о том, что представители семейства кошачьих отличаются мягкостью движений. Каждый его прыжок на стол, тумбочку, стул и пр. сопровождался грохотом. Снова заснуть уже не получалось, я окончательно просыпался и «приводил его в порядок» подручными средствами. Вобщем, с появлением Шмулика, каждая ночь теперь включала в себя пару часов  бодрствования.

     Один наш приятель, приехавший погостить, назвал его «сторожевым котом» - и было за что. Прежде всего, он не подпускает к себе никого, кроме жены и меня, на остальных шипит, а при попытке погладить – пускает в ход зубы и когти. Внуков и детей по-своему отмечает, но без фамильярностей с их стороны: сам подойдёт, понюхает, потрется, но им ни каких вольностей с собой не позволяет. Наших гостей четко различает по «стране исхода» - к местным, сабрам  ласкается, буквально тает, позволяет гладить себя.

 Выходцев из бывшего СССР – не терпит всеми фибрами своей кошачьей души. Приход жены или меня чувствует, когда мы ещё только входим во двор. Но из нас двоих, мне кажется, он отдает некоторое предпочтение мне.
     С одной стороны Шмулик невероятно самостоятелен, независим и самолюбив, но с другой стороны – очень ласковый. Обожает лежать на моих коленях. Ритуал обычно начинается с того, что он подходит только с левой стороны ко мне, сидящему в кресле,  вспрыгивает на руки, проходит по мне, переходит на журнальный столик, разворачивается, снова проходит по коленям и ложится на них брюхом. Потом устраивает свою голову так, чтобы горлышко лежало на моей руке, лапы также кладет на руку и начинает блаженно мурлыкать.

 Иногда ведёт себя, словно капризный ребёнок: ходит по квартире, мяукает и мяукает, без конца. Успокаивается лишь после того, как я беру его на руки. При этом он устраивается так, что передние лапы и голову кладёт на плечо, а задними – опирается на руку. Очень ему нравится, когда при этом мы с ним стоим перед зеркалом. Вообще-то, кресло – это его персональное имущество. Если у него возникло желание поваляться в кресле, а в нём кто-то сидит, поднимается на подлокотник и засовывает голову между спиной и спинкой кресла. Будет протискиваться до тех пор, пока не выдавит сидящего прочь из кресла. В холодное время года любит забраться в кресло под накидку и там спать.

  Иногда его поступки просто поражают своей осмысленностью. Лежит на диване, я сижу в кресле, но ему хочется, чтобы я пересел на диван рядом с ним. Тогда он подходит по столу ко мне и начинает коготками вроде бы как вытягивать меня из кресла. Успокаивается только после того, как я пересаживаюсь на диван. Поразительно!

    Шкодлив. Каждую новую вещь в квартире, а часто и не новую, он должен обязательно пометить, поэтому нам приходится всячески изощряться. Так сказать – кто кого. Если я подхожу к его метке, моментально удирает в укромное место и уже оттуда шипит. Во всяком случае, все вещи, которые он в принципе может пометить, стараемся поднять на недоступную для него высоту. Наши комнатные туфли, увы, стоят на прикроватных тумбочках, на полу ничего не оставляем. Приучил!

    Мы долго опасались выпускать  его гулять на улице, но в последнее время добился всё-таки своего – гулять т.с. без сопровождения. Теперь несколько раз в день он подходит к двери и настойчиво мяукает – требует свободы! И днем и, к моему сожалению и досаде, также ночью. Я опасался его встреч с местными котами, которых здесь предостаточно, но, к счастью, пока обходится без эксцессов. Возвращается после этих ночных прогулок весь в мусоре. Но к нам не лезет до тех пор, пока не вылижет всего себя.

    Ни каких «кис-кис!» не признаёт, только обращение по имени или «Кот! Иди сюда!». По этой команде прибегает домой, если очень загуляется.
    Как правило, первую половину дня спит в кресле, под накидкой, во вторую половину – перебирается на кровать, где специально для него также постелена накидка. Когда я отправляюсь спать, он устраивается сверху или между ног, или сбоку, положив голову на мои ноги. При этом я должен обязательно лежать на левом боку, если же лежу на правом – будет царапаться, мяукать, пока не улягусь, как ему хочется.

    Довольно подвижен, вскочить с пола на стол ему не составляет труда, хотя  весит около 9кг.
          Вот такое живёт у нас дома  «сокровище».
   
3.ПОСЛЕ ШМУЛИКА
    .... С фотографии на стене он смотрит на меня грустными глазами, будто укоряет: «Что ж ты, друг, сплоховал?». Да я и сам чувствую какую-то свою вину перед ним...
     В конце декабря, как раз в первый вечер праздника Хануки, нашего Шмулика не стало. В ветеринарной клинике сказали, что кот безнадежен. Умом я понимаю, что в жизни всё имеет начало и, увы, конец, но такая боль в сердце! До сих пор. Он же, можно сказать, был самым близким другом, буквально всё чувствовал и понимал, только, что не говорил.

Он настолько вошел в нашу жизнь, что мы с женой часто ловим себя на незримом его присутствии. Войдешь в квартиру и сразу ищешь глазами — где он? Ведь он обычно вскакивал и бежал к двери, лишь только вставляли ключ в замок. Сяду в кресло и так и ожидаю, что он сейчас вспрыгнет на колени. А какие  него были ушки: будто из замши бежевого цвета! Интересно у него была окрашена мордашка: правая часть — словно у тигра, а левая  - белая. И реснички слева — белые.

 Ложусь спать и ожидаю: вот сейчас он прыгнет на кровать и начнёт топтаться по мне,  устраиваться на ночлег. И каждую ночь просыпаюсь в 3 часа, потому, что надо было его именно в это время кормить. Он меня приучил! Да, о многом можно ещё вспоминать, но нашего  Шмулика больше нет. После него я оставил на память кое-какие мелочи: стаканчик, которым отмерял ему корм, да блюдечко. Теперь  из него кормлю дворовых котов. В память о Шмулике.

      Эти дворовые коты очень разные. Три кошечки серо- рябой расцветки — шустрые и довольно нахальные. Красавец черный кот с белой грудкой, белыми перчаточками и белыми, генеральскими усами, важный и степенный. Приходит к нам и серый кот с пушистым, как у Биги, хвостом, только какой-то  очень уж запуганный. Приходят и многие другие. Утром, стоит лишь открыть дверь, первыми сразу прибегают рябые кошечки. Мяукают, выпрашивая корм. Следом за ними появляются остальные кошки, молча ожидают корма.

 Но страх у них к человеку на генетическом уровне — шарахаются от меня, даже погладить себя  не позволяют. Все  едят строго по-очереди. Никто их, разумеется, специально не учил, но всё это кошачье сообщество соблюдает определенную дисциплину. Пока один не отойдёт от миски другой в неё не сунется. С интересом  и грустью наблюдаю за ними...
        Только в дом я больше кота не возьму — уж  очень тяжело их терять.

Фото автора