Гл. 2. Качества мышления. Смекалка, сметливость

Лев Балашов
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

2.1. СМЕКАЛКА, СМЕТЛИВОСТЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Смекалка, сметливость, сообразительность — положительные качества ума.

Сметливость — способность догадываться и соображать.
Смекалка  — акт сметливости, верная догадка.

Пример сметливости: в кинофильме «Кутузов» солдат подарил главнокомандующему французскую подкову. Дело было поздней осенью 1812 г. Наши войска гнали французов к западной границе. М.И.Кутузов поинтересовался, в чем значение подарка. Солдат объяснил: французская подкова без шипов; следовательно, на обледенелой дороге французские лошади будут подскальзываться, падать. У наших же лошадей подковы с шипами. Отсюда вывод: русские войска могут действовать смелее. М.И.Кутузов похвалил солдата за смекалку.

Еще один пример смекалки. Я был в гостях у дачницы А.С.
Она решила подарить мне растение душицы, чтобы я мог выращивать его у себя на участке. Она стала выкапывать, но земля была сухой и твердой. Тогда А.С. полила ее водой и земля стала мягкой, податливой. В итоге легко были выкопаны три-четыре веточки душицы с корнями и прилипшей землей. Я потом посадил их у себя на участке.

В это время я вбивал металлические стойки вместо прежних деревянных в забор из рабицы. Стойки длиной в 3-и метра и надо было заколотить их до двух метров высотой. До 70-80 сантиметров я пробуравливал землю коловоротом, а далее стойки надо было буквально вколачивать в землю кувалдой. Это была тяжелая работа. Тут я вспомнил прием А.С. с поливанием земли и решил полить ямку водой, чтобы земля размягчилась и была более податливой. Так и сделал. Действительно, стойки входили в землю почти как нож в масло. Таким образом, я проявил сметливость, совершил, так сказать, акт смекалки.

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — способность быстро находить нужное решение, понятливость.

ПОНЯТЛИВОСТЬ — это когда человек адекватно воспринимает, быстро схватывает то, что ему говорят или объясняют.