Как мы думаем? Введение

Лев Балашов
                Побеждай сперва мыслью, а потом делом.
                А.В. Суворов. Наука побеждать.

                ...думать — это значит ставить вопросы
                и пытаться находить ответы на них.      
                В. Рубцов

ВВЕДЕНИЕ

Книга посвящена философии мышления. Что это такое? Мышление изучают с разных сторон логики, психологи, психиатры, психофизиологи, кибернетики, креатологи и т. д. Нет, однако, единой науки о мышлении. Поэтому осмысление процесса мышления в целом остается прерогативой философии. Именно она пытается исследовать во всей полноте вопросы “что такое мышление?”, “как мы думаем?” и предложить разные варианты ответа на них. Великие философы прошлого — Декарт, Локк, Лейбниц, Кант, Гегель — посвятили этим вопросам свои главные труды. В принципе для каждого интеллектуально развитого человека небезразлично то, как он думает.

Вообще, думать о том, как мы думаем — привилегия Разума, высшей способности мышления. Кто желает повысить свои умственные способности, не просто мыслить, а мыслить разумно, тот должен постоянно отдавать себе отчет в том, как он думает и, соответственно, больше знать о процессе мышления как таковом. Мышление о мышлении имеет также важное практическое значение. Знаменитый физик Кельвин, возражая сторонникам узкой специализации студентов, заметил: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”.

Прежде всего, что такое МЫШЛЕНИЕ? В самом общем виде это — ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ИДЕАЛЬНОМ, ПСИХИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Это определение мышления расходится с общепринятыми определениями. Но вот мнение специалиста, которое очень близко по смыслу приведенному определению: “акт мышления, — писал известный нейропсихолог А. Р. Лурия (1966), — возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения — привычного (т. е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного”.

Задачи могут быть самые разные. Нет ни одного вида деятельности, который не предполагал бы решение задач. Даже во сне человек думает и, следовательно, решает задачи.
Как видно из схемы “Виды (стороны) человеческой деятельности” (см. выше, в начале текста), мышление объединяет на идеальном, психическом уровне три формы деятельности: познавательную, игровую (художественную и спортивную) и управляюще-преобразовательную.
(Ж. Пиаже писал: Интеллект «строго говоря, не является одной из структур, стоящей наряду с другими структурами. Интеллект — это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов. Этот способ рассуждения приводит нас к убеждению, что интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни.» — Ж.Пиаже. Психология интеллекта. — Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. С.49).

Оно, следовательно, не сводится ни к одной из этих форм деятельности. Между тем среди философов и ученых довольно распространено понимание мышления как познавательной деятельности. Вот некоторые цитаты:

ПсевдоПлатон: «Мышление — начало знания» (Определения)
«Мудрость — беспредпосылочное знание; знание вечных вещей; умозрительное знание причины существующего» (там же)

Р. Декарт: «ПРАВИЛО I: Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются». (Р.Декарт. Правила для руководства ума).

Ламетри: «Размышление — это способность души вспоминать и собирать все знания, необходимые ей для открытия истин, которые она ищет» (Ламетри. Сочинения. М., 1976. С. 130)

Кант: «Мышление есть познание через понятия.» (Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 80)
Кант: Категории «лишь правила для такого рассудка, вся способность которого состоит в мышлении, т. е. в действии, которым синтез многообразного, данного ему в созерцании со стороны, приводит к единству апперцепции, так что этот рассудок сам по себе ничего не познает, а только связывает и располагает материал для познания, а именно созерцание, которое должно быть дано ему через объект."» (Там же, с. 107).
Кант: «Основоположения рассудка суть лишь принципы описания явлений... Мышление есть действие, состоящее в том, чтобы относить данное созерцание к предмету.» (Там же. С. 190).
Кант: «Разум, рассматриваемый как способность определенной логической формы познания, есть способность умозаключать, т. е. строить суждение опосредованно (через подведение условия возможного суждения под условие данного суждения).» (Там же. С. 234).
Кант: «Всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления. Я должен теперь дать дефиницию этой высшей способности познания и чувствую себя в несколько затруднительном положении.» (Там же. С. 218).

Гегель ничуть не сомневался в том, что мышление — часть или ступень познавательного процесса. Об этом свидетельствует хотя бы такой отрывок из введения к «Науке логики» : «Если вообще логику признают наукой о мышлении, то под этим понимают, что это мышление составляет голую форму некоторого познания, что логика абстрагируется от всякого содержания, и так называемая вторая составная часть всякого познания, материя, должна быть дана откуда-то извне, что, следовательно, логика, от которой эта материя совершенно независима, может только указать формальные условия истинного познания, но не может содержать самое реальную истину, не может даже быть путем к реальной истине, так как именно суть истины, содержание, находится вне ее.» (Гегель. Наука логики.)

С нашей точки зрения, это односторонняя и потому неверная трактовка мышления. Между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени “участвует” как в познавательной, так и в управляюще-преобразовательной деятельности, т. е. является идеальным орудием познания и управления-преобразования. Последние противоположны по своей направленности.

Познание — это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в идеальный план (распредмечивание). В познании субъект стремится разделять то, что разделено в объекте, и соединять то, что соединено в объекте. (Еще Аристотель указал на этот критерий познавательной деятельности: “...истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное — связанным, а ложное — тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами” (Метафизика 1051b 3-6). — Аристотель. Соч. в 4-х т.т. Т. 1, М., 1976. С. 250.).

Напротив, управляюще-преобразовательная деятельность осуществляет “перевод” идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено (т. е. он поступает прямо противоположно тому, что он делает в процессе познания).

Мышление же осуществляет на идеальном, психическом уровне взаимодействие (взаимопереход, взаимоопосредствование) этих противоположно направленных форм деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ. Очень близкую точку зрения на соотношение мышления, познания и практики высказал А. А. Сорокин. Он писал в 1984 году: “С этим обстоятельством связана необходимость более полной трактовки вопроса о единстве (тождестве) мышления и бытия по сравнению с той, которая обычно имеет место в философской литературе. Нужно видеть не одну, а две — противоположные — стороны (или два противоположных аспекта) этого вопроса. Речь должна идти не только о совпадении наших представлений, знаний, отражающих объективный мир, с самим этим миром — этот аспект выдвигается на первый план в процессе теоретического освоения человеком действительности, и именно он анализируется главным образом в нашей философской литературе, — но и о совпадении (тождестве) мира, созидаемого человеком, результатов его реально практической деятельности с его знаниями, программами и идеалами. Эта сторона единства мышления и бытия выдвигается на первый план в ходе развития различных форм творческой, реально практической деятельности людей. Другими словами, задача состоит не только в том, чтобы сделать свои знания адекватными глубинной сущности предметов, законам их существования и развития, но и в том, чтобы реальный мир сделать адекватным своим собственным потребностям и целям (...)
Поскольку задачей мышления является не только познание, но и преобразование мира, постольку и в области философии деятельность мышления должна исследоваться не только в его познавательной функции (не только в плане производства научного знания), но и в его практических аспектах, в плане проектирования практической деятельности” (См.: Принципы материалистической диалектики как теории познания. М., 1984. С. 276).

(В скобках заметим. Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то игровая (художественная и спортивная) деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью.)

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ. Во многих европейских языках в качестве синонима слова «мышление» употребляется слово «интеллект» (от латинского «intellectus»). В широком смысле «интеллект» употребляется в том же значении, что и «мышление». В Словаре иностранных слов (М., 1982) читаем: «ИНТЕЛЛЕКТ — ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека». Существует, однако, традиция понимать слово «интеллект» исключительно в значении «рассудок, логическая способность». См., например, цитату из «Творческой эволюции» А. Бергсона ниже.
Такое понимание слова «интеллект» аналогично тому, как понимают слово «разум». Последнее употребляется и в значении «мышление вообще», и в значении «собственно разум, высшая способность мышления», и в значении «рассудок, логическая способность». Нужно всегда помнить о многозначности слов «интеллект» и «разум» и не попадать в капкан словоупотреблений.
______________________________________

Итак, как процесс решения задач мышление предполагает использование тех или иных средств.
Мыслительные средства условно можно разделить на два класса:
СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ — собственно мыслительные средства (ум, разум, рассудок);
КАТЕГОРИИ МЫШЛЕНИЯ — мыслительные средства, отображающие структуру мира, выражающие связь мышления со всем, что находится за его пределами.
Кроме того, мышление как форма деятельности нормативно по своей сути, т.е. имеет нормативное ядро в виде ЗДРАВОМЫСЛИЯ, ЗДРАВОГО СМЫСЛА.

Рассмотрим сначала способности и качества мышления.