От Бездомного к Поныреву

Олег Созерцалов
 
«Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
— Так кто же я такой выхожу в таком случае?
— Дурак! — отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта.»   
«Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков    

Существует мнение, что центральным персонажем романа «Мастер и Маргарита» является именно Иван Бездомный, он же Иван Николаевич Понырев. Я с этим мнением категорически согласен. Именно перерождение Ивана старого в Ивана нового – главный посыл автора читателю.   

Смею утверждать, что невежество – это не летальный диагноз. Дураками не рождаются, ими становятся. Да, каждый изначально имеет разный потенциал. Интеллектуальные потенциалы водопроводчика и гения несколько разнятся. Но даже потенциал водопроводчика настолько велик, что исчерпать его очень сложно.    

Как заметил один неглупый персонаж: «Страх – есть проклятие человека».   
Чего же человек больше боится? Человек панически боится неизвестного и неизведанного. Отсюда «невежда» - «не ведаю». Чем больше белых пятен на карте личного мировоззрения, тем страшнее жить. Одно дело шагать по дорожке, освященной фонарями знания, другое дело блуждать в потемках по незнакомому дремучему лесу.    

Следует отметить, что перерождение в человека ведающего – дело нелегкое и требует личных усилий. Общее образование разгромлено; то, что вас проучит господин Воланд и образумит господин Мастер – тоже маловероятно. Только самообразование и тяга к Знанию способно возвысить вас над животным варварским существованием и уйди от социального рабства.   

Дурак постоянно суетится: он что-то выискивает, что-то достает, где-то перехватывает, короче говоря – переливает из пустого в порожнее. Интеллектуалу, историку, философу, психологу, аналитику суетится незачем, все само плывет ему в руки. Весь окружающий мир выстраивается по образу и подобию внутренней интеллектуально-духовной гармонии: «И не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот оно здесь или вот оно там. Ибо вот: Царствие Божие внутри вас есть». Иисус умел ходить по воде, потому что имел Знание.      

В эпилоге романа бездарный агит-поэт Иван Бездомный превращается в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева. Ежели осуществить сей эксперимент в масштабе страны, то наступит новая эпоха Великой Русской Цивилизации. История всего человечества доказывает, что цивилизационный рывок возможен только через эпоху Просвещения. Других способов нет.