18. Неудачное вторжение американцев на Кубу

Михаил Самуилович Качан
На снимке Фидель Кастро прибыл с частями поддержки на поле боя.      

Рано утром 17 апреля 1962 года на побережье Кубы в заливе Свиней 4 американских корабля высадили десант. Одновременно в этом же районе был сброшен десант и с самолетов. Отряды кубинских контрреволюционеров успели продвинуться на 35 километров вглубь острова, но дальше их встретили части кубинской армии. Десант был разгромлен, 2 из 4 кораблей были потоплены.

Приведу рассказ об этом, взятый с сайта http://bohn.ru/news/vysadka_v_zalive_svinej/2011-04-16-309

Операция "Плутон", как называли ее организаторы, или же "высадка на Плайя-Хирон", провалилась. Однако вначале ничто не предвещало фиаско. Судите сами:

Наемников готовили в секретных лагерях ЦРУ в США (Новый Орлеан, Форт Майер и Майами). Было завербовано около 1500 человек. Все это образование было поименовано — «бригада 2506». Это была полнокровная бригада усиленного состава. В неё входили: четыре пехотных, один моторизованный и один парашютно-десантный батальон, рота танков, бронеотряд и артдивизион. Командовал «бригадой 2506» бывший капитан батистовской армии Сан Роман.

В порту Пуэрто-Кабесас была сформирована «специальная морская тактическая группа ЦРУ», в которую входили 5 вооруженных судов конфискованных у кубинской судоходной компании «Гарсия Лайн корпорейшн» («Хьюстон», «Лэйк Чарльз», «Рио Эскандидо», «Карибе» и «Атлантике»), 2 пехотно-десантных блокшива («Барбара Джейн» и «Благар») и 7 танкодесантных судов из ВМС США.

Из ВВС США было выделено восемь военно-транспортных самолетов С-46 и шесть С-54. Боевую составляющую ВВС гусанос, представляли 24 бомбардировщика В-26. Все это базировалось на аэродроме Пуэрто-Кабесас.
Замыслом операции «Плутон» предусматривались внезапная высадка на южное побережье Кубы, где быстренько объявлялось о создании временного правительства, которое обратится о признании и помощи к США, и сразу всем будет счастье. По плану Вашингтона, сразу после обращения контрреволюционеров за помощью, на Кубу высаживалась Американская Морская пехота численностью до 15 тыс. человек.

Главное тут было, чтобы "повстанцы" захватили хотя бы райцентр, и продержались минимум три дня. ЦРУ понимало, что никаких "массовых восстаний народа" против Фиделя не будет, и поэтому на Кубу засылались группы диверсантов и провокаторов. В день высадки наемников должна была начаться серия диверсий, куда входили взрывы железнодорожных линий, мостов, трансформаторных станций, хранилищ ГСМ, и т.д.

Чтобы отвести подозрения от США, Джон Кеннеди 12 апреля 1961 года (по сути накануне начала интервенции) созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что «Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки ни при каких обстоятельствах не начнут интервенцию на Кубу».

Высадку морского десанта предусматривалось предварить нанесением бомбовых ударов по главным военным аэродромам Кубы. Восемь бомбардировщиков, пилотируемых американскими пилотами, должны были на рассвете 15 апреля, нанести воздушный удар по трем аэродромам, где по данным ЦРУ, была сосредоточена вся немногочисленная Кубинска военная авиация.

Для высадки морского десанта, был выбран залив Кочинос (Залив Свиней). Здесь отсутствовала противодесантная оборона, на берегу имелась площадка, которую можно было использовать в качестве аэродрома, 10 км от береговой черты начиналась болотистая местность, через которую в глубь острова вела лишь одна дорога. Это способствовало успешной обороне захваченного плацдарма для накопления на нем достаточного количества войск.

Ну а песчаные пляжи были весьма удобны для высадки десанта. Залив Кочинос разделили на три района высадки: «голубой» и «зеленый» пляжи в районе Плайя-Хирон, и «красный» пляж, в районе Плайя-Ларга.
Планировалась также выброска парашютного десанта, дабы перекрыть единственную дорогу через болота, по которой могли подойти кубинские войска.
Агрессия против Кубы началась точно в соответствии с разработанным ЦРУ планом. 14 апреля американский самолет-разведчик U-2 произвел фотосъемку всей территории Кубы. Фоторазведка подтвердила наличие на аэродромах до 15 самолетов. На следующий день 8 бомбардировщиков В-26, с цинично нанесенными опознавательными знаками кубинских ВВС, ударили по аэродромам Сан-Антонио-ле-Лос-Баньос, Кампо-Колумбия и Сантьяго-де-Куба.

Руководители ЦРУ признали эти бомбардировки успешными, посчитав большую часть кубинских самолетов уничтоженными. Однако они просчитались. Накануне предательского налета, по «чьему-то» мудрому совету, кубинцы убрали самолеты с обычных мест стоянки и заменили их макетами. Так что из 24 самолетов ВВС Кубы американцам удалось уничтожить всего лишь 2 машины...

Надо заметить, что этим налетом американцы сделали себе только хуже - в политическом плане. Фидель к этому времени еще не определил до конца путь развития Кубы, и этот налет окончательно утвердил его в том, кто друзья Кубе, а кто враги.

Поздно вечером 14 апреля из базы Пуэрто-Кабесас вышла флотилия интервентов. Она несла на борту, 2,5 тыс. тонн вооружения и боеприпасов, 5 танков М41 «Шерман», 10 бронетранспортеров, 18 противотанковых орудий, 30 минометов, 70 противотанковых ружей «базука». Вечером 16 апреля в район высадки американцы доставили танкодесантные суда. Туда же были подтянуты американские авианосцы «Эссекс» и «Шангри Ла», а также десантный вертолетоносец «Боксер» с морской пехотой на борту.

В ночь на 17 апреля корабли гусанос вошли в залив Кочинос. В 1:15 с острова Суон агентам ЦРУ и контрреволюционному подполью на Кубе был передан условный сигнал о начавшемся вооруженном вторжении и о том, что пора начинать диверсии и мятежи.

Однако диверсий и мятежей не получилось - кубинская контрразведка начала массированные аресты и переловила практически всех агентов и подпольщиков.

В 3:00 началась высадка первого эшелона. На рассвете на дорогу, ведущую из глубины острова к берегу, был выброшен парашютный десант. Но находящиеся в районе высадки пограничники и отряд кубинского народного ополчения (милисианос) вступили с наемниками в бой. Противник превосходил их более чем в 10 раз, но милисианос зубами вцепились в землю и задержали продвижение наемников.

Совершенно случайно (или же неслучайно - сейчас уже никто вам об этом не расскажет), немногочисленные прибывшие из СССР буквально месяц назад САУ Су-100 (образца 1944 года) и танки Т-34-85, а также тяжелая 122-мм и 152-мм буксируемая артиллерия (кстати - орудия были еще довоенных годов выпуска), оказались не очень далеко от Залива Свиней.

Милисианос в районе продвижения войск противника держались из последних сил, и когда у них уже стали кончаться патроны, сзади раздался рев танковых дизелей двух Т-34 и одной Су-100, на броне которых был десант из мальчишек-курсантов школы народной милиции из города Матансас. Это был последний резерв, который нашелся в этой местности, но в командирском люке первого танка милисианос увидели фигуру Фиделя, а это стоило дивизии. Молодые кубинские танкисты еще не очень хорошо освоили советскую технику, поэтому не вся она дошла до поля боя, но они всё-таки успели, и три советских боевых машины решили судьбу сражения. А потом подошли основные части.

Вечером 18 апреля стало очевидно, что агрессия против Кубы провалилась. Президент США Кеннеди провел экстренное заседание, на котором было принято решение задействовать самолеты с авианосца «Эссекс». Они должны были совместно с бомбардировщиками ЦРУ В-26 нанести удар по кубинским войскам, сжимавшим кольцо вокруг гусанос.

Однако у американцев что-то не срослось. Говорят, что бомбардировщики вылетели по поясному времени, а флотские истребители, которые должны были отогнать от них авиацию Кубы, вылетели по времени Вашингтона - в результате они разминулись, и бомбардировщики  не рискнули входить в воздушное пространство Кубы без эскорта.

Кубинские войска утром 19 апреля после 30-минутной артиллерийской подготовки перешли в наступление и окончательно сломили противодействие противника, который в этот же день капитулировал.
На разгром высадившихся в Заливе Свиней наемников было затрачено 72 часа.
Потери гусанос составили 82 (по другим данным - 107) человека убитыми и 1200 пленными. Кубинские летчики и зенитчики сбили 12 самолетов. С воздуха было уничтожено 4 судна противника (сколько народу погибло на них - никто не считал).

Трофеи составили 5 танков М41, 10 бронетранспортеров, минометы, орудия и почти все стрелковое вооружение. Помимо этого, ЦРУ потеряло на Плайя Хирон десять своих штатных сотрудников, а резидентуры ЦРУ долго еще не могли восстановиться после разгрома.

Госсекретарь Аллен Даллес и часть генералитета требовали от президента США продолжить интервенцию - уже в виде прямой высадки войск США. Однако Кеннеди понимал - этим США окончательно поставят себя на одну доску с Гитлером, окажутся в международной изоляции, и укрепят позиции СССР. США не мог себе тогда этого позволить - и Кеннеди отказал Даллесу в продолжении.

Это было первое крупное поражение ЦРУ, и первый настоящий военный провал США после 2 мировой войны.

По материалам http://blog.imhonet.ru/author/14655/post/1469535/

Я воспринял эту победу с огромной радостью. Остров Свободы, как наши газеты называли Кубу выстоял. Народ Кубы непобедим.

– Он будет вместе с нами двигаться к светлому будущему – коммунизму, думал я – а вот Америка в очередной раз посрамлена.

Неудавшийся полет самолета-шпиона показал истинное лицо Эйзенхауэра. Теперь и новый президент Джон Кеннеди в глазах народов показал себя агрессором.

Не знал я тогда, что неудачное вторжение на Кубу имело жуткое продолжение. На Кубе началось подавление всякого инакомыслия. Во время этой компании было расстреляно около 50 тысяч человек. С острова началось массовое бегство людей. На лодках и плотах они пытались любым способом достичь берега Соединенных Штатов. Их расстреливали кубинские пограничники. Сколько людей погибло при этом, не знает никто.

И еще одно непонятно мне теперь: почему надо было обязательно посрамить Америку?

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/20/274]