Аудиокниги и радиоспектакли. Обзор 10

Олег Созерцалов
    
Десятый, юбилейный обзор посвящен исключительно творчеству Федора Михайловича.   

Федор Михайлович Достоевский   

«Господин Прохарчин»      
(аудиокнига)   

Не перестаешь восхищаться умением автора описывать пограничные и обостренные состояния человеческой психики. Когда он находится в бешенстве, исступлении, истерике, безысходном унынии, или, наоборот – в состоянии экстаза, эйфории, освобождающего покаяния. Когда он протестует, и проклинает себя, общество, Бога и мироздание. Когда он начинает неистово верить, надеяться, любить.   
Недаром все литературоведы сходятся на том, что Достоевский – величайший психолог за всю историю мировой литературы.   

knigopotok.ru›…f_dostoevskij_gospodin_prokharchin…


«Елка и свадьба»   
(аудиокнига)    

В этом небольшом рассказе автор в очередной раз сублимирует свою известную порочную страсть.   
Странно, что Госдура (я не оговорился) не запрещает книги Федора Михайловича, ибо депутатам везде мерещится педофилия и гей-пропаганда. Видимо нападать на Достоевского – кишка тонковата. А вот за Шарля Перро я не ручаюсь, ибо в «Красной Шапочке» тоже явственно вырисовывается. Причем, там не только педофилия, но и геронтофилия, ибо волк хотел не только внучку, но и бабушку. Съесть, разумеется.   
Нас не проведешь, мы-то знаем, что громче всех «Держи вора!» кричит сам вор.   

PortaSound.ru›music-search/Ёлка_и_свадьба…Филозов…   
    

«Мальчик у Христа на Елке»      
(аудиокнига)    

Пожалуй, самое трогательное произведение Федора Михайловича. Я бы использовал его в качестве тестирования для людей, которые работают с детьми. Если рассказ не вызывает психомоторных изменений у испытуемого, то к детям его подпускать нельзя, ибо сей гражданин – бездушный камень.   
Насколько мне известно, образовательная реформа, которая призвана разгромить школу, еще не добралась до этого рассказа и в школьной программе по литературе он присутствует.   

asbook.ru›…malchik…hrista-na-elke…dostoevskiy.html      


«Варвар и еретик»   
(Игрок) спектакль театра Ленком   

«Я вижу, я вижу то время, когда уляжется русский Хаос – и выстроится русский Космос!» 

Мне сложно подобрать восхищенные эпитеты. Выскажусь в игорном стиле: ознакомиться с этим спектаклем – это выиграть на зеро три раза подряд. Я выиграл.   
На мой взгляд, одна из лучших актерских работ Инны Михайловны Чуриковой, а скорее всего – лучшая.    
Что касается русского Хаоса и Космоса, то лично я еще питаю надежды. По крайней мере, ситуация складывается таким образом, что осталось два выхода: либо полное забвение, либо новая эра Возрождения и Просвещения. Третьего не дано. Насколько это зависит от Господа Бога и от нас, я не знаю. Но уверен, что от нас всех тоже что-то зависит, иначе бы мы не существовали в этом историческом промежутке времени и в этой стране. 

staroeradio.ru›audio/13680 

kino-club.net/2722-varvar-i-eretik.html    


«Чужая жена и муж под кроватью» 
(радиоспектакль)       

Своеобразное пособие для ревнивых мужей. Я плохой психолог, но, опираясь на свой жизненный опыт, убежден, что ревность – сознательный выбор. Когда человеку приедается любовь, он ищет то, что на градус горячее. Ревность, безусловно, более сильное и захватывающее чувство, нежели любовь.   
Шедевральный набор актеров: Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Борис Плотников, Дмитрий Певцов и другие.   

staroeradio.ru›audio/14481      


«Лица»   
(моноспектакль по рассказам Бобок и Сон смешного человека)    

«И вот с тех пор я и проповедую! Кроме того — люблю всех, которые надо мной смеются, больше всех остальных. Почему это так — не знаю и не могу объяснить, но пусть так и будет. Они говорят, что я уж и теперь сбиваюсь, то есть коль уж и теперь сбился так, что ж дальше-то будет? Правда истинная: я сбиваюсь, и, может быть, дальше пойдет еще хуже. И, уж конечно, собьюсь несколько раз, пока отыщу, как проповедовать, то есть какими словами и какими делами, потому что это очень трудно исполнить. Я ведь и теперь все это как день вижу, но послушайте: кто же не сбивается! А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. Старая это истина, но вот что тут новое: я и сбиться-то очень не могу. Потому что я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, — не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел ее в такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть у людей. Итак, как же я собьюсь? Уклонюсь, конечно, даже несколько раз, и буду говорить даже, может быть, чужими словами, но ненадолго: живой образ того, что я видел, будет всегда со мной и всегда меня поправит и направит. О, я бодр, я свеж, я иду, иду, и хотя бы на тысячу лет. Знаете, я хотел даже скрыть вначале, что я развратил их всех, но это была ошибка, — вот уже первая ошибка! Но истина шепнула мне, что я лгу, и охранила меня и направила. Но как устроить рай — я не знаю, потому что не умею передать словами. После сна моего потерял слова. По крайней мере, все главные слова, самые нужные. Но пусть: я пойду и все буду говорить, неустанно, потому что я все-таки видел воочию, хотя и не умею пересказать, что я видел. Но вот этого насмешники и не понимают: «Сон, дескать, видел, бред, галлюцинацию». Эх! Неужто это премудро? А они так гордятся! Сон? что такое сон? А наша-то жизнь не сон? Больше скажу: пусть, пусть это никогда не сбудется и не бывать раю (ведь уже это-то я понимаю!), — ну, а я все-таки буду проповедовать. А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час — все бы сразу устроилось! Главное — люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться. А между тем ведь это только — старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья» — вот с чем бороться надо! И буду. Если только все захотят, то сейчас все устроится.» 

Необходимо отметить, что «большие» и «маленькие» произведения Федора Михайловича существенно различаются. Если его романы – это психологические детективы, то рассказы – христианская проповедь в чистом виде.   
Выскажу спорную вещь, но глубоко убежден, что русское православие умерло вместе с Федором Михайловичем. То, что происходило в Русской Православной Церкви в предреволюционные годы, в советский период, в современный период называется «Византийский вариант». То бишь, церковь превратилась в одну из ветвей власти, которая занимается государственной пропагандой, сбиванием мирян в стадо и иногда балаганной развлекухой. Еще один маленький шаг – и РПЦ превратится в католическую церковь времен Средневековья, движение к оному явственное. Я уж не говорю про моральный облик современных служителей культа. В то время, когда подавляющее число мирян еле сводят концы с концами, попы купаются в роскоши, покрывая себя с головы до ног золотыми вензелями. Как это соотносится с действительно положительными служителями православной церкви, например, со святым старцем Зосимой, или с чеховским отцом Яковом? Никак.   
Возвращаясь к самому моноспектаклю, хочется отметить блестящее исполнение советского и российского актера, режиссера и писателя, пушкиниста Владимира Эммануиловича Рецептера.   

staroeradio.ru›audio/9054    


«Божедомка»      
(из цикла Растущий смысл)   
Авторская программа Анатолия Смелянского   

В этой программе театральные деятели рассказывают о своем виденье воплощения прозы Достоевского на сцене. 
Как мне видится, проза Федора Михайловича на театральных подмостках – палка о двух концах. С одной стороны, сложный к исполнению каскад: тонкие психологические моменты, бесконечные муки и страдания, множественные дробления текста и тд. С другой стороны, это бесконечное и плодовитое поле деятельности для режиссеров, постановщиков и артистов.   
На дроблении текста мне хотелось бы остановиться отдельно. Кричащие монологи Федора Михайловича построены таким образом, что их невозможно произносить спокойным и ровным голосом чтеца. Актер просто вынужден говорить возбужденным и захлебывающим напевом, затем делать секундную паузу для вдоха воздуха и продолжать дальше. Ежели это получается, то выглядит безумно захватывающе и пронимает до последнего нерва.    
Короче говоря, средненького спектакля по Достоевскому не поставишь и не сыграешь. Либо шедевр, либо полная лажа.    

staroeradio.ru›audio/11210


Напоминаю, что ссылки на Старое радио следует открывать через Гугл.   

Приятного духовного обогащения!