Обучение в школе надо менять кардинально

Анатолий Писцов
О кардинальном изменении содержания обучения
в основной общеобразовательной школе.

Недавние государственные решения.
В конце 2012 года приняты важные государственные решения по развитию российского образования вообще и школьного образования в частности.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая Правительством в ноябре 2012 года, представляет собой серьёзнейший комплекс мер по дальнейшему развитию образования в России. Особое достоинство представляет комплексный подход Программы, продемонстрированный как в охвате всех групп молодого населения (и немолодого тоже), так и в охвате большинства сторон процесса образования и практически всех инфраструктурных его составляющих. Бесценное значение имеют предложенные решения по финансовому обеспечению планируемых мероприятий Программы. В целом представленная Программа заслуживает искреннего пожелания успешной её реализации.
Принятый в декабре 2012г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет законодательную основу образовательной деятельности в стране, существенно обновив установления Закона Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года.
Вместе с тем, эти важные государственные документы главной своей направленностью имеют решения по развитию инфраструктуры образования. Они, по существу, за немногими исключениями, не затрагивают сердцевину образования – содержание обучения. Предполагается, что эти вопросы будут рассматриваться и решаться за рамками Программы и Закона, при разработках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Однако рассмотрение, к примеру,  Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого в 2010 году, вызывает серьёзные вопросы и недоумения к содержанию образования детей на этой ступени. Эти вопросы и недоумения настолько велики, что «наводят тень» на всю Программу развития образования.
Известно, что именно содержание образования детей вызывает наиболее острую часть дискуссий в обществе по теме образования. Игнорирование в названных документах вопросов содержания образования, передача этих вопросов на ведомственный уровень Минобрнауки, устанавливающего ФГОС, порождает большие сомнения в общественной пригодности Программы и Закона, в реальной образовательной эффективности предусматриваемых значительных финансовых средств. Вполне может случиться, что реализация Программы будет напоминать строительство моста «в никуда» - построенного в Адыгее в 2012 году моста через реку Лаба: современный мост длиной 4,4 км, стоимостью 600 млн рублей, построенный по Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России», ведёт, по сообщениям СМИ, в тупик – в глухой тёмный лес.
Хотя, безусловно, большинство предлагаемых государственных мер совершенно жизненно необходимы, однако без правильного определения содержания образования вся работа и все затраты приведут нас снова всё к тому же «разбитому корыту» в школьном образовании.

Стойкие недостатки обучения.
В принятых упомянутых государственных решениях не просматриваются способы и средства устранения главных недостатков школьного образования, порождённых неизменностью содержания обучения чуть ли не со времён социалистической индустриализации 1930-х гг. В части школьного образования к таким недостаткам относятся:
1. Пропагандистское насилие.
Декларируемое во всех документах «воспитание как первостепенный приоритет в образовании» с «важнейшими задачами воспитания  -  формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,  духовности и культуры…», с соответствующей трансляцией в учительскую деятельность, психофизиологически не может быть воспринято подростками, поскольку у них ещё не развились структуры мозга, пригодные для такого восприятия. А потому подобное воспитание является насилием над подростком с соответствующими последствиями в виде подсознательного отторжения и отвращения к нему и к его носителям. Указанное «абстрактное» воспитание в этом возрасте может достигаться только опосредованно, в виде «побочного» следствия образовательных усилий по обучению конкретным делам, которые только и способен воспринять подросток.
Кроме того, неустанное навязывание подросткам абстрактных норм на фоне существенных отличий повседневной жизни от этих норм провоцирует у них формирование двойной морали – «для школы» и «для жизни». Последствия двойной морали – развитие лживости, формирование разделения в обществе на «они» и «мы», формирование недоверия к учителям в частности и к властям вообще.

2. Преобладание в образовании «знаниевого» компонента над «деятельностным».
Пропагандистское насилие – первый, но не главный недостаток. Главным недостатком школьного образования является преобладание «знаниевого» компонента над «деятельностным».
Причина недостатка всё та же – непонимание и игнорирование системой образования «возрастных особенностей подросткового возраста, когда ребёнок устремлён к реальной практической деятельности», и психофизиологической неготовности мозга подростка к восприятию абстрактных форм средового воздействия. В этом кроются корни бед по отставаниям в усвоении учебного материала, по формированию психической неустойчивости подростков и появлению у них отвращения к школе. Здесь же корни бед по перегрузке учеников и ослаблению их здоровья.

3. Отсутствие обучения «обустройству внутреннего пространства».
        Ю.Н. Афанасьев: «когда в XV веке Москва избрала для себя дорогу построения православной империи, приоритетом страны на пять столетий вперед стала внешняя территориальная экспансия, но не обустройство внутреннего пространства». Исторически сложившееся неумение обустраивать своё внутреннее пространство позволило немцам ещё в годы войны 1941-1945 гг. приклеить нашему народу ярлык «руссиш швайн», смыть который не удаётся до сих пор.
        Школьное образование может и должно стать основным каналом обучения нашего народа умению обустраивать своё внутреннее пространство, поскольку системным образом сделать это не в состоянии никто, кроме школы.

        Представляется, что нынешние образовательные инициативы в принципе неспособны устранить «врождённые» пороки системы школьного образования.
        Нужны новые подходы.

Чему и как учить детей и подростков.
В качестве одного из новых подходов к содержанию основного общего образования предлагается подход, существо которого состоит в том, что главной задачей основной общеобразовательной школы должна стать подготовка подростка к жизни в современном обществе. 
        Такая задача отличается от задач сегодняшней школы, которые обозначены, в явном или неявном виде, как: а) подготовка к поступлению в ВУЗ; б) формирование человека, «напичканного» некоторыми абстрактными знаниями; в) воспитание конформиста - человека, удобного для управления сверху властями всех видов.

        По-крупному, основные особенности современного общества выражены в 2 чертах:
- сильно развитая и продолжающаяся развиваться и усложняться «вторая» материальная природа, созданная разумом и руками человека;
- сложная и продолжающаяся усложняться социальная среда проживания, сформированная человеческим разумом.
Названные особенности существенно ослабляют влияние изменений природной среды на жизнь человека, облегчают адаптацию человека к ним и содействуют выживаемости человеческого вида. В то же время эти особенности требуют от человека специфических умений пользования материальными средствами и социальными инструментами. Такие умения генетически не наследуются, каждый индивидуум вынужден осваивать их заново при вхождении в современный мир. К тому же постоянное развитие материальных средств «второй природы» и социальных инструментов в ходе развития общества  обрекает каждого индивидуума на обновление своих специфических умений практически на протяжении всей своей жизни. Кроме того, и генетически наследуемые умения человеку приходится модернизировать, приспосабливая их к материальным и социальным условиям, складывающимся в месте его проживания.

        Нарастание требований к человеку в современном обществе вызывает необходимость в увеличении знаний и умений, потребных ему, человеку, для существования в этом обществе. При этом настоятельным становится изменение пропорций этих его свойств – если раньше, в ХХ веке, приоритетным считалось знание, то теперь, в ХХI веке, на первый план всё больше выходит умение. Естественно, важность знания не подвергается сомнению, поскольку знание в сознательных видах деятельности остаётся базой для умения. Так что лозунг ХХ века «знание – сила» сейчас следует, скорее всего, заменить другим лозунгом «умение – сила».

        Перечень умений,  потребных человеку для жизни в современном обществе, достаточно очевиден. Можно привести один из его вариантов:
 1. Умения содержать себя и ближнюю среду обитания:
- содержание собственного тела,
- содержание собственной психики,
- содержание собственного жилья (квартира, дом и т.п.),
- содержание собственной прижилой недвижимости (дача, гараж и т.п.),
- содержание лично-семейной техники (средства связи, транспорта, информатизации и др.),
- обеспечение личной безопасности,
- организация личной жизнедеятельности.
 2. Умения сосуществовать с окружающей социальной средой:
      - семья,
- родственники,
- противоположный пол,
- приятельская среда,
- муниципальная среда,
- государственная среда,
- профессиональная среда,
- общество (в т.ч. умения пользоваться общественными инструментами),
- человечество (здесь же – языковые, географические, исторические, астрономические знания и умения как база для выстраивания своих отношений с другими территориями, странами и народами).
 3. Умения сосуществовать с окружающей природной средой:
- утилизация и захоронение отходов лично-семейной жизнедеятельности,
- личное пользование ресурсами населенного пункта, прижилой зоны (бытовые
  учреждения, транспорт, рекреационные зоны, культурные учреждения и др.),
- личное пользование ресурсами окружающей природной среды (водоёмы, леса,
земли, воздух).
 4. Профессиональные умения:
- преобразовательско-производительные умения,
- научно-исследовательские умения,
- обслуживающие умения,
- «культурно-искусственнические» умения,
- управленческие умения. К этому виду умений следует, видимо, отнести также умения родительской деятельности – материнской и отцовской, а также умения   преподавательской и тренерской деятельности.

       Умения 1-3 видов необходимы каждому человеку. Из числа профессиональных умений 4-го вида каждый человек выбирает своё умение (умения) по своему психофизиологическому складу с учётом реалий окружающего мира. Исключение составляют умения родительской деятельности, которые в норме необходимы каждому человеку».

       Содержанием  образования в основной общеобразовательной школе России должно стать обучение умениям 1 – 3-го видов:
- умения содержать себя и ближнюю среду обитания;
- умения сосуществовать с окружающей социальной средой;
- умения сосуществовать с окружающей природной средой.
       Естественно, что рекомендации относительно содержания ряда умений должны быть дифференцированы применительно к особенностям различных регионов, национальностей, этносов, социальных и профессиональных групп и т.п.

       А обучение знаниям, характерное для нынешней традиционной российской школы, должно быть сориентировано на содействие обучению указанным выше умениям. Знания, «вросшие» в умения, несравнимо прочнее и, безусловно, полезнее «самоцельных» знаний. Немаловажно также, что догматическая и формальная часть знаний при этом неизбежно «выпадает в осадок» вместе с затратами на их преподавание и усвоение.

        Также надо иметь в виду, что обучение умениям даст ученикам не меньше, а больше знаний, поскольку оно требует ответов на 3 вопроса: что надо делать? почему надо это делать? как надо это делать? Кроме того, широкий спектр умений неизбежно предполагает широкий спектр необходимых для их освоения знаний. Это касается и таких «умных» предметов как математика, физика, химия, биология, социология и др.  Конечно, глубина знаний и точность умений здесь может быть недостаточна для успешной профессиональной деятельности. Но общеобразовательная школа и не может иметь цели подготовки к профессиональной деятельности, её цель – подготовка к «профессиональной» жизни в обществе, в том числе к готовности осваивать «премудрости» будущих профессий. Так сказать, «знать немногое о многом», а «знать многое о немногом» - это забота следующих этапов образования.
 
Переориентация школьного образования на обучение умениям «полуавтоматически» означает «начало конца» феминизации школы – работа мужчин в школе станет не только необходимой, но и привлекательной по содержательности труда.

        Помимо изменения структуры содержания образования в основной общеобразовательной школе имеется настоятельная необходимость изменения способов и методов обучения школьников. Необходимо активное и решительное введение в практику  образных, аналоговых способов и средств обучения. Это диктуется особенностями детского психофизиологического развития. У детей и подростков формирование лобных долей полушарий головного мозга, обеспечивающих рациональное мышление, ещё не завершено, а потому у них преобладает эмоциональное реагирование на мир. А, как ярко выразился один из специалистов, «обучить эмоциональный мозг можно только в реальных условиях (впрочем, он легко путает достоверно выглядящий тренажёр с таковыми), чтение учебников ему глубоко до лампочки».

        Вполне очевидно, что предлагаемые изменения содержания и способов обучения в основной общеобразовательной школе потребуют серьёзных изменений всей инфраструктуры этой школы – программы и методики обучения, учительский корпус, материально-техническая база.

Что делать, с чего начать?
Видимо, следует признать, что возможности Минобрнауки, как органа ведомственного управления, недостаточны для выработки способов назревшей модернизации школьного образования. Будучи главным исполнителем решения задачи, Минобрнауки все проблемы типа «необходимость–возможность» неизбежно будет стараться разрешать в пользу «возможность», занижая общественную необходимость до уровня ведомственных возможностей.
Общенародный и общегосударственный масштаб задачи требует и соответствующего масштаба управления её решением. По существу речь идёт о выработке своеобразного государственно-общественного заказа системе образования. Сложность проблемы необходимо предполагает участие в её решении представителей всех основных государственных органов, предпринимательской среды и общественных организаций (исключая религиозные).

Для решения задачи модернизации школьного образования предлагается следующее.

1. Создать временную целевую Проектно-Аналитическую Группу (ПАГ) по разработке и организации модернизации школьного образования при Председателе Правительства РФ во главе с руководителем ранга заместителя Председателя Правительства.
     Предоставить руководителю ПАГ право привлекать (и приглашать) к работе в Группе специалистов из любых организаций России в необходимых по его усмотрению количествах с необходимым уровнем оплаты труда, а также право заключать договоры с подрядными организациями на выполнение отдельных работ.

2. Поручить ПАГ организацию решения следующих задач:
- привлечение и анализ предложений специалистов по новым подходам к модернизации школьного образования,
- анализ существующих программ и методик школьного образования в ведущих зарубежных странах,
- разработка и согласование с общественностью существа и способов модернизации школьного образования,
- организация разработки программ и методик школьного образования,
- организация подготовки и переподготовки учителей для обучения школьников по новым программам и методикам,
- организация проектирования и создания материальной базы школ, необходимой для обучения по новым программам и методикам,
- планирование и организация хода модернизации школьного образования с использованием методов параллельного блочного проектирования и реализации разработок,
- разработка и внесение в Правительство РФ соответствующих бюджетов расходов на осуществление мероприятий модернизации школьного образования.

3. После достаточной «раскрутки» основных шагов управление ходом модернизации школьного образования можно будет передать Министерству образования и науки, а временную Проектно-Аналитическую Группу расформировать.

Более подробно аргументы и обоснования по модернизации основного общего школьного образования изложены в моих статьях, размещённых на сайте «Проза.ру»:
- «Умение – сила», http://www.proza.ru/2010/01/02/346,
- «О модернизации школьного образования в России», http://www.proza.ru/2012/02/27/646.