Нельзя быть немножко беременной

Юрий Шпилькин
Часто можно услышать сетования старших, что у нынешней молодежи фрагментарное мышление, больше чем на 20 минут они сосредоточиться не могут. Обвиняют в этом Интернет, телевидение, но основная причина – это бездумное внедрение в систему образования тестовых экзаменов (ЕГЭ, ПГК), вызывающих критику, как ученых-теоретиков, так и практиков-учителей. Ректор МГУ В. Садовничий критически отнесся еще в 2002 году к решению Министерства образования РФ  по присоединению России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.

В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий заявил, что для системы российского образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Также Садовничий неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) – проводимого в виде теста единого экзамена в школах, по результатам которого школьники могут поступить в вуз.

Обеспокоенность противников Болонской конвенции вызвана, прежде всего, тем, что учащиеся вместо того, чтобы изучить тему механически зазубривает только правильный ответ теста. Как правило, в ответах теста один правильный и четыре неправильных варианта, что лишает какого-либо поиска правильного ответа. Получается, как бы только абсолютная истина. Но едва знакомый с философией человек, знает, что  истина - бывает абсолютная и относительная. В таких тестах относительная истина исключена, нет вариативности. Кто-то в Министерстве это понял, и пришла инструкция ввести в тесты по ТРИ (!?) правильных и пять неправильных ответов.

 Благое решение, но опять-таки лишенное философского осмысления. Предлагается метафизическая притча о слепых, которые подошли к слону и каждый по-своему  объяснил, кто такой слон. Диалектика исключается, следовательно, это агностицизм. Все-таки в ответах следует оставить не более двух правильных ответов. Общеизвестно, что беременность либо есть, либо ее нет,  нельзя быть немножечко беременной…

P.S.Публикуя этот текст, я вовсе не собирался отвергать тесты как таковые. Как прмежуточный зачет по теме тестирование необходимо и об этом совершенно справедливо в рецке написал учитель информатики: "Уважаемый Юрий!  Я вовсе не считаю систему ЕГЭ идеальной, вижу в ней много недостатков, как устранимых в принципе, так и неустранимых.
 Но давайте честно сравним ЕГЭ со старыми экзаменами в родной школе, принимаемых родными учителями. Как учитель с многолетним стажем, заявляю, что в последние годы это была чистая профанация".Я намерено оставил в стороне те недостатки школьного и вузовского экзамена, которые связаны с субъективным фактором. Мне как преподавателю вуза с вводом тестов стало комфортнее, никто не звонит накануне экзамена и в коридорах не ловит, с просьбами за племянника, соседа и т.д, хуже. когда целыми классами выпускники все тесты сдают на отлично (как это было, кажется, в Дагестане), а потом вразумительно не могут двух слов связать.Своей задачей я ставил предостеречь от метафизического подхода к составлению тестов, ведущего к агностицизму как в  мировоззрении, так и во всем знании.