Конкурсы на сайте проза. Закулисная правда

Дмитрий Ятокин
Как выиграть любой литературный конкурс? Спросите у известных писателей и они откроют вам секрет: занести деньги в жюри или не участвовать в конкурсе!

Но что делать, если денег нет, а очень хочется, чтобы это наконец-то случилось в первый раз? Собирайте ваши тетрадочки в портфель и вперёд! Туда, где море огней, где публика ждёт и фанфары звенят! К заветной станции «Солярий Славы»!

Но прежде, дабы медные трубы вас не оглушили, нужно основательно подготовиться. Запастись кремом от загара, берушами. Оглядеться по сторонам, подсобирать информацию.

В этом мирё всё когда-то было. И конкурсы тоже. На «прозе» совсем недавно завершился проект с символичным названием «Народный писатель». Но конец – это чьё-то начало! Если к вам начали заходить незнакомые авторы и оставлять рецензии одна лестнее другой, то что это значит? Да здравствует очередной конкурс «Народный писатель!»

Я не участвую в конкурсе на «народного», поэтому поддерживаю всех номинантов, которые приходят на мою страницу. Когда сам не участвуешь в борьбе – можешь позволить себе душевную щедрость, можешь голосовать без оглядок на выстраивание предвыборных тактик и стратегий.

Кто может стать народным? Прежде всего те, кого выдвинул оргкомитет. И дань современной политической моде – самовыдвиженцы. Платите деньги и двигайте талант сами. Или подкопите 5000 баллов – и выдвигайтесь. Или найдите доброго спонсора (дядю или тётю из «прозовских»), они вас двинут бескорыстно (кто-нибудь встречался с такими?)

Вряд ли самовыдвиженцы далеко продвинутся, но попытаться можно. Пусть меня поправят знатоки, но самовыдвиженцы на «Народного-2012» в тройку призёров ведь так и не попали?

Предположим, вас выдвинули. Что дальше? Хлопать в ладоши и ждать вызова на сцену ЦДЛ? Не дождётесь! Нужно сучить лапками, взбивать победу! Должно набраться человек триста добрых, готовых отдать вам свой голос. Ерунда, подумаете вы? Ведь голосовать имеют право десятки тысяч человек с сайта «проза»? А с чего они ДОЛЖНЫ голосовать за вас? Кроме вас ведь выдвинуто ещё ох как много достойных претендентов! Чтобы за всех проголосовали 300 согласных, и ста тысяч авторов «прозы» не хватит!

Триста голосующих за вас прозовцев - это очень много. Тем более, что найдутся принципиалисты, которые не будут голосовать ни за кого ни при каких условиях! Потому что их самих не выдвинули!

Следом за выдвижением начинается этап продвижения! Аудитория «прозы» должна узнать вас и полюбить, ведь не все выдвиженцы 2012 года были популярны в среде сайта. Если вы именно такой, на кого смотрят с удивлением: «А этот (эта) откуда вылезли? – вам придётся приложить ровно столько усилий, чтобы через месяц удивление сменилось на одобрение: «А, это тот (та) самые!»

Придётся ходить в гости к избирателям, писать им рецензии, хвалить, предлагать голосовать за себя. Главное, не переусердствовать! Агрессивная стратегия продвижения может отпугнуть творческих людей. Но и стесняться не надо! Вы не за подаянием ходите, вы предлагаете оценить ваше творчество.

Памятный пример с одним из авторов, выдвинутых на «народного 2012». Он по пять раз за день анонсировал свои произведения на главной странице, устраивал викторины, раздаривал баллы. Народ баллы разобрал, а голосовать за него не стал! И в тройку лидеров этот автор не попал. Потому что самомнение автора убежало далеко вперёд реального таланта.

Почему слово талант впервые прозвучало в статье? Да потому что талант – вещь не материальная, его нельзя измерить, сравнить. Талант, как душа, измерению не поддаётся! На «Народного-2012» отобрали 50 претендентов, но победу одержал не самый талантливый (таковых вообще не существует), а самый любимый! Точнее, любимая! Нина Роженко Верба! Победила заслуженно! Если у кого есть другое мнение – высказывайте.

Возмущение на просторах «прозы» вызвала третья победительница конкурса Галина Щекина. Некоторые авторы тут же принялись навешивать ярлыки: «безграмотная», «графоманка». Орфографические ошибки есть у всех. Ну, почти у всех!

Некоторые классики (не с сайта «проза») вообще писали без знаков препинания, без гласных, без согласных! Есть корректоры, есть редакторы. Важен ведь стиль, манера письма. Важны мысли, их подача. Раз Галину Щекину народ выбрал – так и нечего обсуждать! Читатель проголосовал «за!» И не важно: сердцем, головой или чем-то ещё! Проголосовал и точка! Демократический выбор сделан!

В политике также существуют выборы. В России существовали. В 90-х годах власть сильно напрягалась, когда народ голосовал за так называемые «криминальные авторитеты», за людей, когда-то сидевших. И власть, дабы не осложнять себе жизнь, выборы запретила. Что мы получили? Честных политиков? Как бы не так! Если не жулик, то вор! Сажают мэров, губернаторов, министров. И всех этих деятелей не выбирали, а назначали! Так что лучше? Выбор народа или выбор узкого круга приближённых?

Другое дело, что с течением времени, когда от даты вручения премий  минуло полтора месяца, у многих авторов возникают резонные вопросы: а где же тот народ, который проголосовал за Никея и Щекину? Голосовать голосовал, а читать не хочет? Странный у нас народ!

Что не нравится в организации конкурса «народного писателя»? Это его размытость. Кто он, народный? Как выбрать из шеренги, в которой плечом к плечу встают авторы, пишущие романы, рассказы, публицистику, миниатюру, эротическую прозу? И как взвешивать на одних разновесах популярность авторов, пишущих фантастику, любовную лирику, детективы, ироничную или юмористичную прозу?

Одно понятно сразу: у «чистых» романистов шансов стать народными нет! Ну не читает нас народ! Не желает тратить на перелистывание двухсот  страниц своё драгоценное время. А разделы естествознание, история, политика, киберпанк – как прикажете оценивать?

Зачем тогда этот цирк с выдвижением, с голосованием? Ну, владельцев сайта понять можно – они так деньги зарабатывают, не дают «океанам прозы» в болото превратиться. А нам, подавляющему большинству авторов, к чему дрыгаться? Голосовать за кого-то?

Не честнее ли создать оргкомитет конкурса авторов этак из тысячи (больше в среде действующих авторов не наберётся), пусть каждый выдвинет человека по три. Сначала провести мягкое рейтинговое голосование, выбрать шорт-лист. А потом из пятидесяти избранных тайным голосованием выбрать трёх победителей. Что от этого изменится? Писатель уже не будет таким народным? Так и при нынешних условиях, когда простые читатели могут голосовать платными СМС, а право авторов сайта голосовать ограничено наличием проходного ценза в виде собственных 1000 читателей – такая ли всеобъемлющая народность будет у победителей?

Наиболее честная система голосования у американского «Оскара». Тысячи академиков киноиндустрии тайно выбирают победителей по нескольким номинациям. Кстати, руководителям сайта не помешает внести отдельную номинацию «за заслуги перед сайтом проза» или «за верность сайту проза».

И ничего ироничного в этом предложении нет! Есть множество авторов, кто находится на сайте с момента его основания, но кто в настоящее время уже «выдохся». Почему не поощрить таких людей? Не дать им возможности несколько раз бесплатно опубликоваться на главной странице? Это поможет «оживить» многих на портале прозы.

Недавно я сам решил прокатиться через катки конкурса «Алые Паруса Любви». Мой первый блин оказался не комом! Второе место, благоприятные отзывы членов жюри. Какие ощущения, какие советы? После быстро схлынувшей радости и гордости за свой талант?

Первое ощущение – честность! Лично у меня не осталось сомнений, что могут быть подтасовки или «протаскивания» своих! Хотя поводы для сомнений были. Несколько членов жюри принимали участие в конкурсе. Особенно запомнилась двусмысленная фраза члена оргкомитета: «Мы с трудом уговорили их не снимать своих кандидатур».

А зачем вы уговаривали? Чтобы они победили? Так они и победили, но правда вне конкурса! А что, без работ членов жюри конкурс выглядел бы бледновато? А вы не подумали, что при таком подходе может быть подорвано доверие к самой идее проведения подобного конкурса в будущем? Оргкомитет должен чётко и громко заявить: члены жюри в конкурсе не участвуют! Ни конкурсно, ни внеконкурсно! Или проводите конкурс среди членов жюри! Кто-нибудь рискнёт?

Какие советы будущим конкурсантам? Внимательно изучите регламент конкурса. Размер произведения, тема. Если можно выдвигать одно произведение – не отсылайте пять «на усмотрение жюри».

Если тема конкурса – Россия, не отсылайте работ по Израилю с оговоркой, что герой родился в России, а потом эмигрировал.

Реально оцените свои силы. Если ваш рассказ пять лет как написан, а имеет всего три рецензии – вряд ли он заинтересует жюри. Почитайте других авторов, подумайте, что сегодня привлечёт внимание читателя?

Сыграть можно и на контрасте, как это сделал я со своим рассказом «Знаменитый кофе в постель». Тема конкурса – любовь. А у меня в начале рассказа – рассуждения о том, что нужно женщине. Потом попытки героя докопаться до истины. Юмор, ирония, грусть. И лишь в самом конце рассказа читатели понимают – так это ж о ней, о любви!

Не пишите рассказов к конкурсу. Спешка вряд ли поможет. Вы не успеете «обкатать» рассказ, пропустить его через читателя.  Скорее всего материал окажется сырым.

Вытащите ваше произведение из сборников и разместите его на вашей главной страничке. Читатель не будет рыться в ваших архивах, это может быть расценено как неуважение.

Попросите ваших знакомых по сайту «проза» почитать рассказ и написать рецензию. Обязательно уточните, что вы собрались на конкурс. Иначе рецензии могут быть формальными. Если вы доверяете этим людям, прислушайтесь к их советам и сделайте правки.

Кажется, всё? Тогда вспомните вашего Бога и двигайтесь. Если вы всё сделаете правильно, если вы талантливы – успех вас найдёт.

И не важно, займёте вы первое место на конкурсе или не займёте ни какого. Вы «высветите» себя, вас заметят. Вы станете «одним из» десятков тысяч писателей, публикующихся на прозе, о существовании которых может быть никто никогда и не узнает.

Не победите в конкурсе, так победите самого себя! Встряхнётесь, настроитесь на рабочий лад, проветрите голову! Это поможет вам в дальнейшем. Наша жизнь после конкурсов не заканчивается! Всем успехов, побед и радостей!