Григорий Бакланов

Майя Уздина
Я любила читать военную прозу Григория Бакланова, Василя Быкова, Виктора Некрасова. Для меня это были наиболее значительные  имена авторов военной литературы. Встретиться  на вечерах ни с В.Некрасовым, ни с В.Быковым я не могла. А Григорий Яковлевич Бакланов жил в Москве. Однажды я задумала пригласить его на один из Устных Литературных  Альманахов, проводимых ежемесячно в ЦДРИ.

 Это были популярные встречи, проходившие при переполненном зале, вмещающем 600 зрителей. Альманах представлял собою новости из разных литературных жанров.  Он состоял из постоянных страниц – «Проза», «Поэзия», «Сатира». Другие страницы были взаимозаменяемы – «Литература и кино», «Литература и музыка», «Артист за письменным столом» и др. Что бы ярче представить это, могу привести примеры. «Литература и кино» короткометражный фильм по сценарию Григория Горина «Фортуна» Очень забавный фильм о лотерейном  билете, получившим крупный выигрыш. Из этого билета  ребёнок сделал лодочку под названием  «Фортуна». В рубрике «Артист за письменным солом» выступали С. Юрский и М. Миронова.

Но   самое сложное было найти достойного прозаика, умеющего интересно говорить. Это дано не всем. Вот Наталья Ильина прекрасно общалась с залом. Но она -  мемуарист. Ну, решилась я позвонить Бакланову. И сразу он отказал мне, ссылаясь на неумение говорить. Но я не отступалась. Как я убеждала его, сейчас даже смешно вспоминать. Главный мой аргумент : «Вы увидите глаза своих  читателей…» Говорила я долго. Даже слишком. Наконец,   засмеявшись, он  согласился.

И была встреча. Конечно, говорил он не так, как Зиновий Гердт. Но, между прочим, несколько раз слушая замечательного артиста на разных площадках, я убедилась, что его выступления не импровизация, а хорошо продуманный и часто повторяемый материал.
И вот перед зрителями Григорий Бакланов. Говорит  медленно, ощущение -  будто писатель  обдумывает заново, происшедшее давно. Он   задавал вопросы.  Он смог создать атмосферу, заставляющую зрителей тоже задуматься. Своей естественностью  он  захватил зал, немало вопросов задали ему.

 Он передал трагизм  фронтового прошлого, которое, однако, в любом случае освящала высшая цель: защита Родины.
 
Он был писателем  "окопной правды». Первыми повестями о Великой Отечественной стали «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), принесшие ему признание  как читателей, так и критики, которая назвала его произведение «прозой психологического драматизма». Из западной литературы  его можно сравнить с Ремарком.
 
 Для этого направления характерен взгляд на войну сквозь призму отдельных человеческих судеб. В «Пяди земли» действие максимально локализовано в пространстве. Перед читателем предстает небольшой — километр на полтора — плацдарм, где герои живут и умирают, борются и побеждают.Устами героя этого произведения автор провозглашает свою нравственную позицию: «Мы не только с фашизмом воюем, — мы воюем за то, чтоб уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь на земле была человечной, правдивой, чистой».
 
Писатель рассказывает о повести:  «Пядь земли» была третьей по счету моей повестью и первой, принесшей мне известность. Ее издали в тридцати с лишним странах мира – и в Англии, и во Франции, и в Италии, и даже в Испании, где тогда практически не издавались наши книги. В Германии ее переиздавали четырежды, в том числе – массовым тиражом. У нас повесть напечатал журнал «Новый мир», официальная критика обрушилась на нее, и книга была задержана на полтора года. Главное обвинение звучит сегодня смешно: «окопная правда…». Между прочим, в годы первой мировой войны газета большевиков на фронте называлась «Окопная правда». Выходит, когда царя свергали, окопная правда считалась высшей, народной правдой, а как сами воцарились, потребовалась правда иная, генеральская, что ли? Но и в Первую мировую, и на этой войне в окопах сидел народ, и хулу критиков я воспринимал как похвалу. Однако после «Пяти земли», которую пометили этим клеймом, судьба книг, в которых критика усматривала признаки «окопной правды», становилась незавидной. Писать требовалось не то, что было, а как должно было бы быть. А я всю войну пробыл в окопах, в артиллерийской разведке, на передовом наблюдательном пункте, войну видел с поля боя и писал, что видел и знал».
 
Повесть «Мертвые сраму не имут» (1961) также сосредоточена на судьбах отдельных людей. В ней описывается безнадежный бой артдивизиона, попавшего на марше под массированный удар немецкой танковой колонны. Главную мысль произведения раскрывает фраза о том, что «за тех, кто жалеет себя в бою, другие расплачиваются кровью. Это закон войны». На войне люди проявляют себя по-разному и поступают каждый в соответствии со своими моральными принципами.

 Роман  «Июль 41 года» (1964), где Бакланов,  анализируя глубинные причины неудач первого периода войны,  усматривает их в "синдроме тридцать седьмого года" — страхе, подозрительности, конформизме в мирное время и рефлексии интеллигента в лицемерном обществе.

На описание красоты писатель скуп. Вот как пишет он об убитом мальчике в романе «Июль 41 года»: "Между пальцами его босых ног пробилась трава, придавленный боком кустик земляники криво тянулся вверх, и на нем, рядом с мертвым телом, краснели темные перезревшие ягоды".
 
Главные темы его творчества – человек на фронте, жестокость войны, противостояние честности и подлости, бессмысленность смерти, будничный трагизм жизни фронтовиков. И всё это выражалось точными,скупыми словами и доверительным тоном писателя.
 
Я иногда вспоминаю эту встречу. По словам самого Григория Бакланова, ему понравилась эта встреча. Позже, не раз слушая его выступления по радио, втайне гордилась, воображая, что на это первое публичное выступление я уговорила его.

ФРАГМЕНТ ИЗ АВТОБИОГРАФИИ ГРИГОРИЯ БАКЛАНОВА.

 Родился я в Воронеже, 11 сентября 1923 года, и довоенный Воронеж, и Воронеж после военных лет есть в моих книгах.

Мне было 10 лет, а старшему моему брату Юре – двенадцать, когда умер наш отец Яков Минаевич Фридман. Мать, Ида Григорьевна Кантор (ей посвящена моя повесть «Пядь земли»), пережила отца всего на два года. Взяли нас к себе ее сестры. Школу я не окончил, после девятого класса перешел в авиатехникум: хотелось получить профессию, стать самостоятельным.

Началась война, я работал слесарем на 18-м авиационном заводе, здесь делали знаменитые штурмовики того времени: ИЛ-2. Старший брат (он уже учился в МГУ на историческом факультете) ушел в ополчение, меня на фронт не взяли – мне еще было семнадцать лет. И в военное училище нельзя было попасть без аттестата об окончании школы. Я экстерном сдал за 10-й класс, что, впрочем, не пригодилось. Заново формировали вышедший из окружения артиллерийский полк, это было уже начало зимы. Я пришел к командиру полка, сказал, что старший брат мой погиб на фронте, попросил взять меня в полк. Он взял.
 
Из всех человеческих дел, которые мне известны (ни в концлагерях, ни в гетто мне быть не пришлось), война – самое ужасное и бесчеловечное дело. Но оттого, что жизнь и смерть здесь сближены, как выстрел и разрыв снаряда, многое видишь и чувствуешь обостренно. Ты можешь не думать, что тебе это дано видеть в последний раз, ощущение это - в тебе, и не раз на фронте, словно прозревая, я поражался красоте мира.

 Был я рядовым бойцом («солдат», «офицер» - это пришло позже) и одно время я был самым молодым в полку. Потом с Северо-Западного фронта меня послали во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, оно тогда находилось в Башкирии, окончив его, я попал на Юго-Западный, в дальнейшем 3-й Украинский фронт. В октябре 1943 года, когда мы брали Запорожье, меня тяжело ранило, шесть месяцев в госпиталях, несколько операций, в итоге признан ограниченно-годным, инвалидом третьей группы, но в свой полк, в свой взвод я вернулся.

 Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, это бои на плацдарме за Днестром, где я был контужен, стали в дальнейшем местом действия моей повести «Пядь земли». Потом – тяжелейшие бои в Венгрии, в районе озера Балатон; в какой-то степени об этом написана моя первая военная повесть «Южнее главного удара». Участвовал во взятии Будапешта, Вены, войну закончил в Австрии в звании лейтенанта.

Домой, демобилизовавшись по ранению, я вернулся в декабре 1945 года, как раз под новый год. Собственно говоря, дома не было, ничего не было, даже не было никаких планов на дальнейшее. Но никогда так спокойно, так беззаботно я себя не чувствовал. Я знал: главное дело моей жизни я сделал, а как дальше жить, кем быть – не тревожило, никаких карьерных соображений не возникало. Однако я уже начал писать, и это привело меня в Литературный институт…

Обычное читательское заблуждение: если книга от первого лица, значит, автор про себя пишет. Кроме книги невыдуманных рассказов – «Входите узкими вратами», - у меня нет ни одной автобиографической вещи. Но место действия я, как правило, не выдумываю. И фамилии персонажей, это чаще всего фамилии тех, с кем вместе воевал, живых и мертвых. Все было так свежо. Все – перед глазами, когда я писал «Пядь земли», и чувствовал себя я так, словно мне не тридцать шесть лет, а я так же молод. Как они там, на плацдарме, за Днестром.

Но совершенно с другим, с отцовским чувством писал я повесть «Навеки - девятнадцатилетние» - о мальчиках, не вернувшихся с войны, которые из всего, что ждало их в жизни, сделали только одно: спасли Родину. Цензура и эту повесть пыталась искалечить, задержан был номер журнала, в котором она шла. В дальнейшем повесть получила Государственную премию.

Из восьми фильмов, снятых по моим книгам, по моим сценариям, близок мне только телефильм «Был месяц май». Сценарий я писал по своему рассказу «Почем фунт лиха», режиссер Марлен Хуциев. Из нескольких пьес определенным успехом пользовалась поставленная Юрием Любимовым в Театре на Таганке пьеса «Пристегните ремни!»...
...Потом с 1986 года работа главным редактором журнала "Знамя".

"В декабре 1993 года я оставил журнал, чтобы написать роман "И тогда приходят мародеры. Этот роман, по сути дела, завершает рассказ о поколении и времени, в котором досталось  жить писателю, рассказ, начатый повестью «Пядь земли», романами «Июль 41 года» и «Друзья», повестями «Навеки - девятнадцатилетние», «Меньший среди братьев». В определенном смысле это - итог. За ним - все дальнейшее".

Один из ярких "перестроечных" публицистов, Бакланов с 1986 возглавлял журнал "Знамя", сыгравший существенную роль в преодолении сталинистских тенденций в обществе. В последние годы Григорий Бакланов опубликовал ряд мемуарных рассказов, воспоминаний о писателях. Как главный редактор журнала «Знамя» (1986-1996) он внес огромный вклад в популяризацию российской литературы. Многие известные писатели после смерти А.Т.Твардовского перешли  из «Нового мира» в «Знамя». Здесь  можно было прочитать Ф.Искандера, Леонида Зорина, здесь  всегда печатались интересные прозаические, публицистические и поэтические новинки.

Бакланов был человеком, принесшим журналу "Знамя" независимость. В своих интервью он не раз говорил, что ему тяжело далось решение возглавить журнал. Но, едва он принял решение, дело его захватило: он не уставал повторять, как ждет талантливых рукописей, как гордится, что  его "Знамени" удалось опубликовать "Собачье сердце" Булгакова, "Повесть непогашенной луны" Пильняка, "По праву памяти" Твардовского, "Новое назначение" Бека. Наряду с "Новым миром" "Знамя" стало центром "возвращенной литературы".


В беседах с журналистами, в собственных статьях Бакланов выступал как публицист. В середине девяностых он говорил об угрозе фашизма в России и о том, что до подлинной свободы добираться придется еще долго.

Новый фашизм порождается  девальвацией собственного названия: любой политик готов заклеймить оппонента прозвищем "фашист", члены "антифашистской" молодежной организации оперируют вполне фашистской риторикой — а фашизм тем временем просачивается.


Бакланов не был очарован новым временем. В нем он видел зерно одичания. То, что он застал, — чеченские кампании и деградацию армии, терроризм, политическую стагнацию и неизбывность цинизма и вранья, общественную апатию (это после перестроечного всплеска) и нарастание угрозы неофашизма — подтверждает его опасения. Они распространялись и на искусство, и здесь все не так однозначно. И писатель в статьях 1990 года выступает  против литературы вседозволенности, произведений, утверждающих несоответствие текста жизни, конструирующих пространство, заполненное словами, за которые автор не несет морального ответа.

Григорий Бакланов скончался 23 декабря 2009 года в Москве, похоронен 26 декабря 2009 года на Троекуровском кладбище.

Награды .

Награждён:

орденом Красной Звезды (05.01.1945),
орденом Отечественной войны 1-й степени,
орденом Трудового Красного Знамени,
орденом «Знак Почёта»,
орденом Дружбы народов,
орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени,
медалями.

Библиография

Был месяц май (1990)
Военные повести (1982-86)
Вот и кончилась война (1987)
Время собирать камни (1989)
Входите узкими вратами (1996)
Друзья (1981)
Ехали земляки... (1986)
Жизнь, подаренная дважды (1999)
Загадка простоты (1984)
И тогда приходят мародеры (1996)
Избранные произведения (1980)
Июль 1941 года (1990)
Карпухин. Друзья. Меньший среди братьев (1989)
Навеки - девятнадцатилетние (1980-91)
Пядь земли (1983-89)
Свет вечерний (1988)
Свой человек (1993)
Чем люди живы (1978)
Южнее главного удара (1979)
Я не был убит на войне
Мертвые сраму не имут
Как я потерял первенство
В Снегирях
Почему фунт лиха
Пристегните ремни
Темп вечной погони
Канада
Хороший исход
Разжалованный
Нездешний
Дурень
Давай поудим рыбу когда-нибудь (2004)
Помню, как сейчас... (2005)
Надя (2005 )
Непорочное зачатие (2005)
В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (2005)
Кондратий (2005)
Вещие сны
Костенька и Коленька
Вот вы говорите

Ссылки
//www.belousenko.com/wr_Baklanov.htm
Последняя редакция: 7 июня 2009 г.,
 
1. Кумир - Бакланов Григорий
www.e-reading-lib.org/book.php?book=92793
Автор: Бакланов Григорий, Книга: Кумир. ... Полный текст книги (читать в онлайне): Кумир Скачать эту книгу (60k) в формате: fb2, lrf, epub, mobi, txt, html ...

2. Бакланов. Григорий Кумир - Электронная библиотека RoyalLib
royallib.ru/book/baklanov_grigoriy/kumir.html
Бакланов. Григорий - Кумир, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt :: Электронная библиотека royallib.ru.


 Киносценарии

1960 — Чужая беда
1961 — Горизонт
1962 — 49 дней
1964 — Пядь земли
1969 — День и вся жизнь
1970 — Был месяц май
1970 — Салют, Мария!
1972 — Карпухин
1978 — Познавая белый свет
1984 — Меньший среди братьев
1989 — Навеки — девятнадцатилетние

 Примечания

 Указ президента РФ от 06.06.1998 № 657 о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года. www.kremlin.ru. Проверено 30 декабря 2011.

Литература

Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
Григорий Бакланов на сайте интернет-проекта «Журнальный зал»

Ссылки

Бакланов, Григорий Яковлевич в библиотеке Максима Мошкова
Бакланов Григорий: Окопная правда
Эльга Бакланова. Мой муж Григорий Бакланов