Остров голодай

Мария Строева
В шестидесятые, когда на Васильевском острове ещё не было намывной дамбы, метро "Приморской", гостиницы "Прибалтийской", был просто песчаный берег с редкими кустами шиповника и клочками травы. Были там редкие деревянные домики. Эта часть острова называлась Голодай. Жили там "чухонцы", которые держали коров и возили молоко на рынок и под заказ. Жители центральной части Васильевского острова, летом использовали Голодай под пляж, а зимой по берегу прокладывали лыжные трассы. На льду залива, на мелководье, зимой устраивали каток. Воздух на Голодае был потрясающий, чистый, морской. Но был у Васильевского острова один недостаток. Весной и осенью, во время сильных штормов и наводнений, подвалы, а бывало и первые этажи - заливало.
Как-то осенью, в ноябре поднялся штормовой ветер. Те, кто сразу после уроков шли домой - ушли. А тем кто оставался на продлёнку, было тяжелей. Ветер достиг силы двадцатипяти метров в секунду. По радио каждый час сообщали уровень воды в Неве. Речка Смоленка, протекавшая недалеко от школы, уже часа три как вышла из берегов. Вода прибывала. Учащихся начальной школы одних домой не отпускали. Все ждали когда за ними придут родители. На моё счастье, за девочкой с которой мы жили в одном доме, пришёл папа и забрал нас двоих. С двух сторон мы крепко держались за него. Взрослому мужчине вода была по колено, а мы с подружкой ушли в воду почти по пояс. Ни какие резиновые сапоги не спасали. Кое как доплыли до подъезда, главная цель была не заболеть ещё сутки, так как следующий день для младших классов был актированным, то есть в школу можно было не ходить, а погулять можно.
На пути в школу, на Малом проспекте, находился рыночек, "Василеостровец", маленький и очень домашний. Иногда мы с подружками экономили на завтраках и шли на рынок за сушёными снетками. Их продавали стаканчиками, как семечки. Ловили снетка Псковичи на Чудском озере и продавали в Питере. Тогда, в детстве, вкус рыбки казался потрясающе волшебным. Когда стоял вопрос выбора между мороженым и снетком, выбор был в пользу рыбки. Как-то, после уроков, оказавшись очередной раз на рынке, увидели мы толпу, окружившую прилавок одного из продавцов. На прилавке стояла маленькая ширма, чуть больше развёрнутой книги. Дедушка - продавец и его внучка, лет семнадцати, одев на руку самодельных куколок, устроили представление. Народ смеялся. Кто-то грыз семечки, кто-то видя интерес зевак, тихонечко, под шумок, воровал кошельки... В руках продавцов "петрушки" оживали. Я уже имела представление о кукольном театре, родители раза два водили. Но это представление было совершенно неописуемо. Дедушка с внучкой говорили разными голосами, а главное, что "куклы" общались с конкретными людьми из толпы и вели диалог. Целых две недели продавали они куколок с шутками-прибаутками. В эти дни, после уроков, вся школа перемещалась на рынок. В нашем классе, все купившие кукол, играли на уроках. Общая успеваемость резко снизилась. Учительница не знала что с нами делать. На пед.совете кто-то из учителей предложил создать кружок "Мягкой игрушки", для кукольных представлений. Ученики после уроков ходили в кружок, и постепенно успеваемость восстановилась. Наша пионервожатая выпросила у завхоза ширму. Те, кто ходил на продлёнку, но уже сделал уроки, собирались с пионервожатой в пустом классе и устраивали представления. Так в нашей школе появился Кукольный театр.