Еду в Ченстоховский университет с лекциями и мастер-классом по батику.
С собой везу два изображения Богоматери Ченстоховской, написанные мной
на шёлке. Размер 60х40. Поездку воспринимаю, как удивительный подарок судьбы.
Сразу после возвращения меня ждёт операция на глаза.
Поможет ли она мне – не знаю. Я слепну, моя глаукома прогрессирует…
Полазив по интернету, нашла информацию о новом лекарстве, которое
стали использовать за границей против этой болезни. Это вытяжка из
растения, которое называется Колеус Фрасколия.
А по народному - крапивка. Она часто растёт на подоконниках
у бабушек или в поликлиниках. Яркие резные весёлые листочки:
красные и зелёные с белым.
Задумала выращивать у себя на подоконнике,
делать отвары.
Всё успокаивала себя - найду, обязательно найду выход из диагноза.
Тщательно приготовленные лекции с мультимедийным оформлением, ощущение
своей “нужности”, востребуемости,- всё казалось не очень важным, и отвлекало
от грустных мыслей о слепоте. Меня звала в Ченстохову Королева Польши,
черная Мадонна, древняя икона, написанная по преданию евангелистом
Лукой, национальная гордость католической Польши.
И католики и
православные пролучают утешение возле неё. Может и моя просьба будет
услышана.
В день, когда мы собрались посетить Ясну Гору, где находится часовня с
иконой, у меня сильно разболелось колено. Дорога была длинной, и я
воспринимала её как заслуженное испытание перед встречей с Ченстоховской
иконой.
Вош дворике монастыря было очень торжественно. Много детей, идущих
к первому причастию. Девочки , похожие на красивых фарфоровых кукол,
одетых в белые платьица, кружевные перчатки, прекрасные туфельки и венки,
мальчишки были серьёзнее, - они тоже поражали своей элегантностью.
Не знаю, как так получилось, но меня провели в зал, где эти дети
принимали причастие.
Я, одетая в тёмный дождевик – толстая, старая
тётка, сидела за детьми и слёзы сами ручьями текли по моим щекам.
Можно так сказать: это были слёзы радости. Я чувствовала просто физически,
что я нахожусь именно там, где я должна быть.
За иконой ухаживают монахи-паулины. Они каждый праздник одевают на
икону новый оклад. В тот день на Ченстоховской Божей Матери было платье
из светлого янтаря с золотыми королевскими лилиями.
В тёмном большом помещении икона была единственным светлым
окошком, да ещё дети, которые как ангелы, стояли перед нею на коленках.
А моё колено болело и я сидела. Внешне я выглядела поолнейшим диссонансом
в этой среде.
Вдоль стен часовни, тянулись поручни, которые обозначали дорогу,
идущую вокруг иконы, и люди шли на коленках по ней, бормоча
свои просьбы и благодарения для своей Королевны.
Сюда приезжают люди разных конфессий.
Вот несколько китайцев в белых кедах, озираясь по сторонам,
тоже вошли за ограждение.
За много веков в камне протёрлась хорошо заметная колея.
Мои батики проделали эту дорогу и я была просто счастлива, что мои
желания были исполнены: я “освятила" свои работы на шёлке возле
настоящей иконы. Теперь одну надо было оставить здесь, на Ясной горе,
а другую забрать с собой в Минск, чтобы она меня поддерживала в трудные
минуты. Ну не зря же здесь на стенах развешено столько палок, протезов ног
и костылей. Тысячи и тысячи глаз, изготовленых из воска, серебра, янтаря
принесли сюда поломники, подтверждая своё исцеления.
Выйдя на монастырский дворик, с трудом пыталась сконцентрировать
на чем-то взгляд. Вот шведские ядра в стене, так и остались, как память
веков, камни мостовой, стёртые подошвами сотен поколений.
Какие-то женщины окликнули нас. Это знакомые Уршули,
которая была нашим гидом. Подружка детства, которая тут работает,
и зовут её - Паулина.
Как это красиво перекликается с названием ордена Паулинов, которые
берегут и охраняют икону. А девушка Паулина работает рядом с часовней,
где хранится Икона Ченстоховской Божьей Матери, в сестричестве, которое
молится за души нерождённых детей. Сестры просят Христа дать им на
попечительство душу зачатого ребёнка, чтобы 9 месяцев каждый день молиться
о том, чтобы этот ребёнок родился, чтобы у родителей хватило мужества и милости оставить его в живых.
В комнате, где нас угощали чаем Паулина и Бася, уже висела копия
Ченстоховской Богоматери – тёмной мадонны, такой, какой её привыкли
видеть здесь. Олифа от времени очень потемнела, но черты лица были
различимы – слегка прищуренные глаза, маленький рот – типичное письмо 18 века. Композиция – одигитрия, путеводительница.
На нашей чудотворной иконе Минской Богоматери рентгеновские лучи увидели более позднее письмо.
Несомненно, и здесь оно было. На шелке я сделала лик светлым. Конечно,
я показала свои работы. Очень волновалась, потому что – нетрадиционно,
смела ли я что-то изменять в образе? Как они воспримут, вдруг не примут,
оскорбятся…
Пару минут тишины. Такое напряжение.
-Вы это продаёте? Мы хотим купить одну икону. Она нужна для нашего
сестричества…
Пока пили чай, мозги мои просто кипели. Мне было ясно и понятно, что
тема денег здесь вообще не должна присутствовать.
Итак, моё второе желание было тоже исполнено – моя икона осталась на
Ясной Горе, как подарок. И совсем рядом с настоящей.
Бася хочет записать мой телефон, адрес. Под рукой у неё маленькая книжка
Оremus – Это можно сказать, режиссёрский сценарий служб в костёле на
целый месяц. Глядя в текст этой книжечки, можно участвовать в службе –
петь и читать молитвы, видеть ход литургии. На обложке – православная
икона в византийском стиле моего мужа.(Он профессиональный иконописец )
Виктор замечает:" Вы сейчас пишете на книжке, где опубликована моя икона".
Бася округляет глаза:
- Я эту книжку недавно получила по почте. Не знаю, почему. Я не
выписываю Оремус, всегда покупаю. А тут без обратного адреса… Какое
совпадение. Будто визитная карточка ваша. И теперь вот вы пришли сюда.
Уезжая из Ченстоховы, после прощального ужина, мы расставались
с Уршулей на аллее, которая ведёт к Ясной горе. Вдалеке светился
купол монастыря.
И вдруг я увидела, что прекрасная аллея с обеих сторок украшена
пёстрыми растениями Колеуса Фросколии – Именно из этого растения
добывают лекарство против глаукомы. Я восприняла это, как добрый знак.
И в действительности, операция прошла хорошо, моё состояние значительно
улучшилось.
P.S. Само название «Ченстохова» происходит от слов – часто ховаться,
прятаться.
Монастырь расположен среди холмов. Поломники, идущие к нему, то
поднимались
на гору, то спускались с неё, теряя на несколько минут из зрения вид
монастыря. Он то прятался, то снова появлялся..