Про совпадения

Наталья Лось
     Еду в Ченстоховский университет  с лекциями и мастер-классом по батику.
 С собой везу два изображения   Богоматери Ченстоховской, написанные мной
на шёлке. Размер 60х40.  Поездку воспринимаю, как удивительный подарок судьбы.

  Сразу после возвращения меня ждёт операция на глаза.
Поможет ли она мне – не знаю. Я слепну, моя глаукома прогрессирует…
Полазив по интернету, нашла информацию о  новом лекарстве, которое
стали использовать за границей против этой болезни. Это вытяжка из
растения,  которое называется Колеус Фрасколия.
А по народному - крапивка. Она часто растёт на подоконниках
 у бабушек или в поликлиниках. Яркие резные  весёлые листочки:
 красные и зелёные с белым.   
Задумала выращивать у себя на подоконнике,
 делать отвары.
 
   Всё успокаивала себя - найду, обязательно найду выход из диагноза.
  Тщательно приготовленные лекции с  мультимедийным оформлением, ощущение
своей “нужности”, востребуемости,- всё казалось не очень важным, и отвлекало
 от грустных мыслей о слепоте. Меня звала в Ченстохову Королева Польши,
 черная  Мадонна, древняя икона, написанная по преданию   евангелистом
Лукой, национальная гордость католической Польши.
И католики и
православные пролучают утешение возле неё. Может и моя просьба будет
 услышана.

 В день, когда мы собрались посетить Ясну Гору, где находится часовня с
 иконой,  у меня сильно разболелось  колено.  Дорога была длинной, и я
воспринимала её как заслуженное испытание перед встречей с Ченстоховской
 иконой.

 Вош дворике монастыря было очень торжественно. Много детей, идущих
к первому причастию. Девочки , похожие на красивых фарфоровых кукол,
одетых в белые платьица, кружевные перчатки, прекрасные туфельки и венки,
 мальчишки были серьёзнее,  - они тоже поражали своей элегантностью.
 
Не знаю, как так получилось, но  меня провели в зал, где  эти дети
принимали причастие.
 Я, одетая в тёмный дождевик – толстая, старая
тётка, сидела за детьми и слёзы  сами ручьями текли по моим щекам.
Можно так сказать: это были слёзы радости. Я чувствовала просто физически,
 что я нахожусь именно там, где я должна быть.

    За иконой ухаживают монахи-паулины. Они  каждый праздник одевают на
 икону новый оклад. В тот день на Ченстоховской Божей Матери было платье
 из светлого янтаря с  золотыми  королевскими лилиями.
    
     В тёмном большом помещении икона была единственным светлым
окошком, да ещё дети, которые как ангелы, стояли перед нею на коленках.
А моё колено болело и я сидела. Внешне я выглядела поолнейшим диссонансом
 в этой среде.

  Вдоль стен часовни,  тянулись поручни, которые обозначали дорогу,
идущую вокруг иконы, и люди шли на коленках по ней, бормоча
свои просьбы и благодарения для своей Королевны.
 
Сюда приезжают  люди разных конфессий.
 
  Вот несколько китайцев в белых кедах,   озираясь по сторонам,
тоже  вошли за  ограждение.

 За много веков в камне протёрлась хорошо заметная колея.
 
Мои батики проделали эту дорогу и я была просто счастлива, что мои
 желания  были исполнены:  я “освятила" свои работы на шёлке возле 
настоящей иконы. Теперь одну надо было оставить здесь, на Ясной горе,
а другую забрать с собой в Минск, чтобы она меня поддерживала в трудные
минуты.  Ну не зря же здесь на стенах развешено столько палок, протезов ног
 и костылей.  Тысячи и тысячи глаз, изготовленых из воска, серебра, янтаря
принесли сюда поломники, подтверждая своё исцеления.

 Выйдя на монастырский дворик, с трудом пыталась сконцентрировать
 на чем-то взгляд. Вот  шведские ядра в стене, так и остались, как память
 веков, камни мостовой, стёртые подошвами сотен поколений.
 
     Какие-то женщины окликнули нас. Это знакомые  Уршули,
которая была нашим гидом. Подружка детства, которая тут работает,
 и зовут её - Паулина.

   Как это красиво перекликается с названием  ордена Паулинов, которые
берегут и охраняют  икону.  А девушка Паулина  работает рядом с часовней,
где хранится Икона Ченстоховской Божьей Матери, в сестричестве, которое
молится за души нерождённых детей. Сестры просят Христа дать им на
попечительство душу зачатого ребёнка, чтобы 9 месяцев каждый день молиться
 о том, чтобы этот ребёнок родился, чтобы у родителей хватило мужества и  милости оставить его в живых.

    В комнате, где нас угощали чаем Паулина и Бася, уже висела копия
 Ченстоховской Богоматери – тёмной мадонны, такой, какой её привыкли
 видеть здесь. Олифа от времени очень потемнела, но черты лица были
различимы – слегка прищуренные глаза, маленький рот – типичное письмо 18 века. Композиция – одигитрия, путеводительница.
 
На нашей чудотворной иконе Минской Богоматери  рентгеновские лучи увидели более позднее письмо.

 Несомненно, и здесь оно было.  На  шелке я сделала лик светлым.  Конечно,
 я показала свои работы. Очень волновалась, потому что – нетрадиционно,
смела ли я что-то изменять в образе? Как они воспримут, вдруг  не примут,
оскорбятся…
 Пару минут тишины. Такое напряжение.

 -Вы это продаёте? Мы хотим купить одну икону.  Она нужна  для нашего
 сестричества…

 Пока пили чай, мозги мои просто кипели. Мне было ясно и понятно, что
тема денег здесь вообще не должна присутствовать.

 Итак, моё второе желание  было тоже исполнено – моя икона осталась на
Ясной Горе, как подарок. И совсем рядом с настоящей.

 Бася хочет записать мой телефон, адрес. Под рукой у неё маленькая книжка
 Оremus – Это можно сказать,  режиссёрский сценарий служб в костёле на
целый месяц. Глядя в текст этой книжечки, можно участвовать в службе –
петь и читать молитвы, видеть ход литургии. На обложке – православная
икона в византийском стиле моего мужа.(Он профессиональный   иконописец )

Виктор замечает:" Вы сейчас пишете на книжке, где опубликована моя икона".
 Бася округляет глаза:
 - Я эту книжку недавно получила по почте. Не знаю, почему. Я не
выписываю Оремус, всегда покупаю. А тут без обратного адреса… Какое
совпадение. Будто визитная карточка ваша. И теперь вот вы пришли сюда.

 Уезжая из Ченстоховы, после прощального ужина, мы расставались
 с Уршулей на аллее, которая ведёт к Ясной горе. Вдалеке светился
 купол монастыря.
 
     И вдруг я увидела, что прекрасная аллея с обеих сторок украшена
 пёстрыми растениями Колеуса Фросколии – Именно из этого растения
добывают  лекарство против глаукомы. Я восприняла это, как добрый знак.

 И в действительности, операция прошла хорошо, моё состояние значительно
улучшилось.
 
P.S. Само название «Ченстохова» происходит от слов – часто ховаться,
 прятаться.
 Монастырь  расположен среди холмов. Поломники, идущие к нему, то
поднимались
 на гору, то спускались с неё, теряя на несколько минут из зрения вид
 монастыря. Он то прятался, то снова появлялся..