Кто же ты, Родина моя?

Юрий Шмелев
                                 
       Родился я в СССР, самой лучшей в мире стране. Правда, время для появления на свет выбрал не совсем удачно: послевоенное лихолетье. Трудной была  тогда жизнь. Но мой народ терпелив и к трудностям он привык, переносит с надеждой на светлое будущее. Я и сейчас как будто слышу фразу, так часто повторяемую в то время мамой:  "Лишь бы не было войны!". Тяжело далась людям прошедшая война и победа в ней. И теперь они готовы были перетерпеть любые лишения, лишь бы ее не было. Для меня, ученика начальной деревенской школы война всего лишь повод гордится нашей Победой. Я пионер и мой красный галстук напоминает мне, что за мое счастье проливали кровь старшие братья, отцы наши и деды. Война и Победа для меня это ордена на груди дяди Миши. Он герой - фронтовик. Правда на улицах,  много инвалидов, у кого нет руки или ноги, а кто и вовсе без ног. Те которые без ног очень ловко передвигаются на маленьких тележках. У них очень сильные руки, а в руках они держат колодки - опоры, ими они и отталкиваются при движении. Эти же штуки служат им и в качестве оружия, когда они дерутся между собой.  Но я привык к их виду и считаю это обычным делом, что так должно и быть. Привык я и к тому, что моя мама вместе с другими женщинами ломами передвигает рельсы на станции. Она ремонтирует железную дорогу. Ко многому я привык. Привык и к тому, что всегда и везде мне говорили, о гордости, о том что я должен очень гордится своей Родиной. В моей стране люди живут счастливей всех на свете. И я верил. Верил этому безоговорочно, свято. С гордостью носил я свой пионерский галстук. Я был счастлив. Я был молод, бестолков, я был до безобразия, просто - на просто, глуп. Глуп в своем неведении, в своем непонимании.    
       Жизнь в последующем сложилась вполне пристойно. Работа, семья, дети, пенсия. Правда, на пенсию я вышел уже в другом государстве. К тому времени могучий Советский Союз исчез, умер. Гибельная агония длилась недолго. Перестройка, а затем без перестрелки, тихо и мирно в одно мгновение появилась новая страна: Российская Федерация. Но все равно это Родина моя, ведь нынешняя  Россия наследница СССР. Да, правят сейчас не те, что в прошлом, а совсем другие, даже не просто другие, а совершенно новые люди. У них свое видение мира, говорят что демократическое.  Но их правление  уж больно знакомо. И если бы был я сейчас тем мальчишкой, я наверно бы также восторженно слушал их уверения о светлом будущем, также бы благоговел при взгляде на их портреты. Но я взрослый человек, много видел и испытал. У меня есть свое представление о Родине моей, свой, независимый от этих дядей, взгляд на обустройство жизни в ней. Меня трудно убедить пустыми фразами о грядущем счастье. Я хорошо знаю, что оно просто так с неба не свалится,  его нужно заработать. Только разумный и эффективный труд  может принести нам счастье. Нас призывают к труду и это очень хорошо. Но что я вижу? Дармовые деньги, взятые у природы, утекают в какие то фонды за границей. Мы покупаем там бумажки. В собственной стране, видимо, их нельзя применить с пользой. Нам, видимо, не нужны заводы, дороги, современная  инфраструктура, социальное участие в судьбе неимущих. Посмотрите на наши улицы днем: они целыми днями заполнены праздной молодежью. Полстраны не работает, другая часть в офисах продает чужой товар. Оставшаяся часть, охранники. И может такая страна быть жизнеспособной? Я сомневаюсь. Все должны жить и трудится, труд должен быть разумным, результаты труда должны приносить пользу. Это обязательное условие. В противном случае это мартышкин труд, цена  ему грош, да и то лишь в базарный день. 
       Наш народ умеет работать, но как и в любом процессе, здесь нужны лидеры. В нашем случае это грамотные инженеры  и технологи. Они в нашей стране есть. Немного, правда, но еще остались. А востребованы ли они?  Похоже нет. Все продолжается, как было заведено в стране Советов. Сплошь и рядом используется низко квалифицированный, а вернее рабский труд. Правда теперь это в основном приезжие рабочие. Они метут улицы и дворы, строят жилье и заводы, возят пассажиров, ремонтируют технику. Но давным давно известно, что рабский труд не способен привести к успеху. Это ярко продемонстрировала советская экономика в прошлом веке. В более отдаленные времена уж не будем заглядывать. 
       Моя мама всю жизнь трудилась на мужской работе: в цеху точила снаряды , на пилораме таскала шестиметровые доски, рельсы и шпалы на железной дороге. Она была просто рабсилой коммунистического производства. За свой беспросветный труд получила пенсию от своего государства. Аж пятнадцать бутылок водки или пять килограммов мяса на рынке, можно было купить на эту пенсию. Живи труженица бывшая, радуйся своему счастью, цени заботу партии и правительства. В таком ранге ( рабсила ) трудилась не только мама моя, а вся страна. В Советском Союзе мы все были рабами или, если хотите "рабсилой". Перед страной постоянно стояли грандиозные задачи, которые можно было решать только с максимальным напряжением сил. Наш труд был битвой, а итоги трудовыми победами. Всю жизнь мы, то готовились к вражеской агрессии, то догоняли проклятую Америку. Но не догнали и даже не "согрелись". У партии всегда на первом месте стояли лозунги с заботой о человеке. На самом деле этот человек труда всегда был на последнем месте. Наши правители ( Политбюро ) мыслили глобально и только мировыми масштабами. Ждали, лелеяли и разжигали мировую революцию. А в собственной стране народ был лишен элементарных, обычных во всем цивилизованном мире вещей и услуг. Технически и особенно технологически мы безнадежно отстали от передовых стран. В четыре раза производительность труда у советского рабочего была ниже, чем у капиталистического. В четыре раза! Вот это  результат! Спрашивается, почему? 
       Ответ прост. Во первых, советский человек это раб. Труд в СССР был подневольным, он по существу был рабским. Инициативность не поощрялась, если не сказать больше. Она была вне закона. Есть план, он закон, думай и выполняй его. Нормальная  конкуренция подменена социалистическим соревнованием. Замена далеко не полноценная в условиях формализма и "двойного мышления", так характерного для советского общества. И это только причины, лежащие на поверхности, они очевидны. Но существует много и других, они также играли очень серьезную, если не решающую роль. Речь идет о присутствии политики в нашей хозяйственной деятельности. Вот та причина, которая сама по себе может и не касается производительности труда, но влияет и очень даже, на производство. Именно таким, насквозь политизированным,  государством и был Советский Союз, моя Родина. Каждого человека всю жизнь сопровождали всякого рода анкеты и характеристики. Они были разными, но все должны были выявлять лояльность человека к политике государства. Его прежде всего интересовало: "за кого ты?". Главный принцип: "если не за нас, то против нас". Вот так вот, прямо по Библии. Каждая характеристика должна была заканчиваться фразой: "Политически грамотен, морально устойчив". А если ты не такой, то тебе не поможет твоя профквалификация, ты изгой и тебе закрыта дорога на верх. В результате карьера была открыта приспособленцам, имеющим безупречные анкеты. Зачем изводить себя нудной учебой и "грызть гранит науки", если всего можно достичь гораздо легче, лишь демонстрируя свою преданность делу партии.    
        Начало всему этому было положено почти сто лет назад. В одна тысяча девятьсот семнадцатом году некая кучка профессиональных революционеров, а точнее бездельников - авантюристов "подобрала" лежавшую на мостовой власть в огромной и разумной стране. Дальше, не умея управлять, они с помощью террора, согнули в "бараний рог"весь многомиллионный, многонациональный народ России. Рабами стали все: колхозники на селе, рабочие на заводах,  стройках. Я уж не говорю о могучем Гулаге. Руководила,  "рулила" всей страной партия, во главе которой стояли полуграмотные "вожди". Экономика им не интересна, они служат только одной идее: как "осчастливить" человечество. Перед собой они ставят одну задачу: разжечь мировой пожар революции. Они хотят отнять богатство у буржуев и отдать его настоящим хозяевам, пролетариям.  Их представление о  счастье было очень своеобразным. Они хотели построить его за счет несчастья других. Это  называется кассовой борьбой, где классу трудящихся отводится роль "гегемона", читай хозяина, а всем другим категориям граждан роль прислужников. При этом сам "гегемон" делегировал властные полномочия своему "передовому отряду", то есть партии трудящихся. В нашем случае это партия большевиков, вернее ее руководящие органы в лице Политбюро и Генсека. Таким нехитрым образом большевики и закрепили за собой право хозяйничать в огромной стране. Удивительно, но им помогли в этом их главные враги: буржуазные государства. Признав  СССР, они легимитизировали эту шайку. Моя страна теперь уже окончательно погрузилась в беспросветное существование, а население в поголовное рабство. Неважно где работает человек: на лесоповале, в поле, цеху или начальником в большом кабинете, он стал винтиком, рабом этой огромной, безжалостной машины, а не индивидом и человеком. Он обязан был не щадя живота своего все силы отдавать построению светлого будущего. О личной жизни думать не полагалось. Человек и его жизнь принадлежали партии большевиков. Только она решала, что ему нужно и как он должен жить, что чувствовать и как любить.
       До середины пятидесятых годов " счастливые" колхозники не имели паспортов. Они не были нормальными гражданами своей страны, они были вроде скотины, спасибо, что тавро не выжигали на лбу или в ухе. Эти люди были лишены возможности свободного передвижения, права выбора местожительства. За свой труд они получали так называемую натуроплату, которая официально называлась трудоднями, а народ их называл "палочками". Такое бесправие партия организовала жестким способом: отняла землю у крестьян, назвав это коллективизацией. В результате: голод по всей стране. Плодородная земля в средней полосе России стала давать "рекордные" урожаи по десяти центнеров зерна с гектара, коровы стали доится, как козы.
        В промышленности свои заморочки. Партия продавала на мировом рынке ценности конфискованные у "буржуев" и церкви, хлеб и продукты
питания, так необходимые голодающему народу. Вырученные деньги шли на закупку иностранного промышленного оборудования, лицензий на производство техники и оружия. Тысячи и миллионы людей строили заводы и каналы, создавали фундамент тяжелой промышленности. В нечеловеческих условиях трудились рабы ГУЛАГа и "вольнонаемные". На действующих производствах и на стройках рабочие не имели права на увольнение. За опоздание отдавали под суд. Приговор: от пяти лет тюрьмы. Созданная таким трудом промышленность выпускала на свет второсортную продукцию. Что можно требовать от человека, который еще вчера пахал землю и был безграмотным. А инженеры? Их нужно учить годами, а где учителя? На кафедрах новых институтов лекции читают "красные профессора" - вчерашние командиры и несостоявшиеся ученые царского режима. Есть, конечно и настоящие, но что они могут сделать, когда нужны не единицы, а тысячи. Высшая школа выпускает слабо подготовленных инженеров, не умеющих правильно применить новые технологии, не ведающих, что такое культура производства. Не отсюда ли наше вечное преклонение перед железяками и презрение к жизни рабочего. "Бабы еще нарожают!", а "железяка" денег стоит, вот главный подход и принцип в процессе "индустриализации". Цена этой "индустриализации" и "коллективизации" не поддается достоверной оценке. Но ясно одно, цена огромная. 
     Двадцать лет правят коммунисты и что? Репродукторы на площадях и в жилых бараках граждан славят достижения социализма, газеты рапортуют о трудовых победах, а в магазинах женщины хотят купить ситчику на платье, но "выкидывают"его не часто.  Купить можно только, если повезет. Но это сущие пустяки, ведь мы наладили выпуск танков и орудий. Они очень нужны моей стране, чтобы распространять учение о счастье пролетариата по всему миру. Наша миссия научить остальной мир жить по нашему, приобщить неразумных к свободным строителям светлого будущего.  И мы не остановимся ни перед чем, даже если это потребует самых больших жертв. 
      Над страной нависает зловещая тень фашизма. Родина в опасности, враг силен и беспощаден. Что делают правители-коммунисты? Они как тетерева на току, во весь голос кудахтают о танках наших быстрых и о войне малой кровью на вражеской территории. Что получилось на деле, до сих пор не можем подсчитать. Не может быть прощения партийным выродкам за жертвы понесенные моим народом. А народ выдержал и более того, он даже не предъявил никаких претензий своим душегубам. Простил? Надеюсь, нет. Придет время и мой народ сделает выводы о роли этой партии. А пока он опять надрывает последние силы, ведь надо восстанавливать разрушенное, надо жить. Партия словно живет на другой планете и не видит, не слышит что думает народ. Вновь зовет в "светлое будущее", вновь призывает строить коммунизм, но теперь в нашей упряжке и народы покоренных стран. Социалистической лагерь! Вторая мировая переходит в холодную войну. Мы бросаемся в пучину соревнования с капиталистическим миром. И хотя за спиной тридцать лет пути в этом направлении, мы по прежнему не можем конкурировать с буржуями. Качество нашей продукции крайне низкое, урожай просто жалкий. Мы начинаем покупать хлеб за границей. Страна стагнирует, наступает эпоха застоя. Ситуация тупиковая, мы проиграли по всем позициям. А что партия?
     Политбюро принимает решение о перестройке. Но для этого нужен ум. А откуда он у мастодонтов из высшего ареопага власти. Их мозги уже давным-давно атрофировались. Даже молодой и образованный новый Генсек не может ничего сделать, тем более он и сам не знает как быть. Страна скатывается в хаос. Четырнадцать миллионов коммунистов бегут из партии, как крысы с тонущего корабля. Вожаки, комсомольцы, верные псы компартии дали такого стрекача, что сразу превратились в банкиров. Власть, как и в семнадцатом году, опять стала бесхозной, ее подобрали "добрые люди". 
       Подобрали, потрясли для вида и вновь пустили в оборот, но уже под новым именем. Теперь было объявлено, что хватит коммунизма, будем строить капитализм. Народ молчал, но самые ушлые принялись ловить рыбку в мутной воде. Особо удачливые наловили столько, что иные даже захлебнулись. А некоторые выжили и теперь это олигархи наши. Рядовой люд, кто повымер досрочно, кто приспособился по маленьку. Основная масса опять попала в рабство, но уже к новым хозяевам, к новым рабовладельцам. Нынешнее рабство существенно отличается от бывшего, коммунистического. Человеку дадена свобода и демократия, так во всяком случае задекларировано в Конституции. Люди вольны теперь говорить, что угодно, даже критиковать и ругать власть можно. Не жизнь, а просто мечта. Но народ опять ропщет. При коммунистах на кухне такие вещи обсуждали, сейчас открыто. Но, как говорится, какая разница, что в лоб, что по лбу. Результат один: морду вниз и молчать! И все это под ласковые слова о демократии, прогрессе, заботе о простом человеке. Для вида нынешние правители даже власть поделили, теперь
она на трех ветвях сидит: законодательная, судебная, исполнительная.
Во, как! Без бутылки не разберешься. Только, что тут разбираться то, как был Главарь, так он и остался, назови его хоть Атаманом, Царем, Генсеком или Президентом, какая разница. Все идет по прежнему: как скажет Он, так и будет. Он линию выбирает, а остальные неотрывно в рот ему глядят. А пойдешь поперек, вмиг всех благ лишишься, " тут тебе не там", как говаривал один весельчак-начальник. Бардак, зачатый в семнадцатом продолжается и в промышленности и на селе, у военных. Слово "ВОР" стало синонимом успешного человека. Воруют все, кому не лень, кто имеет хоть малейшую возможность. Воруют нагло, много, и открыто, не таясь. Живут во дворцах, разъезжают в отпуск и просто на выходные по всему миру, трюфеля, омаров жрут. Всего не перечесть. И все это делается при официальной зарплате, достаточной лишь зипун купить, да картошкой на зиму запастись. Чудеса!    Главарь видит все это, наверняка видит, но почему то ни чего  не делает. Министр, военный министр, организовал на службе шайку воровскую. Поймали. И что? А ничего, нагло говорит о своем праве молчать. А мы что? Мы ропщем потихоньку, да судачим промеж собой о нехороших дядях. Надеемся на лучшее. Как всегда! Как учили нас, родители наши. Но мне лично это терпеть, уже не в терпеж. Устал! 
       В стране существует парламент. Название то какое: Дума. Четыре с половиной сотни человек там сидят, деньги, машины, кабинеты имеют. Они неприкосновенны, закон для них это не закон. Они неприкасаемые. Казалось бы думай о благе народа, который тебя так лелеет. Законы должны быть разумными, приниматься  умом и сердцем. А что имеем?
Ведь до чего додумались наши депутаты? Сирых и обиженных детей детдомовских решили наказать. Дескать хватит им по заграницам лучшей доли искать. Пусть в нашем дерьме купаются. Для вида мы им подбросим деньжонок, чтобы совесть по ночам нас не мучила, а затем хоть трава не расти. Как будто не знают о ворах наших. Те только ждут таких денег дармовых. Как водится еще с времен СССР, подводят под это дело политику. Дескать обижают нас американцы. Не пущают в свою страну наших замечательных людей. Целый список придумали. Мы им должны отомстить. Абсурд в режиме нон-стоп.
    Когда мы строили социализм, нам объясняли, что идем неизведанной дорогой, строим новое общество. Мы первопроходцы. Не застрахованы от ошибок. Сейчас мы строим капитализм. Этим путем идет полмира, а то и больше. Есть ведь страны с хорошими и главное "обкатанными"  на практике законами. Соберите, господа депутаты, умных людей, пусть они проанализируют их опыт, да и положат вам на стол свои выводы. Вот вам и законы по которым можно жить. Нет не делают, а сами не в состоянии сделать, разработать. Ну что мне делать с этим сборищем? Ума не приложу. Гнать их, по моему, надо. Не Дума это.
    Говорить и рассуждать о жизни нашей сермяжной можно бесконечно, тем более на дворе зима, я пенсионер, делать нечего. Встретили Новый год, это уже 67 - ой на моем веку, казалось бы много воды утекло, все должно меняться, но я что то не вижу этих перемен. В праздники ходил с внучкой на елку в садик, там Дед Мороз со Снегурочкой пожелали ей счастья, дали подарок. Но как сложится ее жизнь в будущем, я не знаю. Не дай Бог, придется продолжить ей рабскую жизнь, которая выпала на долю мою и моих родителей. Что могу сделать я для счастья своих внуков? Нынешние главари-правители мне говорят:  голосуй! Голосую, я человек законопослушный. А что толку? Терпеть этих потерявших совесть депутатов? Я же вижу, что проку нет, хоть голосуй, хоть не голосуй. Мне остаются только вечные вопросы:
  -   За что ты, Боже, мой народ наказуешь?
   -  Где и когда, мы  провинились? 
   -  Почему не живем как люди?
    - Кто же, что же, ты есть, Родина моя!  
   -  Кто ты, народ мой родной!