Индийская мифология в русских народных сказках

Толмачев Максим
   Фольклор народов, населяющих Евразийский континент, этимологическими и семантическими корнями, уходящий в древнюю Индию, будет являться предметом данного исследования. Иносказательный смысл мифов, легенд и баек, знакомых нам с детства лежит в не совсем обычной плоскости, о чем я и хочу поведать.

Если начать с самого сотворения мира в представлении авторов индийской древности, то можно сразу же принять к рассмотрению сказку про Курочку Рябу. Отличное описание зарождения вселенской жизни до появления первого человеческого существа Колобка… ну да пойдем по порядку.

Курочка Ряба. Сотворение мира.
Семантический разбор персонажа даст нам ключ к пониманию того, что это за персонаж.   Курица, (кстати говоря, одомашненная 4 000 лет назад в Индии по мнению Чарли Дарвина) имеет корень «Кур», присутствующий в словах «курение», «curve» - означает изгиб и кривизну. Ряба – происходит от слова «рябь» - дрожь, мерцание, мелькание, зыбь  т.д.. Вместе оба слова означают Кривизну (неправедность, лживость) и Зыбкость (неустойчивость) – характерные черты Майи (иллюзии в индуизме). 

Сказка начинается с того, что «Жили-были в одной деревне дед и баба. И была у них курочка. По имени Ряба.» 
Часто в русском фольклоре главными персонажами становятся Дед и Баба, при этом как тупиковая ветвь, не имеющая потомства. Из теста лепят себе Колобка, из снега Снегурочку  и т.д. В данном конкретном случае репродуктивную фазу развития возложили в сказке на Курочку Рябу.  Важно здесь то, что жизнь зарождается не от человека, а по божественной воле, потому и взяты за основу старички, не способные сами воспроизвести на свет жизнь.

«Вот однажды снесла им курочка Ряба яичко. Да не простое яичко, золотое.»
Тут стоит ненадолго остановиться и задаться вопросом. Старым вопросом о курице и яйце. От кого понесла курица? Ведь в сказке говориться о том, что у бабки была курочка, про петушка ни слова! Непорочное куриное зачатие? Вот тут и приходят на помощь Индийские трактаты, объясняющие нам значение странных трансформаций Рябы. Из Искривленного (Искаженного) Мерцания появилось Золтое Яйцо. Это уже вполне конкретное описание рождения мира (Творения). У индуистов: «В начале не было ничего… Только воды простирались беспредельно… Воды породили огонь (отсюда зыбь и мерцание огня на водной глади). Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо».

      «Дед яичко бил-бил, не разбил. Баба яичко била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось!»
Ну, персонаж многих русских сказок и индийских сказаний Мышка существо сакральное. Этимология у слова Мышь – индийская, значит она «вор», а уменьшительный суффикс «ка» в русском и девангари делает «мышку» - «воришкой». В Брихадараньяка-упанишадах (Великих тайных лесных ученьях) говорится, что мышь – символ повсюду распространяющегося, всезнающего, всеобъемлющего Брахмы. Как вездесущий Брахма, мышь находится в каждом домашнем хозяйстве, но его почти никогда не видно и семья узнаёт о нём только тогда, когда его действия проявляются.
        В трактате о Творенье мы находим: «Тогда еще не было года, ибо не кому было отмерять время; но столько сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя Землею, а между ними… воздушное пространство… Так была сотворена вселенная».

«Плачет дед, плачет баба.» - место в сказке, которое многих удивляет. Сами же били яйцо, а как разбилось – плачут… где логика? Возможно, они хотели посмотреть что же там внутри? И не увидели ничего? Кроме мышки? И расстроились, полагая что в яйце ничего и не было. А Мышка (Брахма) разбила Золотое Яичко не снаружи, а изнутри. И в яйце была именно Мышка (Брахма). 
  Курочка Ряба, как символ Великой Иллюзии, самородящая и к тому же говорящая, успокоила стариков: «Не плачь дед, не плачь баба! Снесу я вам новое яичко, да не золотое, а простое!». Согласитесь странное на первый взгляд заявление. Отчего же не золотое опять? А потому, что через призму иллюзий не дано было понять божественный замысел деду и бабке, и дано им будет по знаниям их «простое» в следующей сказке о первом Человеке. Ну а это уже другая сказка ))



Колобок. Прародитель всех Смертных
В сказке «Колобок» персонажи все те же что и в «Курочке Рябе» - старик со старухой, т.е. те, кто по возрастным ограничениям не могут зачать и родить детей. Приведу полный текст сказки:
«Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. 
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п; полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!

И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!

А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.»


Любопытен тот факт, что до сотворения Колобка персонажами сказки были Старик и Старуха, а сам Колобок называл своих создателей Бабушкой и Дедушкой (по-родственному и уменьшительно-ласкательно).
Наверное, стоит уже обратиться к индийским трактатам о сотворении мира за прямыми аналогиями, которые мы находим без труда в кн. 10 «Ригведы» и  в кн. 3 «Шатапатха-брахмане»: «Индра был седьмым сыном Адити, восьмым был Вивасват. Но когда он родился, его не признали равным семерым старшим братьям, богам. Ибо восьмой сын Адити родился безобразным – без рук и без ног, гладкий со всех сторон, и высота его была равна его толщине».
Вивасват так же известен в индийской мифологии по редким упоминаниям как Марттанда – т.е. «Мертворожденный», «Родившийся из мертвого Яйца», по аналогии с Рождением Брахмы из Яйца Золотого («Курочка Ряба»).
Изначально Колобок замышлялся как мертвая плоть для поедания Стариком и Старухой, но чудесным образом Колобок ожил.
В индийских трактатах метаморфоза с Колобком произошла по воле его старших братьев: «Старшие братья – Митра, Варуна, Бхага и прочие – молвили: «Он не похож на нас, он иной природы – и это плохо. Давайте переделаем его» и переделали )) Отсекли все лишнее; ТАК ВОЗНИК ЧЕЛОВЕК. Вивасват и стал прародителем смертных на земле; только сам он потом сравнялся с богами. Он стал богом Солнца; и как бог солнца он зовется Сурья. А из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон )))».
Ну и песенка Колобка – Сурья Намаскар. Мантра, состоящая из 12 частей (12 строк), описывая 12 солнечных циклов от рождения Солнца до его ритуальной смерти:
1.«Om Mitraaya Namah (Поклон Тому, которого любят все) "Анахата"
2.Om Ravaye Namah (Поклон причине перемен) "Вишудха"
3.Om Suryaaya Namah (Поклон порождающему активность) "Свадхистана"
4.Om Bhaanave Namah (Поклон распространяющему Свет) "Аджна"
5.Om Khagaya Namah (Поклон движущемуся по небу) "Вишудха"
6.Om Pushne Namah (Поклон питающему все вокруг) "Манипура"
7.Om Hiranyagarbhaaya Namah (Поклон содержащему в себе все) "Свадхистана"
8.Om Marichaye Namah (Поклон владеющему лучами) "Вишудха"
9.Om Adityaaya Namah (Поклон Богу всех богов) "Аджна"
10.Om Savitre Namah (Поклон являющемуся причиной всего) "Свадхистана"
11.Om Arkaaya Namah (Поклон достойному преклонения) "Вишудха"
12.Om Bhaskaraaya Namah (Поклон тому, кто ведет к просветлению) "Анахата"»

1. Я Колобок, Колобок,
2. Я по коробу скребен,
3. По сусеку метен,
4. На сметане мешон
5. Да в масле пряжон,
6. На окошке стужон.
7. Я от дедушки ушел,
8. Я от бабушки ушел,
9. Я от зайца ушел,
10. Я от волка ушел,
11. От медведя ушел,
12. От тебя, лисы, нехитро уйти!

Как смену 12 именам Солнца представляется серия биджа мантр или семенных слогов. Биджа мантры – это звуки, которые не имеют буквального смысла сами по себе, но вызывают очень мощные вибрации энергии в пределах ума и тела.
Вот эти биджа мантры:
1. ОМ ХРАМ
2. ОМ ХРИМ
3. ОМ ХРУМ
4. ОМ ХРАЙМ
5. ОМ ХРАУМ
6. ОМ ХРАХА

Шесть биджа мантр повторяют 4 раза в течение практики одного раунда Сурья Намаскар (той самой мантры).
В сказке мантра Колобком-Сурьей произносилась именно 4 раза. Мантры имеют глубокое значение, однако их перевод неточен и неоднозначен. Сила мантр заключается не в знании их перевода, а в их Звучании на оригинальном языке – санскрите, посему не будем трогать семантический ряд и обратимся еще к одному забавному факту… В индоевропейской семье Man (Mann) – «человек» имеет прямые аналогии в мифе о сыне Сурьи: «… Саранью родила ему (Сурье) сына по имени Ману, того самого Ману, от которого происходят все люди, ныне живущие на земле…».  И еще у Ману позже родились двое братьев Ашвинов, т.е. «рожденных от Коня и Кобылицы». Ашвины стали богами сумерек.