Размышление о вере и не только, III

Эксклюзив
         
     РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕРЕ И НЕ ТОЛЬКО
     Начало: (http://www.proza.ru/2013/01/07/653)
                (http://www.proza.ru/2013/01/12/509)
    
   
     III – ВЕРА И ТАЙНА ИМЕНИ АДАМА:
   
     «Что в имени тебе моём?» – писал А.С. Пушкин. Перефразируя великого поэта, можно задаваться вопросом об имени первого человека: «Адам, что в имени твоём?» Почему Всевышний назвал первого человека Адамом?

     Над этим вопросом ломали себе голову многие богословы различных конфессий. Иудаистская традиция сотворения Адама преломлена в Торе, согласно которой, сотворив мужчину и женщину, Всевышний назвал их именем Адам, что в буквальном смысле слова означает человек. И об этом сказано: «Мужчиной и женщиной Он [Творец] их сотворил и назвал их именем Адам (Человек)» (Берешит или Бытие 1:27).

     В мидраше он назван в числе трех величайших праведников, заложивших «основу мира» – Адам, Ноах (см.) и Авраам (см.) (Шохер тов 34).
     Тайные познания Адама собраны в книге, названной Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля). Эти сокровенные знания, связанные с тайной Б-жественного управления Вселенной (Маасе Меркава), были переданы Адаму еще в саду Эдена ангелом по имени Разиэль. После греха и изгнания эти знания были утрачены, но затем – в ответ на молитвы и покаянные мольбы Адама – книга была вновь восстановлена в его памяти и записана (Зоар 1, 37б; Зоар хадаш 57, 91б).
     К Адаму восходит также ряд псалмов, включенных в книгу царя Давида (см.) (Бава батра 14б). Это Мизмор шир лейом ашабат (Песня на день субботний), сложенная Адамом в первый шабат в саду Эдена. В последующих поколениях она забылась, но затем Моше Рабейну (см.) обновил её (Пиркей дераби Элиэзер 19; Берешит раба 22:13) – а царь Давид включил её в свою антологию (см. Теилим 92). Адаму принадлежат и некоторые фрагменты псалма Хакартани ватеда («Ты изучил и познал меня») (Шохер тов 139; Раши, Бава батра 14б; см. Теилим 139).

     Значение и толкование имени Адам: человек; буквально – вылепленный из земли или из глины (др. евр.). [I]
     Согласно комментариям Льва Кацина, имя Адам связано с однокоренным словом «адама», которое на святом языке – иврите – означает – «земля». В этом свете понятно, что поскольку человек был «создан из праха земного» (Берешит 2:7), то есть из «адама», то и получил соответствующее имя – «Адам». [II]
     Интересно знать, что кроется в имени первого человека. В публикациях бесед ребе Менахем-Мендла Шнеерсона встречается уникальное (по содержанию и значимости текста) толкование имени первого человека (естественно в оригинальном тексте Торы, т.е. на иврите) по буквам: А – Д – [а] – М. (От себя добавлю, что буква "Д" в таком сочетании произносится как две буквы: "Д" и скрытая буква "А").
     В беседе к главе "ва-икра" ["и воззвал"] ребе Менахем-Мендл Шнеерсон рассказывает: "Говорят, что имя первого человека – Адам таит в себе тайну истории человечества. Это имя состоит из трёх букв: А – сам Адам, Д – царь Давид, М – наш Учитель Моше-Рабейну, а по другой версии – Мошиах (Мессия)" [III]
     ---------------------------------------
     [I] (people-name.org›?do=names&nam=15023)
     [II] (toldot.ru›tora/articles/articles_12761.html)

     [III] ЕС – No 9 (379) * 5768/2008 * 11 марта – 17 марта.
ЕС – еженедельная газета ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО.
     +
     Хотелось бы выразить огромную благодарность всем посетителям моей страницы. Автор в большом долгу перед теми читателями, кто не остался равнодушным к его позиции.
    
     EXCLUSIF
     13. 1. 13