51. Неожиданный отпуск - Алма-Ата, Пржевальск

Михаил Самуилович Качан
Неожиданно для всех Любочка уехала в отпуск в Среднюю Азию.

У Любочки бывает так, что ей все осточертевает. Возникает страсть «к перемене мест». В этот момент ей лучше не перечить и даже не советовать. Получишь «по полной». А еще она в душе склонна к авантюрам. Сесть куда-нибудь – в автобус или поезд – и поехать, куда глаза глядят, – ничего ей не стоит. Я этого всегда побаивался, – а вдруг попадет в беду? Но ей всегда в критической ситуации везло на хороших людей.

Так было и в августе 1961. Кончились занятия в университете. Позади прием экзаменов у студентов. В университет больше ходить не надо, а дома скукотища. А тут снова появилась Лариса Колосова, которую можно попросить приглядеть за нашей Иринкой и заодно за нами – мной и Володей.

Любочка так и сделала. Попросила Ларису, а потом пошла на станцию «Сеятель» в микрорайоне «Д» и села в первый же поезд на юг. Куда она ехала? А куда глаза глядят. Ни с кем она не договаривалась, никто и нигде ее не ждал. Да и денег у нее на руках было – «кот наплакал».

Поезд шел в Алма-Ату. По дороге Любочка разговорилась с молодой парой, которые тоже ехали в Алма-Ату. Они сказали ей, что ездят туда каждый год на уборку фруктов. Работают и зарабатывают и на проживание, на пропитание, и на те же фрукты, которые продают им практически даром, – только сам сорви.

Любочке это понравилось, и она пристроилась к этой паре. Разница была в том, что у этой пары было, где остановиться в Алма-Ате, а у Любочки – не было. Ей дали адрес какой-то гостиницы, и она поселилась там в комнате на пять человек.

На работу ее, разумеется, взяли немедленно. На уборке всегда нехватало людей. ––– Вот они фрукты, которые для нас в ту пору были большим дефицитом. Бери – не хочу! И ешь, сколько хочешь. Вот их собирают в кучи. Вот они в колее, по которой едут телеги. Сколько их, раздавленных, валяется под колесами! Сколько лежит рядом, но никто не нагнется и не поднимет. Брали только с деревьев, непобитые. А какие они вкусные! Но насыщение приходит быстро, – много не съешь.

Любочка послала нам несколько посылок с фруктами. Обошла Алма-Ату. Знакомых там тогда не было. Вскоре ей это все надоело, и она решила перемахнуть через горы в долину озера Иссык-Куль. На самолетик, который там летал, ушли все деньги, но Любочку это не смутило. Это был самолет ЛИ-2, пассажирских мест в нем было пять, пилот сидел прямо перед пассажирами, а самолет летел очень низко, повторяя очертания поверхности земли. Сначала он поднимался вдоль горы вверх, а горы там довольно высокие, и вскоре стало холодно, как зимой. Да там, на перевале, и была практически зима. А потом по склону горы самолет начал спускаться вниз.

Летчик посадил самолет в Пржевальске на берегу озера Иссык-Куль, Любочка вышла, очутилась на окраине города и пошла по его улицам.

– Куда идти? Где взять деньги? Их нет даже на еду, не то, чтобы остановиться в гостинице. Нет денег даже на то, чтобы послать мне телеграмму с просьбой выслать деньги!

Так она шла, куда глаза глядят и дошла все же до гостиницы, надеясь, что ее поселят, а рассчитается она потом. В гостинице мест не оказалось и ей посоветовали обратиться в дом колхозника. В доме Колхозника тоже не было мест. Как ей объяснили, люди спустились с гор, и все комнаты переполнены.

Действительно, ночевали по 20 человек в комнате. А какой был колорит!

Участливые люди посоветовали ей обратиться в райисполком. День склонился к вечеру. Зашла. В большой комнате было много народа. Любочка обратилась к одной из женщин и рассказала о своем положении. И тут один из мужчин лет сорока, который прислушивался к разговору, вдруг сказал:

– Можете переночевать у меня в доме.

Любочка с удивлением посмотрела на него, но женщина сказала:

– Ой, пойдите к нему. У него жена учительница и два сына. Там Вам будет хорошо.

Мужчина привел ее к своему дому. Жена его оказалась очень симпатичной и участливой. Любочку накормили ужином и уложили ночевать. А утром ей дали немного денег, и она послала мне телеграмму, чтобы я прислал ей в Алма-Ату деньги на поезд.

В Пржевальске Любочка прожила неделю. Подружилась со своими хозяевами. Хозяева дали ей деньги и на самолет до Алма-Аты. А с собой она увезла много яблок (Пржевальск славился своими яблоками), меда – подарки гостеприимных хозяев. Они снабдили Любочку и снедью на дорогу.

В Алма-Ате на почте ее ждал перевод от меня, и Любочка на поезде без приключений приехала домой.

Вскоре она послала своим радушным хозяевам в Пржевальск несколько посылок с вещами, которые там было невозможно купить. Их переписка продолжалась несколько лет. Мы получали из Пржевальска каждый год яблоки и мед, а они от нас детские вещи и все-все, что они просили и что мы могли достать.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/12/88]