Лавкрафт и образ повседневности в массовой культур

Екатерина Налитова
ТВОРЧЕСТВО Г. Ф. ЛАВКРАФТА И ОБРАЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ

В последнее время пристальное внимание ученых привлекает к себе такой феномен, как повседневность. Это сложное явление, неотделимое от нашей жизни, рассматривалось и ранее философией, антропологией, социологией и историей. В литературе долгое время к повседневности отношение было в той или иной степени негативным, однако в XX веке оно начинает меняться с легкой руки модернистских и постмодернистских философов. Существует огромное множество определений, что же такое повседневность, какова ее роль в жизни человека: положительная или отрицательная. Самое распространенное определение, выработанное социологией, –   это «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного мира» [1]. Т. Г. Струкова в своей статье «Повседневность и литература» отмечает здесь два важных момента, которые «акцентируют многозначность и динамическую подвижность самого феномена: во-первых, повседневность очевидна для всех людей, хотя, естественно, неоднородна по содержанию и смыслу. Повседневность – это целостный мир, в котором человек взаимодействует с другими, и с этой точки зрения она объективна. Во-вторых, понимание каждого момента бытия, реальности у отдельного человека индивидуально, а потому повседневность субъективна» [2, с. 9]. И далее автор статьи пишет о том, что повседневность бывает разных типов и может не совпадать у разных общественных групп, соответственно не совпадают и их миры, если различаются их повседневности [2, с. 15]. В целом оценка роли повседневности в жизни человека с негативной (у романтиков и реалистов) смещается на позитивную (у модернистов и особенно у постмодернистов). Т. Г. Струкова подчеркивает: «Охранительное качество повседневности становится своеобразным якорем стабильности в неустойчивую эпоху постмодерна с ее эпистемологической неуверенностью, крахом знания, множеством истин, неверием в метадискурсы, многообразием рассказываемых историй и засильем массовой культуры. Но именно индивидуальная повседневность, являющаяся символом приватности человеческой жизни, оказывается тем оазисом в хаотичном мире» [2, с. 17].
 
Однако не всегда повседневность выполняет охранительные функции; в зависимости от того, каковы составляющие этой повседневности, она может оказывать и разрушительное воздействие или выражать духовный вакуум, ценностную дезориентацию определенных общественных групп. Речь в данном случае идет о поклонниках «horror», среди которых большой процент составляет молодое поколение. «Horror» здесь употреблено не только в значении литературного жанра, но как обозначение целого направления в массовой культуре, охватывающего кинематограф, компьютерные игры, рок-музыку, театр и так далее.

Огромное влияние на формирование этого направления оказал американский писатель Г. Ф. Лавкрафт (1890–1937), по праву считающийся одним из основоположников жанра «horror» (в переводе с англ. «ужас») в литературе. При жизни Лавкрафт не пользовался особой популярностью среди соотечественников, не говоря уже о читателях, живущих в других странах. Ситуация резко изменилась спустя годы после его смерти: творчество Лавкрафта приобрело огромное количество поклонников не только на его родине, но и за рубежом. Его последователями называют себя такие «короли» жанра ужасов, как Роберт Блох и Стивен Кинг. Цель данной статьи – исследовать творчество Лавкрафта как фактор формирования образа повседневности в молодежной субкультуре.

Популярность Лавкрафта растет и в России, и его миф уверенно становится частью повседневности некоторых слоев российского общества. К сожалению, многие его российские почитатели, так же, как и зарубежные, относятся слишком серьезно к фантастическому миру, порожденному богатой фантазией писателя.  Среди подобных читателей существует мнение, будто боги и расы, описанные в произведениях Лавкрафта, реальны и их появление в нашем мире — вопрос времени. Либо поклонников его творчества привлекает общий пессимистический настрой лавкрафтовских миров, их анти-антропоцентризм, обесценивание человеческой личности. Воздействие творчества Лавкрафта происходит не только непосредственно через его произведения, но и через телевидение, компьютерные игры и комиксы, что особенно стало заметно в наступившем XXI веке. В 2002 году в России вышел в прокат фильм Стюарта Гордона «Дагон» (2001), в сюжете которого пересекаются несколько произведений этого автора. С другой стороны, в нем отсутствует характерная черта стиля Лавкрафта: писатель старался избегать натуралистичности, считая своей главной целью создание гнетущей атмосферы с помощью туманных намеков, недомолвок, описания, а не прямого называния предмета или явления. Кроме того, из фильмов, вышедших после 2000 года, можно назвать следующие: «Книга теней» (2002), «Зов Ктулху» (2005), «Мастера ужасов: Сны в доме ведьм» (2005), «За стеною сна» (2006), «Ктулху» (2007), «Могила» (2007), «Холод» (2007), «Цвет из тьмы» (2008), «Муза Пикмана» (2010). В 2009 году в России появился документальный фильм «Лавкрафт: Страх неизведанного» (Lovecraft: Fear of the Unknown) (2008), снятый американским режиссером Фрэнком Х. Вудвордом. Эта лента представляет собой увлекательный рассказ о жизни Говарда Филлипса Лавкрафта. Своими мыслями о творчестве писателя делятся прославленные авторы, работающие в жанре литературы «сверхъестественного ужаса», а также известные кинорежиссёры, чьё становление было бы невозможно без увлечения прозой Лавкрафта. В картине достаточно подробно освещается биография писателя, а также разбираются этапные произведения, ставшие основой Мифов Ктулху.

Охотно обращаются к творчеству Лавкрафта и музыканты, особенно те, чья музыка отличается критичным и даже пессимистичным отношением к жизни. По мнению одного из участников российского вокально-инструментального ансамбля «Ora pro nobis», «очень многие команды [имеются в виду рок-группы] строят свою лирику на ассоциациях с мифическим миром Лавкрафта» [3]. Сложность идентификации состоит в том, что взаимодействие творчества многих рок-групп с творчеством американского писателя осуществляется на самых разных уровнях: от названия альбома или песни до использования стихов Лавкрафта и концептуального следования мифам американского фантаста. Подобных групп огромное множество, поэтому перечислим лишь некоторые, получившие известность в России и занимавшиеся творчеством после 2000 года: российские группы «Cthulhu Biomechanical» и «Ora pro nobis», шведская группа «Auberon», американская группа «Profane Grace», испанская группа «Dark moor» и так далее. Характерными чертами многих из них являются депрессивность и экспериментальность звучания, интерес к оккультизму.

Современную повседневность не только молодежи, но и людей постарше, невозможно представить без такого явления, как компьютерные игры: геймеры образуют огромные многомиллионные сообщества во всем мире, в том числе и в нашей стране. Многие российские геймеры активно увлекаются играми, созданными на основе лавкрафтовских произведений, при этом необязательно являясь поклонниками» творчества американского фантаста. Наиболее популярные среди них “Alone in the Dark” (Квест, 1992), “Call of Cthulhu: Shadow of the Comet” (Квест, 1993), также можно назвать «Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху» (Квест, 2007), «Пенумбра 1. Истоки зла (Adventure/Survival horror/Action, 2007)», «Пенумбра 2. Дневники мертвецов» (Adventure/Survival horror/Action, 2008), «Амнезия. Призрак прошлого» (Survival horror, 2010), Darkness Within 2:Темное Наследие (Action, Adventure, Horror, 2010), “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth”, “Cthulhu Quake 3 Conversion”, “Necronomicon: The Dawning of Darkness” “Prisoner of Ice” (Квест/Survival horror, 1995), “Legacy” (RPG, 1996), “Necronomicon: The Dawning of Darkness” (Квест, 2001), “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth” (Action/Adventure, 2006), “Darkness Within — In Pursuit of Loath Nolder” (Квест, 2007) и многие другие. Так как эти игры созданы по мотивам текстов Лавкрафта, но не повторяют дословно сюжет какой-либо конкретной повести или новеллы, они, скорее, представляют собой результат творческого осмысления его творчества создателями компьютерных игр.

Различные наклейки, значки, игрушки и другие сувениры несут в себе черты сюжетов Лавкрафта. Тот факт, что комиксы и графические адаптации произведений Лавкрафта издаются на английском языке, совершенно не мешает их популярности среди российских поклонников. Они легко доступны в Интернете, откуда их «скачивают», читают и обмениваются впечатлениями в социальных сетях. В социальных сетях есть несколько групп, объединившихся вокруг творчества писателя. Например, «H.P.Lovecraft | Г.Ф.Лавкрафт (Клуб людей с серьезным подходом к творчеству Лавкрафта!!)», «H.P. Lovecraft | Г.Ф. Лавкрафт», «Говард Лавкрафт/Call of Cthulhu» и многие другие.

На бескрайних просторах Интернета существуют два русскоязычных сайта. Один из них, «Worlds of Lovecraft» (URL: http://hplovecraft.narod.ru/), сообщает, что он «еще в разработке» –  половина ссылок не работает. Другой сайт, «По ту сторону сна» (URL: http://www.lovecraft.ru/), гораздо серьезней, там есть не только тексты самого писателя, но и критические статьи с краткими аннотациями. Хотя эти тексты сами по себе не слишком основательны и представляют собой либо вступительные статьи к книгам Лавкрафта, издававшимся в России, либо небольшие эссе самих читателей, посвященные писателю. К достоинствам сайта следует отнести то, что здесь собран весь материал, относящийся к Лавкрафту, который удалось найти его контентщику в России, и не только. Здесь представлен подробный хронологический список произведений Лавкрафта, тексты на русском и английском языках, список монографий и других исследований с кратким описанием, фильмы, игры по мотивам произведений писателя, иллюстрации и многое другое; есть ссылки на другие интернет-ресурсы. Однако создается впечатление, что обновление сайта прекратилось, хотя вся информация, выложенная до 2001 года, доступна.

Кроме страничек на литературных сайтах, статьи о Лавкрафте можно найти на различных сайтах, посвященных эзотерике, НЛО и паранормальным явлениям.

Трудно предположить, что под влиянием разнообразных продуктов массовой культуры повседневность в сознании части современной молодежи не меняет своего облика. Нам представляется, что массированное внедрение образности Лавкрафта обусловливает особый способ отбора, оценки и интерпретации действительности, формирующийся в сознании. А это, в свою очередь, создает иное, чем у других, представление о том, в чем состоит содержание повседневности. Образ повседневности, увиденный с позиций почитателя Лавкрафта, характеризуется следующими чертами: динамичностью (это мир, находящийся в постоянном и лихорадочном движении), мрачностью красок, резкостью и необычностью звучания. Базовые идеологемы этого образа - эсхатологичность, пессимизм и мистицизм, понимаемые как привычные и неотъемлемые свойства не только бытия, но и ежедневного быта.

Творчество Лавкрафта, с одной стороны, незаметно, но прочно заполнило свою нишу в современной российский повседневности значительной части российского населения. С другой стороны, поклонники массовой продукции, базирующейся на произведениях Лавкрафта, воспринимая творческий заряд создателей фильмов, рок-музыки, комиксов и компьютерных игр, творчески осмысливают, развивают и дарят вторую жизнь мирам, созданным американским фантастом. Однако такое прочное вживание мрачных фантастических миров в повседневность российский молодежи свидетельствует, по-видимому, о наличии духовного вакуума и ценностной дезориентации последних десятилетий.

Список литературы
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
2. Струкова Т. Г. Повседневность и литература // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010, № 4. С. 8-20
3. Russian Metal Home Page [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusmetal.ru/vae_solis/Ora_Pro_Nobis.htm [дата обращения: 05.05.2012]
4. «Worlds of Lovecraft» [Электронный ресурс]. URL: http://hplovecraft.narod.ru/ (дата обращения: 05.05.2012)
5. «По ту сторону сна» [Электронный ресурс]. URL: http://www.lovecraft.ru/ (дата обращения: 04.05.2012)